Предыдущий фильм
Следующий фильм
Конь Юлий и большие скачки
Юмор, ассоциации Ясность сюжета
Драматизм Логика действия
Новшества Злодей
Стиль картинки Анимация
Сцены действия Постановка

Итого 35 баллов из 50 возможных. Оценка: 0,7 идеального богатырского мультфильма.

Конь Юлий без ума от лошади по кличке Звезда Востока и хочет на ней жениться, но Князь Киевский не желает выступать в роли свата. Тогда Юлий и Моисей похищают монарха и убегают покорять Восток.

Разумеется, нужно оговориться, что формально «Конь Юлий» стоит особняком от остальных богатырских мультфильмов. При том, что в 2017 году проект будущего «Коня Юлия» успели официально анонсировать под названием «Три богатыря и Звезда Востока», весной 2018 года он преподносился уже как фильм-ответвление. Причины, побудившие продюсеров по итогам выступления «Принцессы Египта» убрать упоминание богатырей из названия, кажется, подробно не озвучивались. Было лишь объяснение Сергея Сельянова: чтобы «подчеркнуть свежесть концепта». Напрашивается предположение, что дело могло быть в усталости зрителя от персонажей, встречи с которыми в период с 2016 года по 2018 год происходили ежегодно. Нельзя, впрочем, исключать и желание повысить шансы на получение финансовой поддержки со стороны «Фонда кино». Мол это как бы не совсем «Богатыри».

Запущенный в производство в октябре 2018 года «Конь Юлий и Большие скачки» не был второстепенным, облегчённым или создаваемым «вторым составом» создателей. Отнюдь! Когда по итогам выступления очередного мультфильма («Наследницы престола»), выпуск «Скачек» перенесли с конца 2019 на конец 2020 года, вся команда проекта в полном (!) составе занялась вполне себе первостепенным «Иваном Царевичем 4». В этом смысле принятое решение было беспрецедентным. Одно дело, когда меняется порядок выхода мультфильмов, работа над которыми идёт параллельно, совсем другое, когда уже начатое производство буквально ставится на паузу, и вместо него начинается новое. Настолько сами продюсеры не верили в то, что «Скачки» хоть чем-то отличаются от типичных «Богатырей». Но и признавать очевидное не захотели.

До остановки производства успели сделать немало. Одной только анимации было создано не менее 20 минут анимации (половину сцен успели прорисовать). Остальное студия доделала в 2020 году, в основном в режиме работы из дома. Когда дошло до премьеры, картину можно было продать как юбилейную десятую часть цикла, но возможностью пренебрегли. Пошло это на благо ленте или нет, сказать невозможно по причине релиза в разгар пандемии Covid-19 (хорошо, что кинопрокат вообще состоялся).

Нисколько не сомневаясь, считаю получившийся фильм очередной серией богатырского цикла, которую не только можно, но и нужно рассматривать и оценивать наравне с остальными. Судите сами, богатыри Алёша, Добрыня и Илья не остались за кадром, а играют роль, по объёму соизмеримую с их ролью в «Наследнице престола». А титульный герой, хоть и присутствует на экране больше обычного, почти всю дорогу действует в связке с кем-нибудь из своих товарищей по богатырскому циклу. И если в картине есть персонаж, получивший повышенное внимание, то это не Юлий, а Князь! Именно Князь делится сокровенными воспоминаниями и в очередной раз проявляет лидерские качества. Взбалмошный и алчный персонаж здесь симпатичен, как никогда раньше.

В оценках «Большие скачки» на фоне предшественников выглядит неплохо и мог бы выглядеть ещё лучше, если бы не подкачал в категории «Злодей», значение которой важнее, чем может показаться. В зависимости от харатера злодей может повлиять и на качество юмора, и на уровень драматизма и на степень новизны. Юлий, безусловно, примеряет на себя роль злодея мультфильма, но на негодяя, конечно же, не тянет. Султан Архан, дорогу которому «переходят» богатыри, в итоге становится их другом. И только его брата султана Рашида можно счесть однозначным злодеем, хотя его злодеяния ограничиваются приказом силой отобрать у Князя приз за скачки (добытый не без жульничества). Такого врага даже не пришлось побеждать, про него просто забыли. И вообще, по-моему, поведение Архана немногим лучше поведения Рашида, ведь, пытаясь отобрать у брата Звезду Востока, он не брезгует ни конокрадством, ни разбоем. Тем не менее, создатели картины его полностью оправдывают, а конфликт братьев освещают откровенно поверхностно. То есть буквально на поверхности тарелки, простите за игру слов! А если серьёзно, то полной ясности в том, кто из братьев кому что должен, нет.

