Прошел год с момента закрытия флоридского отдела Disney FA. В течение этого времени на территории США никто не занимался созданием полнометражной про-диснеевской анимации. Одним чудом на свете стало меньше, но мир, разумеется, не перевернулся, и жизнь продолжается. 2004-й год не был счастливым для того типа анимации, которому посвящен мой сайт, но он оказался интересным и очень насыщенным разными анимационными событиями вообще, и сейчас, наконец, пришла пора подвести его итоги. В этом году я делаю это несколько позже, чем в прошлом, но лучше поздно, чем никогда!
2003-й год закончился на вопросительной ноте. Большое противостояние Роя Е. Диснея и руководства Disney было в самом разгаре, и надежда на скорые изменения в политике компании была как никогда сильной. В марте 2004 года на ежегодном собрании держателей акций Disney главе компании Майклу Айснеру был нанесен мощный удар со стороны недовольных акционеров. Но он с честью устоял. Элементарно игнорируя нападки своих противников и спокойно продолжая старую линию, он смог отразить попытку поглощения "мышиной фабрики" со стороны Comcast и даже усилить свои позиции. Со временем деятельность группы "Спасти Disney" стала более формальной и пассивной, журналисты стали все реже вспоминать Роя Диснея, а недовольные акционеры удовлетворились обещанием Айснера покинуть свой пост в сентябре 2006 года. А почему бы и не успокоиться? Ведь в 2004 году доходы Disney достигли $30 млрд., а прибыль выросла на 40%! Несмотря на многочисленные кассовые неудачи диснеевских фильмов в первой половине 2004 года, в целом доходы компании увеличились за счет рекордных видеопродаж успешных лент 2003 года, невероятных успехов на телевидении (даже ABC стала показывать завидные рейтинги!) и роста посещаемости Диснейлендов, которому не помешали даже грандиозные ураганы в Карибском регионе.
Кстати, о кассовых неудачах. Одной из них стал отнюдь не неожиданный провал 43-го и по совместительству последнего про-диснеевского мультфильма "Не бей копытом". Эта далеко не самая амбициозная лента оказалась в роли нелюбимого пасынка диснеевских маркетологов. Иначе как объяснить тот факт, что выпустили ее в совершенно непривычное для диснеевских мультфильмов время (в апреле), а к раскрутке подошли вяло и нарочито формально? В результате не оправдались даже мои и без того не очень оптимистичные ожидания — мультфильм собрал в США всего лишь $50 млн. Не было особых достижений и в иностранном прокате, где удалось наскрести всего около $54 млн сборов. Но, даже если бы случилось чудо и "Не бей копытом" показал бы более удачные результаты, на судьбу диснеевской традиционной анимации это никак бы не повлияло. От ее создания отечественные студии Disney окончательно отказались. Зато австралийская диснеевская студия, похоже, в данный момент переживает расцвет, выдавая на-гора по два мультфильма в год! По крайней мере, в 2004-ом году вышло сразу две рисованные ленты и, причем, довольно интересные! Правда, обе появились лишь на видео, а потому подробней о них упомяну ниже.
![]() |
||||||||||||||||||
Кассовые сборы мультфильмов 2004-го года (собравшие свыше $1 млн): |
||||||||||||||||||
|
Что же касается кинопроката, то, если не учитывать печальную судьбу про-диснеевской манеры анимации, в целом 2004 год стал исключительно успешным для анимационного искусства. Начать следует с того, что впервые с 1995 года самым кассовой лентой года в американском прокате стал мультфильм. "Шрек 2" от компании DreamWorks собрал в кинотеатрах США колоссальные $441,2 млн, что по абсолютному исчислению уступает лишь кассе "Титаника"! Но поразительные результаты второго "Шрека" лишь вершина айсберга. В десятке кассовых чемпионов прошедшего года сразу четыре мультфильма! Кроме "Шрека 2", это "Суперсемейка", "Полярный экспресс" и "Подводная братва", сборы которых составили $258,7 млн, $162,1 млн и $160,7 млн соответственно. Но и это еще не все. Если просуммировать совокупные сборы всех мультфильмов, премьера которых состоялась в 2004 году, получится астрономическая цифра, превышающая $1,18 млрд! Чтобы представить величину этой цифры, достаточно заметить, что она эквивалентна 12% от всей кассы 2004-го календарного года. Кроме того, это в полтора раз больше предыдущего рекорда, установленного мультфильмами в 2 января 20ом году. Важно отметить, что львиная доля анимационной кассы принадлежит компьютерным трехмерным мультфильмам, об успехах и относительных неудачах каждого из которых стоит поговорить отдельно.
