Нет, лучше мы пойдем на мультик!

Версия для печати здесь

Ровно пять лет назад, в сентябре 2003 года на «Сайте о про-диснеевской анимации» был опубликован мой материал о новейшей истории кинопроката мультфильмов в нашей стране (1998-2003), в котором я сетовал на растущую, но всё равно малозаметную долю анимации в кинобизнесе. При этом выражал уверенность, что довольно скоро наступит время, когда у мультфильмов появятся мощные промокампании, а самые успешные из них сравняются в успехе с игровыми картинами. Пришло время подвести итоги очередной пятилетки, в течение которой российский кинобизнес продолжил свое бурное развитие.


Если попытаться бегло систематизировать кинопрокат анимации за период с 2003 года по 2008 год в масштабе всего мира, то главное, чем эти годы ознаменовались, это самый настоящий триумф компьютерной анимации. Буквально за несколько лет эта форма анимации стала самой успешной, доминирующей и задающей тон. Уже в 2004 году сразу четыре (!) компьютерных мультфильма — «Шрек 2», «Суперсемейка», «Подводная братва» и «Полярный экспресс» — собрали в кинопрокате США свыше $100 млн (а в сумме $1 млрд плюс $1,2 млрд за пределами Америки). При этом «Шрек 2» стал самым кассовым фильмом года и по совокупности достижений мог при желании поспорить с «Королём Львом». В 2006 году в одних только США на больших экранах демонстрировалось 13 полнометражных компьютерных мультфильмов, созданных в разных странах мира! В 2007 их было 9, а в 2008 ожидается 11. Параллельно скоропостижно и по большому счету бесславно угасла западная полнометражная рисованная анимация. Кроме «Симпсонов в кино», по-настоящему успешных рисованных лент не было. В 2004 году в США увидели свет последние рисованные проекты студий Disney и DreamWorks — «Не бей копытом» и «Синбад: Легенда семи морей», а в 2006 году — «Любопытный Джордж», долгострой от Universal. Не считая многочисленных скромных релизов, некоторые из которых стали местными хитами — например французский «Персиполис»(2007), Европе удалось выпустить три амбициозных рисованных мультфильма «Трио из Беллевиля»(2004), «Астерикс и Викинги»(2006) и «Ноктюрна»(2007), но в кинопрокате они не окупились, а в США вышел только первый из них.

Все эти события не прошли мимо российского кинобизнеса. Несмотря на ряд особенностей нашего кинорынка анимации, в целом мы следовали в форватере мировых тенденций. У нас компьютерная анимация также зарекомендовала себя в качестве «верняка», а западные рисованные проекты погоды не сделали. Уже зимой 2004 года пиксаровский компьютерный хит «В поисках Немо» собрал у нас рекордные для своего времени $3,8 млн, а в августе «Шрек 2» улучшил это достижение до $5,6 млн, чтобы по итогам года занять 10-е место в чартах российских кассовых сборов. Разумеется, эти ленты могли бы выступить намного лучше, если бы их релиз не был задержан в угоду видеопиратам, но в любом случае это было знаковое достижение. Но дальше стало очевидно, что наряду с победным шествием компьютерной анимации в нашей стране произошёл временный подъём отечественной рисованной анимации и уверенное становление, по крайней мере, одного её успешного производителя — петербуржской студии Мельница. Если первый полнометражный опыт этой студии — «Карлик Нос»(март 2003) — собрал в российском прокате лишь $0,6 млн, то уже второй — «Алёша Попович и Тугарин Змей»(декабрь 2004) — в три раза (!) больше! Это была качественная разница, так как, по сути, студия приблизилась к самоокупаемости.


Показательно, что в период с 2004 по 2006 год «Мельница» была всего лишь одним из множества игроков на рынке российской полнометражной анимации. Свои силы в этом виде кино попробовали многие студии, и лишь несколько из них, а именно «Мельница», «Центр Национального Фильма», «Аргус» и «Солнечный дом» сумели довести свой продукт до большого экрана (в последующие годы это удалось и другим производителям). Несмотря на то, что достижения фильмов этих мастерских были самыми разными (от полного провала «Незнайки и Баррабасса» осенью 2004 года до выдающейся пятимиллионной кассы «Князя Владимира» в начале 2006 года), во многом благодаря им, кинопрокат ломился от разнообразных и по-своему любопытных анимационных картин. Так в октябре 2004 года в российский прокат вышло сразу пять полнометражных разнокалиберных мультфильмов: последний диснеевский рисованный мультфильм «Не бей копытом», отечественные рисованные опусы «Щелкунчик» и «Незнайка и Баррабасс», европейский рисованный мультфильм «Город колдунов» и компьютерный блокбастер от студии DreamWorks «Подводная братва». В кассовом соревновании победил последний. Касса «Братвы» составила $5,4 млн, чему помогли откровенно наглая локализация названия, лейбл «От создателей Шрека», большое количество фильмокопий и, самое главное, чуть ли не впервые для нашей страны — вечерние киносеансы! Важно также, что «Братва» вышел в наш прокат с малой задержкой относительно американского релиза. Со временем отечественные дистрибьюторы убедились, что выгоднее всего выпускать мультфильмы одновременно с Америкой, и не прогадали. Жаль, что им потребовалось так много времени, чтобы это осознать.


