Читать материал Перекраивая классику. «Красавица и Чудовище»
Через год после выпуска «Красавицы и Чудовища» в кинотеатрах формата Imax, подобной чести удостоился и самый прославленный диснеевский мультфильм «Король Лев». Руководство Disney по-прежнему верило, что Imax способен стать курочкой, несущей золотые яйца. Однако достижения «Короля Льва» в повторном кинопрокате оказались даже более скромными, чем в случае предшественника. В Америке кассовые сборы не смогли преодолеть рубеж $16 млн. Неплохо для любого фильма формата Imax, но не для великого мультипликационного эпоса. Отыграться решили на видеорынке. «Король Лев» никогда не издавался на DVD, поэтому потенциальный спрос на его платиновое издание был оценен несколькими миллионами носителей. И небезосновательно, ведь и «Белоснежка», и «Красавица и Чудовище» разошлись семимиллионными тиражами.
Как и «Красавица и Чудовище», «Король Лев» был по сути полностью переснят. Большую часть анимации, конечно же, исправлять не пришлось. Сохранённая в векторном формате она легко поддавалась масштабированию, а вот поработать над мелкими деталями пришлось основательно. Еще бы! Ведь просторы саванны на гигантском экране Imax становились еще необъятнее, и мелкие фигурки животных на заднем плане превращались в размытые пятнышки. Естественно, их было необходимо перерисовать. Детализации и перерисовки движений персонажей на общих планах потребовали около 100 планов мультфильма. Курьезным, но, тем не менее, ярким примером такой работы может служить пролог картины. В последних кадрах вступления камера удаляется от Скалы, где мудрый Рафики подставляет лучам солнца своего крестника Симбу. В новой редакции видно, что у Симбы неожиданно появился красивый длинный хвост, мерно покачивающийся на ветру.
Абсолютно новая анимация для песни «The Morning Report» была добавлена в специальное издание «Короля Льва» только к видеорелизу. И снова, как в свое время для «Красавицы», для анимации эпизода привлекли высококлассных аниматоров. Только на этот раз это были художники калифорнийской студии Disney, закончившие работу над «Планетой сокровищ». С работой они справились настолько блистательно, что многие люди даже не подозревают, что видят совершенно новую анимацию! Однако, эпизод вышел очень коротким, поэтому неудивительно, что соотношение аниматоров и ассистентов отдела доработки (clean up) у «Красавицы и Чудовища» и «Короля Льва» кардинально отличается. Над обновлением «Красавицы» работали 17 аниматоров и 15 ассистентов, а над «Королём Львом» — 6 и 28 соответственно. Просто основной задачей была все же детализация движений и анимационных эффектов.
Интересно, что продюсер Дон Хан и режиссеры Роб Минкофф и Роджер Аллерс решили пойти дальше простого добавления нового эпизода и воспользовались возможностью внести исправления в мультфильм. Известно, что в начале 1990-х годов, когда «Король Лев» только снимался, в некоторых эпизодах пришлось пойти на компромисс с качеством для того, чтобы выпустить картину вовремя. Спустя 10 лет об упущенных возможностях вспомнили. В результате многие знакомые сцены отныне выглядят по-новому, не так, как раньше. Например, в мультфильме стали куда более четкими и насыщенными водопады (при клике на ссылку картинка откроется слева на месте главного меню). Но это лишь коррекция, причем вполне удачная. Куда более спорной и малоубедительной стала попытка изменения дизайна поющих крокодилов. Перерисовали даже птиц в их пастях! Диснеевские «реставраторы» позаботились избавиться также от знаменитой спорной надписи, которая ясно вырисовывается в пыли, поднятой Симбой. Теперь пыль хаотична.
В целом изменений накопилось немало! Например, из начальных титров убрали посвящение Фрэнку Уэллсу, а знаменитую заставку сияющего Замка полностью переоформили. Заметно изменили стиль финальных титров.
Однако, следует отметить, что на фоне этих явно косметических исправлений, неприкосновенной осталась такая яркая и грубая ошибка, как разное изображение лап Шрама. В одних кадрах, его лапы украшены четырьмя темными подушечками, в других одной большой. Почему этот недочет не был устранен? Скорее всего, только из-за того, что он проявляется в слишком большом числе сцен. Поэтому нежелание заняться его методичным искоренением характеризует всю затею с попытками улучшить мультфильм, как пустую и даже демагогичную.
После всего вышесказанного, хочется заметить, что специальная редакция «Короля Льва» лишний раз иллюстрирует и даже подчеркивает всю порочность попыток исправить то, что уже стало классикой. Видно, что нередко благие намерения улучшить мультфильм становятся для него медвежьей услугой. Особенно, если изменения вносятся исключительно выборочно и поверхностно. Чтож по крайней мере есть надежда, что других переделок классических мультфильмов уже не будет, хотя бы потому, что этим попросту будет некому заниматься. Львиная доля диснеевских традиционных аниматоров, на которых возложили ответственность за все ошибки руководства мышинной фабрики, уже давно уволена.