Итак, главным триумфатором года стал "Шрек 2". Ловко сыграв на зрительских ожиданиях, компания DreamWorks добилась возможности устроить для своего нового детища самый масштабный релиз в новейшей истории. Первая часть саги появилась одновременно в 3600 кинотеатрах (грандиозная для 2 января 20года цифра!), вторую же выпустили сразу в 4220 мультиплексах! Компьютерный блокбастер не подкачал и уже за первый уик-энд стал стомиллионником. Еще в начале года компания DreamWorks числилась среди кассовых аутсайдеров и переживала далеко не лучшие времена. Новые приключения зеленого огра мигом исправили баланс сил среди ведущих дистрибьюторов Голливуда. Еще бы! Финальная касса "Шрека 2" в Америке почти на $100 млн превзошла кассовые показатели "Поисков Немо". Правда, то же самое нельзя сказать про мировые достижения второго "Шрека". Здесь, несмотря на ряд триумфальных результатов (в Англии, Мексике, Польше и некоторых других странах), мультфильм от DreamWorks так и не смог превзойти рекорд оранжевой рыбки студии Pixar. И главная причина этого — прохладный прием сиквела в Японии. В Стране восходящего солнца "Шрек 2" привлек в 5 раз меньше зрительского внимания, чем полюбившиеся японской детворе "Поиски Немо". Всего в иностранном прокате "Шрек 2" собрал $477,3 млн против $525 млн у "Немо". Впрочем, цифры все равно очень и очень впечатляющие, а мультфильм несомненно достойный.
Интересно, что в 2004 году компания DreamWorks отличилась не только рекордами "Шрека". Буквально через полгода после премьеры "Шрека 2" на зрительский суд была представлена еще одна компьютерная лента — "Подводная братва". Нужно учитывать, что сам по себе почти одновременный (в течение года) выпуск сразу двух масштабных мультфильмов (снятых в одной и той же технике) одной студией за последние пятьдесят лет был лишь третьим прецедентом! До этого студия Disney в 1999 году выпустила "Фантазию 2000" и "Похождения императора", а в 2002 году — "Лило и Стич" и "Планету сокровищ". Но киностудии DreamWorks удалось добиться того, что у Disney не получалось ни разу — оба выпущенных мультфильма добились большого зрительского успеха. Конечно, "Подводная братва" существенно уступила достижениям "Шрека 2", но собрала вполне респектабельные $160 млн в США и $164 млн в иностранном прокате. Впрочем, в каждой бочке с медом найдется ложка дегтя. Мультипликатор кассовых сборов "Подводной братвы" (отношение финальной кассы к стартовым показателям) оказался рекордно мал для компьютерной анимации! Его значение составило всего 3,38, что даже меньше, чем у таких неудачных в кассовом отношении фильмов, как "Синбад: Легенда семи морей" (3,85) и "Не бей копытом" (3,6). Что это значит? Ну, как минимум, это подчеркивает очень быстрое падение зрительского внимания. Впрочем, в защиту "Братвы" следует отметить, на величину мультипликатора могло повлиять не очень выгодное время релиза ленты.