Другим неясным моментом мультфильма мне видится неожиданный всплеск разумности копытных животных. Можно припомнить, как в «Шамаханской Царице» Юлий получил удар копытами от эффектной лошади за то, что клал ногу на её спину. Это понять можно, но здесь Звезда Востока страшно оскорбляется предложению Юлия проиграть на скачках! И неважно, в репутации ли дело или в преданности своему текущему владельцу. Важно, что лошадь вообще поняла, о чём говорит Юлий.

Не менее, а может и более, чем Звезда Востока, победой в скачках озабочены и другие лошади-участники забега, которых мультфильм представляет эдакими суперконям. В чём их мотивация, совершенно непонятно. А разумность ослика Моисея лично меня даже раздражать стала. В финале «Алёши Поповича» обманчивая простота этого персонажа стала основой для ключевого гэга, но после он вроде бы всегда вёл себя, как обычный ослик. А тут вдруг показан не только соучастником преступной авантюры Юлия, но также взломщиком и ловкачём на грани шулерства. Это только со мной так?

Впрочем, в целом история «Больших скачек» ясная и связная. Последнее означает, что, например, убрать из истории похищение Князя Юлием нельзя, ведь, узнай монарх о скачках и ценном призе при других обстоятельствах, причин участвовать в них лично у него не было бы, и это обесценило бы самый зрелищный эпизод мультфильма. Да что там мультфильма! Положа руку на сердце, среди девяти предыдущих богатырских мультфильмов мне трудно припомнить более изобретательный и бесшабашный эпизод действия. Если знаете кандидатов, напишите в комментариях! Остаётся пожалеть, что скачек в мультфильме не так много, как хотелось бы. Соревнования вполне могли бы происходить в несколько этапов в разных условиях, да и Звезде Востока тоже стоило бы показать, на что она способна. В мультфильме место второго этапа скачек занимает довольно лихой эпизод погони стражников за Князем и Юлием, но, на мой вкус, половину его эффекта уничтожает ненужная песня, одна из тех, которыми сдобрено большинство богатырских мультфильмов.

Но даже с половинным эффектом сцена погони важна для сюжета. Не могу сказать того же про нудные и затянутые эпизоды в Киеве, в которых Антип умудряется убедить иностранных кредиторов отказаться от своих требований. Вместо фантазий Антипа о боевых слонах и очередной ужасной песни (на этот раз про чай), можно было бы коротко показать, как в начале истории советник принимает недовольных кредиторов, а в финале в момент возвращения Князя выпускает их счастливых и удовлетворённых, не объясняя, как же именно ему это удалось.

В целом «Большие скачки» причудливо сочетает в себе копившийся десятилетиями ценный производственный опыт с откровенно постыдными, но, кажется, неискоренимыми привычками. И это легко видеть по моим оценкам. Крепкая по богатырским меркам история страдает от отсутствия полноценного злодея, зато полна ненужных персонажей и бессмысленных песен (не исключая и воскрешённую из небытия «Маменьку», которая, несмотря на невероятную прилипчивость, совершенно лишена содержания). Ситуация с визуальным рядом, на первый взгляд, лучше, потому что в «Скачках» немало примеров живой анимации, эффектных ракурсов и даже очаровательных декораций, но вид новых персонажей, анимационные эффекты и проработка деталей оставляют желать лучшего. Имею в виду, по меркам богатырских фильмов «Мельницы»! Сравнение с диснеевской анимацией выглядело бы как сравнение этих двух кадров.

Но ближе к делу, без примеров не обойтись. Вот кадр, в котором на дизайн и пропорции шаха, а также на его руки разного размера просто больно смотреть, но мне этот кадр удобен, чтобы обратить внимание на султана Рашида в правом нижнем углу. Крутите ниже!

Учитывая, что на любую критику создатели мультфильма могут сказать «У нас такой стиль!», давайте сравним Рашида с ним же самим, только из другого эпизода мультфильма (момент объяснений Архана).

