Спасти мистера Бэнкса

Алексей КОБЕЛЕВ, 17 января 2014.
Версия для печати

27 августа 1964 года на большом экране Китайского театра Граумана Уолт Дисней с гордостью представил на суд публики один из самых амбициозных проектов своей компании — музыкальный игровой фильм «Мэри Поппинс». Сказочная история стала вершиной карьеры Диснея в роли кинопродюсера и настоящим триумфом над закрепившимися в течение нескольких предшествующих лет предубеждениями перед диснеевским кино. Фильм, рассказывающий о совершенной практически во всех отношениях няне-волшебнице, получил самый благодушный зрительский прием и уважительную критику. Но картине не удалось впечатлить самого строгого критика — саму создательницу историй о Мэри Поппинс Памелу Линдон Трэверс.

Писательница в течение почти 18 лет не поддавалась на уговоры Уолта Диснея и его брата Роя, отчаянно защищая своё произведение от попыток экранизации. И я никогда не мог по-настоящему понять, почему? Что так сильно раздражало её в деятельности Диснея и казалось настолько чуждым, неприемлемым? Невероятная настойчивость американского сказочника, 100 тысяч долларов гонорара и, как рассказывают, пять процентов от доходов будущего фильма, в конце концов, сломили сопротивление пожилой женщины (Памела была на два года старше Уолта), но не изменили её отношения. По прошествии лет мнение Трэверс о диснеевской картине становилось всё хуже и хуже, а больше всего она боялась сиквела, но, к счастью, Дисней и сам к сиквелам относился негативно.

Спустя 50 лет после успеха диснеевской версии «Мэри Поппинс» создатели нового фильма «Спасти мистера Бэнкса» предложили свою интерпретацию событий, попытавшись объяснить позицию Памелы Трэверс. Не без приукрашиваний и, пожалуй, с преувеличенной сентиментальностью, но всё равно очень талантливо. Фильм рассказывает о двух неделях, которые своенравная и неприступная миссис Трэверс, сыгранная Эммой Томпсон, провела на студии Уолта Диснея, занимаясь согласованием сценария «Мэри Поппинс». Эти дни оказались невероятно сложными как для неё самой, так и для тех, кому пришлось с нею ладить. Экранный Уолт Дисней, в роли которого выступил Том Хэнкс, в какой-то момент справедливо восклицает: «Я не понимаю её!». Но на то оно и кино, чтобы понять, прочувствовать, осознать. Ответы мы находим в параллельно развивающейся сюжетной линии детства писательницы.

«Спасти мистера Бэнкса» — камерный и скромный фильм, но при этом очень красивый, атмосферный и точный в деталях. Даже в условиях стеснённого бюджета команде картины удалось выразительно передать как особенности австралийской глубинки, где прошли детские годы Трэверс, так и дух диснеевской студии 1960-х годов. В случае последнего пригодилась поддержка Музея Уолта Диснея и сотрудников диснеевского архива Animation Research Library, которые помогли воссоздать личный кабинет Уолта, предоставили аудиозаписи совещаний Трэверс со сценаристом Доном Да Гради и песенниками братьями Ричардом и Робертом Шерманами, показали, как при жизни Уолта оформлялись контракты и студийная документация. Сама по себе историческая достоверность представленных фильмом подробностей работы над «Мэри Поппинс» является достаточно веской причиной для моего интереса к фильму, но цепляющий сценарий, убедительная игра актёров и прекрасная музыка Томаса Ньютона превратили просмотр в настоящее погружение. Признаюсь, фильм тронул меня, и я не могу согласиться с теми критиками, которые считают, что он навязывает общественному мнению приукрашенный образ компании Disney, занимаясь так называемым пиаром. На мой взгляд, фильм не о компании Disney, и даже не о писательнице, которая не могла смириться с тем, как само название «Мэри Поппинс» стало неотделимым от имени Диснея, а о трагедии человека, вынужденного жить с полученной в детстве психологической травмой. Именно поэтому финалом фильма «Спасти мистера Бэнкса» (это не спойлер!) является премьера картины, созданию которой миссис Трэверс сопротивлялась всей душой, а не, скажем, церемония награждения её создателей пятью заслуженными премиями «Оскар».