С 2005 года большие мультфильмы чаще всего выходят либо одновременно с американским релизом, либо с задержкой в несколько дней. «Роботы» от Fox/Blue Sky, «Цыплёнок Цыпа» от Disney и особенно «Мадагаскар» от DreamWorks доказали резонность подобной пунктуальности. Ещё бы! «Мадагаскар» был выпущен на меньшем числе экранов, чем «Шрек 2», но привлек на полмиллиона зрителей больше (2,3 млн против 1,7 млн). При этом доля России в копилке иностранных сборов составила у «Мадагаскара» аж 2,3% против 1,2% у «Шрека 2». В следующем 2006 году аналогичный показатель у очередных лент студии DreamWorks «Лесная братва» и «Смывайся» достиг 3,9% и 5,4% соответственно! Буквально за несколько лет Россия стала важным участником мирового анимационного кинорынка.


В то же время стало понятно, что в самой России изменилось отношение к анимации. Как со стороны зрителей, так и со стороны дистрибьюторов. Компьютерные мультфильмы ведущих голливудских студий DreamWorks Animation, Fox/Blue Sky и чуть позже Disney/Pixar подняли репутацию анимации на рекордную высоту. Аншлаги на вечерних сеансах мультфильмов стали обычным делом, а сами ленты обосновались на почетных местах в чартах. «Ледниковый период 2»(2006) по итогам года занял третье место в чартах кассовых сборов, а «Шрек Третий»(2007) — второе! Абсолютные цифры впечатляют ещё больше. Касса третьей серии приключений Шрека ($23,1 млн) в России в 4 раза превысила сбор второй. А сиквел «Ледникового периода» собрал сумму ($17,1 млн) в 10 раз превышающую сборы оригинала! Именно поэтому прокатчики постоянно увеличивают тираж фильмокопий и раскошеливаются на все более и более масштабные рекламные кампании. Дорогие промоакции и национальные звезды первой величины в дубляже сегодня являются самым обычным делом. Изменились и сами прокатчики. К нам пришли так называемые мэйджоры. Анимационные релизы от DreamWorks в России с 2004 года курировала международная компания United Pictures International (UIP), а с 2007 года — Universal Pictures International (UPI). Аналогично диснеевские и пиксаровские мультфильмы в России прокатывает компания Buena Vista Sony Pictures Russia (BVSPR), совместное предприятие Disney и Sony, а фильмы от Fox/Blue Sky — Двадцатый Век Фокс СНГ.

Феноменального успеха достигла и отечественная студия «Мельница». Последний фильм из её богатырской трилогии, в которую вошли «Алёша Попович и Тугарин Змей»(2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006) и «Илья Муромец и Соловей Разбойник»(2007) преодолел психологический барьер в $10 млн. Таким образом, кинотеатральная касса в разы превысила производственный бюджет ленты. Разумеется, успех достигнут не столько из-за художественных достоинств кино, сколько из-за пристрастного отношения современного российского зрителя к российскому же производителю, но завоевать преданность зрителя тоже надо суметь! Конечно же, в росте кассовых сборов большую роль играют также окрепший рубль, выросшие цены на билеты и увеличившееся число кинотеатров. Так с декабря 2004 года по декабрь 2007 года число кинотеатров в России выросло в 1,4 раза, а число экранов в 1,9 раза (кстати, к середине 2008 года в стране действовало почти 1700 киноэкранов в без малого 700 кинотеатрах). Но, с другой стороны, «Карлик Нос» в 2003 году занял 79 место в чартах кассовых сборов (плюс минус несколько позиций, в зависимости от того, как считать киногод), а «Илья Муромец» в 2008 году имеет все шансы попасть в 20-ку лидеров!