Разница, по-моему, налицо и не в пользу основного дизайна. Аналогичную картину можно видеть и при сравнении двух вариантов султана Архана.

Почему студия использовала более топорные варианты с носами удвоенного размера? Кто знает! Кстати, на стадии подготовки к производству Архан выглядел вот так.

В своё время я отмечал добротность традиционных анимационных эффектов в «Принцессе Египта». В случае «Больших скачек» этот уровень просто недостижим. Конечно, анимационные эффекты следует оценивать в динамике, но кое-где они настолько неубедительны, что это легко видеть и на скриншоте.

А ещё «Большие скачки» откровенно злоупотребляет наложением светотени. Продуманное наложение теней требует больших усилий, поэтому чаще всего в мультфильме их накладывают, используя в качестве теневой маски смещённый силуэт персонажа, без оглядки на реальное освещение. Не удивлюсь, если окажется, что эффекты освещения вообще накладываются автоматически. Главное, что результат неважный и напоминает действие фильтра рельефного тиснения. Подчас же на выходе получается такое, что я вообще затрудняюсь объяснить. На скриншоте брови, усы и борода шаха выглядят утопленными относительно его лица!

И ещё одно наблюдение, которое, впрочем, на мою оценку стиля мультфильма не влияет. В отличие от своих предшественников, десятый богатырский мультфильм почти перестал использовать каллиграфичный контур. Несколько примеров красивых штрихов можно видеть в начальных эпизодах, но и только. В подавляющем большинстве сцен, в том числе на самых крупных планах, контур аккуратный, но однородный по весу и нажиму. Вот для сравнения два крупных плана, один из «Наследницы престола», другой из «Больших скачек» (по клику откроется версия в высоком разрешении).

Куда делись красивые штрихи? Не знаю, но в начале 2019 года студия «Мельница» обновила свою технологическую базу, отказавшись от программного обеспечения Toonz в пользу Toon Boom Harmony. Едва ли дело могло быть в ограничениях нового инструмента (в нём, например, создавался мультфильм «Клаус»), но сам процесс перехода на картинку фильма повлиять мог.

Добавлю несколько слов о проработке деталей в «Больших скачках», но сначала немного юмора:

Давайте посмотрим на зрительскую трибуну. Видно, что создателям хватило всего пяти разных типажей для её наполнения. На мой взгляд маловато для ключевого эпизода мультфильма, при том, что в Киеве в это же время пьют часть с Антипом сразу восемь иностранцев. В других кадрах эпизода показывались трибуны с болельщиками, приехавшими из стран участников, почему нельзя было использовать их типажи? А если посмотреть не с технической, а с содержательной точки зрения, то кадр совершенно неубедительный и не атмосферный. Разве могли на Востоке женщины сидеть на одной трибуне с мужчинами? Почему нет навесов, ведь на солнце должно быть жарко? Почему никто не догадался принести с собой подушку? Почему нет компаний, а все сидят строго по одному? Почему нет детей? Богатырский цикл часто упрекают за перебор с анахронизмами, но недостаточная проработка деталей мне кажется более серьёзной проблемой.

А знаете, что меня покоробило в мультфильме больше всего? Что не давало мне покоя на первом же просмотре? Представленная в самом начале картины композиция кадра! То, что с одной стороны границы пустыня, а с другой цветущие лужайки, меня не смущает. Проблема в том, что чужбина здесь слева, а родная сторонка справа. Это путает внимательного зрителя, так как Восток ожидается справа, но также противоречит всему, чтобы мы видели в предыдущих мультфильмах. Например, вот здесь или здесь или здесь.

Автором аниматика, ставшего источником такого ляпа, выступила постановщица мультфильма, для которой «Скачки» стали первым богатырским мультфильмом, но куда смотрели её напарник и ведущие художники картины? Ведь это же вступительный кадр! У меня нет ответа.

Чтобы не заканчивать на возмущённой ноте, отмечу забавное совпадение. Трудно сказать, о чём думал автор гэга, в котором Алёша надевает на себя голову лошади, но получилось вот так.

Справа сын византийского императора Леонид из «Наследницы престола», если что. А арбуз заметили?

Комментарии ()