Символично, что 2004 год подарил нам и обладателя самого высокого для КОМПЬЮТЕРНОЙ анимации значения мультипликатора кассовых сборов. Финальная касса "Полярного экспресса" от Sony Pictures Imageworks в 6,94 раза превысила сборы этого мультфильма на старте! Прежний рекорд мультипликаторов принадлежал "Истории игрушек"(1995) и составлял 6,58. Когда "Экспресс" собрал за первый уик-энд далеко не рекордные $23,3 млн, многие аналитики поспешили сравнить его "неудачу" с провалом "Финальной фантазии" в 2 января 20году. Предположить, что в конечном счете фильм Роберта Земекиса войдет в 10-ку кассовых чемпионов Америки за 2004 год, тогда не мог никто! Однако это произошло, причем в не малой степени благодаря одновременному релизу в формате Imax 3D, ведь целая четверть всей собранной мультфильмом кассы пришлась именно на несколько десятков кинозалов компании Imax. Не стоит заблуждаться, "Полярный экспресс" не стал пока прибыльным проектом — слишком уж дорого обошлось его создание, но на арене кинопроката мультфильм проявил себя очень и очень достойно. Несомненно, что уже в ближайшее время примеру Sony Pictures Imageworks последуют многие другие голливудские студии (например, компания 20th Century Fox планирует выпустить в формате Imax "Роботов" от студии Blue Sky), и роль гигантских экранов, очевидно, со временем будет расти. Но важно не забывать, что суть успеха, конечно же, не только в форматах изображения и технике съемки. Очевидно, что "Полярный экспресс" не добился бы таких результатов без таланта Роберта Земекиса и всей его съемочной группы, а также, если бы он появился в другое, менее выгодное для рождественской тематики, время.
Для студии Sony Pictures Imageworks "Полярный экспресс" стал и экспериментом, и боевым крещением. Эта известная фабрика визуальных эффектов только-только вступает на рынок компьютерной полнометражной анимации. Уже в 2006 году студия выпустит более традиционную трехмерную ленту — комедию "Открытый сезон", которая в отличие от "Экспресса" не будет замахиваться на фотореализм. К тому же времени появятся и диснеевские трехмерные мультфильмы. Таким образом, число игроков в бизнесе, пионером которого в 1995 году стала студия Pixar, снова увеличится. Между тем, сама эта знаменитая кузница компьютерных хитов уже сейчас переживает сложное и противоречивое время. Конечно, "Суперсемейка", шестая лента от студии Pixar, стала блокбастером и очередной творческой победой студии (причем, может одной из самых ярких!). Однако она не оправдала в полной мере ожиданий как руководства студии Pixar, так и независимых аналитиков! Диснеевская дистрибьюторская компания Buena Vista провела для мультфильма бриллиантовую рекламную кампанию, поэтому неудивительно, что "Суперсемейка" стартовала не хуже, чем "Немо". Однако очень скоро стало ясно, что, в отличие от предыдущих пиксаровских лент, мультфильму не по зубам ни один рекорд.