Да. Анимация на коне, но прошедшая пятилетка ознаменовалась не только ростом и успехами. Были и разочарования. Если не считать проблем рисованной анимации, самым ярким из них, на мой взгляд, стало провальное выступление диснеевского мультфильма «В гости к Робинсонам» весной 2007 года. Масштабный, атмосферный, талантливый он собрал в наших кинотеатрах лишь $0,79 млн, то есть в три раза меньше, чем «Цыплёнок Цыпа» в ноябре 2005 года! Более того, это меньше, чем было у диснеевского рисованного (!) мультфильма «второй категории» «Винни и Слонотоп»(2005). И даже такие дешевые проекты, как «Новые приключения Золушки» и «Наживка для акул», что стартовали одновременно с «Робинсонами», выступили лучше. Серьёзный промах компании BVSPR. Впрочем, следует отметить, что зимой 2008 года дистрибьютор приложил усилия, чтобы испыравить ошибку. Создавая уникальный прецедент, «В гости к Робинсонам» появился в повторном прокате, на этот раз в «исконном» цифровом трёхмерном виде! Благо, к этому времени в стране насчитывался уже 31 кинозал, оборудованный аппаратурой цифровой кинопроекции по технологии Real D. И мультфильм, который уже давно был выпущен на DVD, всего с нескольких экранов собрал дополнительные $25 тысяч. С барского плеча российское подразделение Disney пообещало в октябре 2008 года выпустить в цифровом 3D формате знаменитый диснеевский кукольный мультфильм «Кошмар перед Рождеством»(1993), что не только ознаменовало бы 15-летнюю годовщину премьеры картины, но стало бы грандиозным подарком поклонникам этой культовой картины. К сожалению, чем ближе назначенная дата, тем меньше озвучивается информации о конкретных планах выпуска «Кошмара».


В целом практику повторных прокатов можно только приветствовать, ведь она дает бесценную возможность увидеть любимое кино снова (а для кого-то впервые!) на большом экране. Уместно отметить деятельность компании Russian Cinema Council (Ruscico), которая, кроме прочего, поставила себе целью выпустить в российский кинопрокат самые известные мультфильмы японского «Уолта Диснея» Хайао Миядзаки. Важность этой деятельности для поклонников аниме трудно переоценить. Отрадно, что поклонникам про-диснеевской анимации подобные подарки редко, но тоже делались. Если не считать «Робинсонов», то в октябре 2006 года по иннициативе российского подразделения Disney в нескольких кинотеатрах Москвы демонстрировалась отреставрированная «Русалочка» (мультфильм собрал около $30 тысяч). Жаль, что у компании Disney не было российского офиса раньше. Ведь, казалось бы, после выпуска в первом российском кинозале сети Imax обновлённого «Короля-Льва» в 2003 году можно было ожидать также и релиза «Красавицы и Чудовища». К сожалению, этого не произошло — на московском суперэкране так и не появилась даже диснеевская «Планета сокровищ»(2002), что была изначально снята с расчетом на Imax. Может быть, при наличии регионального представителя всё обернулось бы иначе.


Зато кинозал Nescafe-Imax порадовал по-настоящему трёхмерной анимацией. В декабре 2004 года объёмная версия компьютерного фильма с элементами захвата живого движения «Полярный экспресс» изменила представления о реализме анимационного кино. Безжизненный и искусственный на обычных экранах «Экспресс» в 3D демонстрации производил неизгладимое впечатление. Точные данные кассовых сборов премьерного показа ленты Роберта Земекиса в Nescafe-Imax так и не были озвучены, но очевидно, что они внесли солидную лепту в общую копилку сборов, потому что при 273 тысячах проданных билетов в этой копилке звенело $1,35 млн. Это означает, что средняя цена билета составила 5 долларов, в два раза дороже, чем у одноклассников типа «Суперсемейки» (то есть значительная часть билетов на кино была продана именно в Imax). Но оно того стоило! Недаром, «Экспресс» ещё дважды выходил в повторный Imax прокат. На этот раз цифры сборов были озвучены. В частности с ноября 2005 по март 2006 года фильм собрал с единственного в России экрана формата Imax $75 тысяч. Для повторного проката с немногочисленными сеансами это выдающийся результат!


Позже объёмной демонстрацией удивляли и другие анимационные картины, например «Сезон охоты»(2006) и «Беовульф»(2007). Любопытно, что последний демонстрировался в объёмном виде как в Imax, так и в формате Real D. На самом деле примерно половина российских кинозалов с цифровой кинопроекцией были оборудованы как раз под его релиз. С учетом того, что все ведущие анимационные студии Голливуда намерены выпускать объёмные версии своих новых мультфильмов, можно смело утверждать, что дальнейшее внедрение 3D в ближайшие годы ускорится. Одновременно можно ожидать открытия новых Imax залов. В 2007 году сеть подобных кинотеатров уже распространилась из столицы на другие города России, в частности Санкт-Петербург и Казань. Развитие цифрового и в том числе объёмного кинопроката мультфильмов, очевидно, станет главной тенденцией на ближайшие годы. Впрочем, в 2013 году будет виднее!


Я был бы рад услышать мнения по теме данного материала на Форуме о про-диснеевской анимации.


Замечание по поводу приведённого графика. При его составлении суммированы данные журнала «Кинобизнес сегодня». Подсчет сборов проведен в рамках кинематографических лет, которые по законам кинобизнеса не совпадают с календарными. В нашей стране принято декабрь относить к следующему году. В связи с особенностями подсчёта кассы данные итоговые цифры ни в коем случае нельзя считать абсолютно точными.

Все статьи