18 декабря 2007
С днем рождения, "Белоснежка"!

Отгремела премьера "Зачарованной". Фильм с успехом прокатывается на киноэкранах мира и купается в волнах зрительского одобрения. Публика так соскучилась по легким, наивным, сентиментальным, подчас стерильным, но зато не пошлым диснеевским фильмам, что на удивление благодарно приняла отнюдь не новую по концепции историю столкновения Сказки и Реальности. При этом за один из эталонов Сказки взят самый первый полнометражный мультфильм Уолта Диснея "Белоснежка и семь гномов", недаром в "Зачарованной" практически по кадру с пиететом и даже гордостью цитируется сцена отравления главной героини ленты 1937 года. Очень символично, что столько внимания уделяется картине, заложившей основы диснеевских традиций, особенно в свете наступающего юбилея классического мультфильма. Уже очень скоро, 21 декабря, знаменитой "Белоснежке" исполнится ровно 70 лет! Воистину, дата! Чем не повод, чтобы бегло вспомнить шедевр?

Да, история БОЛЬШОЙ диснеевской анимации началась с отравленного яблока и волшебства поцелуя истинной любви. Диснеевская версия "Белоснежки" настолько прочно вошла в наши умы, что сейчас мало кто помнит оригинальную версию сказки. А ведь на самом деле в сказке братьев Гримм не было никакого пробуждающего поцелуя. Принц, случайно обнаруживший мертвую красавицу Белоснежку, влюбился в нее с первого взгляда и вымолил у гномов гроб с её телом, а потом "приказал своим слугам нести гроб на плечах. Понесли они его да споткнулись о какую-то веточку, и от этого сотрясения выскочил из горла Белоснежки тот кусок отравленного яблока, который она откусила. Как выскочил кусок яблока, так она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась в нём жива-живёхонька". Забавно, что пробуждающего поцелуя не было также ни у Пушкина в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях", ни у Шарля Перро в "Спящей красавице" (по крайней мере, в версии на русском языке)! Выходит, что в "Белоснежке" Уолт Дисней сотворил целый миф!

Забавно, что создание самой "Белоснежки" в свою очередь давно обросло мифами, многие из которых с удовольствием культивирует сама "мышиная" фабрика. Например, много говорится о сложностях, с которыми столкнулась студия при производстве мультфильма. Однако на самом деле куда больше сложностей было не с производством картины, а с подготовкой к нему. Не было никакого готового рецепта, и лишь чудом и гением Уолта Диснея можно объяснить тот факт, что созданная методом проб и ошибок "Белоснежка" в итоге всё же получилась вполне целостной.

Несмотря на то, что первые студийные документы по "Белоснежке" датированы августом 1934 года, вплоть до середины 1936 года работа над лентой продвигалась медленно и малоэффективно. А ведь поначалу Дисней был полон решимости снять мультфильм к концу 1935 года! Известно, что главным режиссером "Белоснежки" выступил Дэвид Хэнд, однако мало кто знает, что первоначально Дисней сам планировал выступить в роли режиссера-постановщика. Не имея полноценного опыта (от режиссёрских функций он отошел ещё на рубеже 20-30х годов), Дисней решил испытать свои силы в мультфильме "Золотое прикосновение"(1935), но потерпел неудачу (съёмки безбожно растянулись, а результат вышел посредственным) и был страшно разочарован. Большим ударом стала и короткометражка "Богиня весны"(1934), которая ныне многими воспринимается, как фильм-тест "Белоснежки", снятый для отработки анимации человеческих персонажей. На деле "Богиня весны" снималась совершенно вне контекста задуманного полнометражного проекта и расстроила даже собственного режиссёра Уилфрида Джексона, который с горечью расписывался в неудаче, связывая её именно с решением анимировать людей. Когда же стало ясно, что сценаристы Диснея "затрудняются" скомпилировать приемлемый сценарий (серьезное и смешное в картине находилось в непреодолимой дисгармонии), впору было совсем отчаяться, что и случилось бы, если бы не путешествие Диснея по Европе летом 1935 года, которое вдохновило и настроило на успех. Дисней даже поспешил объявить, что "Белоснежка" будет готова к Рождеству 1936 года. Как все мы знаем, снова чересчур оптимистично, но, главное, что работа была продолжена!

Ответом на отсутствие опыта в анимации людей стало использование игровых съёмок в качестве образца. В ноябре 1935 года Марджори Бельчер (Marjorie Belcher) сыграла партию Белоснежки. Малоизвестный факт — на начальном этапе съёмок Марджори была вынуждена носить специальный головной убор, имитирующий голову и прическу Белоснежки, так как пропорции персонажа отличались от пропорций реальной девушки. Одновременно сразу шесть бригад сценаристов улаживали проблемы сценария, который из во многом комичного представления эволюционировал в историю, способную вызвать сопереживание зрителя, а лучшие аниматоры Диснея бились над дизайном и индивидуальными чертами персонажей. Финальный дизайн гномов был утвержден лишь в сентябре 1936 года. Решение сделать их максимально разными, усложнило работу, но в итоге обернулось колоссальными дивидендами. Гномы стали самой большой удачей создателей "Белоснежки". Чего стоит Ворчун, персонаж, в случае которого не верится, что им движет рука аниматора, а не его собственные ворчливые мысли! При этом нельзя не заметить, что думает он совсем не то, что написано у него на лице — за Белоснежку вечносердитый гном переживает больше других.

Сам Дисней нашёл в себе силы признать, что с ролью режиссёра ему не справиться, и осенью 1936 года он отказался от режиссёрских функций, которые находил слишком рутинными. Зато он оставил за собой общее и воистину тотальное руководство. Требуя беспрецедентного уровня достоверности анимации, решительно отказавшись от милых, но не нужных сцен ужина и постройки гномами кровати для Белоснежки, проявив упорство, твёрдость намерений и презрение к возможности разориться, и, наконец, умудрившись вдохновить сотни людей на самоотверженный труд, он все-таки добился своего. Производство мультфильма было осуществлено в сроки, несравнимые с масштабом постановки — букально в период с октября 1936 года по декабрь 1937 года. О перипетиях, его сопровождавших, нужно писать отдельно. И я это обязательно сделаю! Напишу в будущей книге. Сегодня же хочу просто воздать дань уважения грандиозному даже по нынешним временам мультфильму, что по-настоящему обогнал свой век и успешно пережил восемь (!) повторных релизов, а также отдать должное оптимизму Диснея, его мужеству и перфекционизму, позволившим превзойти первоначальный замысел, согласно которому создавать новые мифы никто и не собирался...