Обласканная вниманием критики, безупречно снятая "Суперсемейка" не смогла в полной мере завладеть сердцами американского массового зрителя и в какой-то момент даже стала проигрывать стабильно прокатывавшемуся "Полярному экспрессу". В результате мультипликатор кассовых сборов "Суперсемейки" составил всего 3,67 и оказался самым низким среди всех пиксаровских мультфильмов. Неоднозначным оказался и иностранный прокат мультфильма Брэда Берда. В целом заграничная касса "Суперсемейки" составила очень внушительную сумму, достигнув $365 млн, однако это не идет ни в какое сравнение с достижениями "Шрека 2" или "Немо". В некоторых странах прокат "Суперсемейки" вообще прошел с конфузом. Например, в Финляндии мультфильм уступил даже "Не бей копытом"! Все это стало не самым благоприятным фоном для объявления Стива Джобса о том, что студия Pixar в очередной раз откладывает переход на ежегодный выпуск новых мультфильмов. Конечно же, есть сразу несколько формальных объяснений переноса премьеры очередного пиксаровского мультфильма "Машины" с ноября 2005 года на лето 2006 года. Но факт остается фактом — в то время как DreamWorks умудряется в течение одного года выпустить сразу два больших мультфильма, Pixar продолжает выдавать свои шедевры лишь раз в полтора года. И ведь такая активность DreamWorks не случайна. В 2005 году студии Джеффри Катценберга планируют выпустить ещё одну компьютерную ленту "Мадагаскар", а в 2006 году, как минимум, два мультфильма: "Over the Hedge" и "Ratropolis". Так что, несмотря на то, что 2004 год стал самым успешным в истории Pixar, спасибо видеопродажам "Немо" и внушительной кассе "Суперсемейки", риск опьянения собственными успехами велик как никогда. Между тем единственным источником дохода Pixar в 2005 году станут видеопродажи "Суперсемейки", при этом пока не ясно, насколько они будут успешными.
На видео "Суперсемейке" придется соревноваться с "Подводной братвой", "Мадагаскаром" и "Роботами", и уверенно выбрать среди них потенциального лидера года не так просто. Зато нет ничего проще, чем назвать имя победителя прошедшего года. Самым успешным видеорелизом 2004 года (не только среди мультфильмов, но и вообще!) стал, разумеется, "Шрек 2". До конца года было продано свыше 20 млн DVD и видеокасет с этой лентой (в денежном эквиваленте порядка $340 млн!). Пока это на 3 млн носителей меньше, чем было у "Поисков Немо", но существенно больше, чем у любого другого релиза 2004 года. Из мультфильмов отличились также "Братец Медведь" и "Король-Лев 1 и 1/2", которые были распроданы в количестве 7,5 млн носителей каждый! Таким образом, признанный неудачным "Братец Медведь" не только окупился, но и принес большую прибыль "мышиной фабрике", ведь в сумме цифры его мирового кино- и видеопрокатов тянут на $500 млн! А что касается нового сиквела "Короля-Льва", то этот мультфильм стал самым оригинальным из всех диснеевских чипквелов. Остроумная и качественно снятая работа австралийской студии Disney была бы даже достойной оваций и аплодисментов, если бы фильмы-продолжения так не надоели. Куда интереснее было вкушать другую работу художников южного континента. Летом прошедшего года они выпустили забавную и стильную полнометражку "Три мушкетера" с участием знаменитой диснеевской троицы Микки, Дональда и Гуфи. Многие поклонники про-диснеевской анимации хотели бы увидеть этот мультфильм на большом экране. Увы, руководство Disney предпочло выпустить "Три мушкетера" лишь на видео.
Как бы то ни было, 2004 год показал, что пока диснеевский отдел телевизионной анимации, который специализируется на недорогих сиквелах, от рисованных мультфильмов не отказывается. Впрочем, только пока, потому что "мышиная фабрика" уже объявила о создании отдельной студии для съемок компьютерных сиквелов к пиксаровским мультфильмам, а также осуществила первую попытку представления классических персонажей в трехмерном виде! Речь идет о сборнике рождественских историй "Микки Вторично на Рождество" ("Микки Однажды на Рождество" выходил в 2 января 20году), снятым по заказу Disney независимыми студиями. Конечно, в целом истории получились симпатичными и забавными, но колоссальная разница в степени привлекательности двумерного и трехмерного представления любимых героев не может не удручать.
Однако, скорее всего, скоро выбирать уже не придется. Уже сейчас Disney готовит трехмерный мультфильм о новых приключениях Питера Пэна. Впрочем, если кому и остается унывать, то лишь американцам. В нашей стране до победы 3D еще далеко, иначе как объяснить тот факт, что среди четырех отечественных полнометражных мультфильмов, добравшихся до кинопроката, полностью трехмерных пока нет?