Впрочем, нельзя не признать, что экранный образ Уолта Диснея в «Мистере Бэнксе» существенно идеализирован и сглажен. Хотя бы в том, что реальный Дисней почти не расставался с сигаретой (как вспоминал диснеевский ветеран Флойд Норман, на студии некурящие мужчины были такой же редкостью, как и вегетарианцы), а в фильме на это намекает только знаменитый кашель легендарного сказочника и эпизод, в котором Трэверс случайно застает Диснея за курением, и Уолт оправдывается, как будто ему неловко. Но ведь и некоторые тёмные стороны жизни самой Трэверс, например, судьба её приемного сына, в фильме не затронуты. Думаю, что в любом случае появление персонажа Уолта Диснея — это важный шаг в направлении его долгожданной кинобиографии. Я давно мечтаю о масштабном и даже эпичном фильме с условным названием «Уолт», потому что Дисней более чем достоин такой чести! Причина, по которой за прошедшие со дня смерти Диснея десятилетия, подобное кино так и не появилось, на мой взгляд, заключается во всё ещё прочной связи личности Диснея с компанией, носящей его имя. Придерживавшийся консервативных ценностей своего времени и наделённый целым комплексом соответствующих достоинств и пороков Уолт Дисней слишком противоречив. И это, по-видимому, влечёт за собой определенные риски для основанной им империи, недаром в последние годы она ведёт работу над обезличиванием своего собственного названия. В частности практически вышло из употребления выражение «Уолт Дисней [Пикчерз] представляет», уступив более корпоративному «Дисней представляет». Возможно, скоро название компании Disney будет ассоциироваться с человеком по имени Уолт Дисней не более, чем название компании Ford с Генри Фордом.

Должен сказать, что незадолго до просмотра «Мистера Бэнкса» я пересмотрел «Мэри Поппинс» (в оригинале), и, как выяснилось, поступил очень предусмотрительно! Без хорошего знания классической картины очень сложно осознать в полной мере суть совместной работы Трэверс с Шерманами и Доном Да Гради, и почти невозможно оценить связь между получившимся кино и детскими воспоминаниями миссис Трэверс. Я почти уверен, что «Спасти мистера Бэнкса» может растрогать и тех, кто не видел «Мэри Поппинс», но впечатления, безусловно, будут намного богаче, если всё-таки удастся найти возможность это кино посмотреть. И да, я понимаю, что полностью снятый в павильонах фильм 1964 года и выглядит, и звучит несколько архаично, понимаю, что он излишне затянут и что 14 песен, даже таких хороших, — это слишком много. Более того, мне категорически не симпатичны мальчик и девочка, играющие детей семьи Бэнксов, а их роли по современным меркам слишком пассивны. Но всё компенсируют достоинства картины: прекрасная музыка, классная анимация и великолепная Джули Эндрюс, кажется, созданная для роли Мэри Поппинс. Диснеевский фильм кажется легкомысленным при поверхностном знакомстве, но на деле затрагивает сложные темы мимолётности детства, ценности умения радоваться жизни и не в последнюю очередь проповедует важность милосердия.

По-моему, очень здорово, что в эпоху перегруженных спецэффектами блокбастеров хотя бы иногда появляются такие искренние фильмы, как «Спасти мистера Бэнкса». Говорят, Ричард Шерман, который в 85 лет выступил в роли консультанта картины, очень растрогался, когда узнал от сценаристов историю жизни Памелы Трэверс, потому что в 1961 году работа с нею была почти пыткой. А теперь он, наконец, её понял.

Комментарии ()
Все рецензии