Говоря об отечественном кинопрокате, следует отметить, что у нас доля мультфильмов в кассовом пироге заметно ниже, чем в Америке, но она быстро растет (причем даже быстрее, чем сам экстенсивно развивающийся кинорынок). Совокупные сборы анимационных фильмов, стартовавших в 2004 году, более чем в 3 раза превысили результаты лент 2003 года и составили порядка $19 млн (примерно 6% от всей кассы кинопроката). Впрочем, обо всем по порядку.
![]() |
||||||||||||||||||||
Десятка самых кассовых мультфильмов в России (приблизительные данные) | ||||||||||||||||||||
|
Как и во всем мире, в 2004 году в нашей стране наибольшей популярностью пользовались трехмерные компьютерные мультфильмы. Правда, наш расклад победителей существенно отличен от заморских. Например, "Шрек 2" занял первое место, но не стал очевидным победителем. Зато стал очередным уроком отечественным дистрибьюторам. В конце лета собравший кучу восторженных отзывов мультфильм формально стал самой кассовой анимационной лентой в отечественном прокате, но даже далеким от кинобизнеса людям было ясно, что это не тот успех, который мог сопутствовать ему потенциально. Это доказала "Подводная братва", в целом непонятая, а потому негативно воспринятая еще одна компьютерная картина от DreamWorks, которая в условиях жестокой конкуренции умудрилась собрать почти столько же, сколько "Шрек 2", а по числу проданных билетов обставить и его, и "Поиски Немо" от Pixar. Если на сеансах второго "Шрека" присутствовало 1,715 млн зрителей, то на "Братву" было продано 1,809 млн билетов! Сказалось влияние пиратского видеорынка, ведь к моменту появления в российских кинозалах, мультфильм уже был отсмотрен до дыр большинством кинолюбителей.
Другой крупной проблемой наших дистрибьюторов является их болезненая привязанность к школьным каникулам. Воистину вопиющая ситуация сложилась в октябре 2004 года, когда одновременно состоялись премьеры сразу пяти мультфильмов ("Подводная братва", "Не бей копытом", "Незнайка и Баррабасс", "Щелкунчик", "Город колдунов"). Причем "Незнайка" и "Щелкунчик" были релизами отечественных студий! "Крутая" "Подводная братва" быстро захватила лидерство и стала недосягаемой для конкурентов, остальные же мультфильмы бесславно сгинули в прокате (правда "Щелкунчик" успел обойти "Карлика Носа", как по кассовым сборам, так и по числу проданных билетов).
Успех "Братвы", которую ругали, но при этом все равно смотрели, показал, что кое-чему наши прокатчики все-таки научились. Они успели осознать, что, по крайней мере, некоторые мультфильмы могут пользоваться популярностью и среди взрослых зрителей. "Шрек 2", "Братва", "Суперсемейка" и даже отечественный "Алеша Попович" получили престижные и дорогие вечерние сеансы. Именно этим обусловлены их выдающиеся кассовые результаты. В случае же "Алеши" многие взрослые буквально открыли для себя мир анимации! Наверное, именно поэтому "Алеша Попович", новый мультфильм от студии "Мельница", стал настоящим событием. "Алешу" смотрели, обсуждали и рекомендовали, кассеты с ним расхватывались на пиратских лотках, а после "ходили по рукам". Конечно же, далеко не всем зрителям мультфильм понравился, но по крайней мере его смотрели! "Щелкунчик" и особенно "Незнайка и Баррабасс" не получили и толики того внимания, которого был удостоен "Алеша".
К сожалению, вечерних сеансов не было у "Братца Медведя", а ведь этот диснеевский мультфильм мог бы с одной стороны многому научить взрослую публику, а с другой задал бы ей более высокую планку требований к качеству анимации. Как бы то ни было, "Медведь", видимо, надолго останется самым кассовым диснеевским рисованным мультфильмом в нашей стране.
Таким был 2004 год.