Предыдущая
79. «Три добрых мамочки»
Оригинальное название: «The Good Muddahs»
Премьерный показ: 21 сентября 1989 года.
Режиссёр: Джеймс Т. Уолкер.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Бабби, миссис Клювдия, Понка, Лапка, братья Гавс (камео).
Запоминающаяся цитата: «До прихода полиции я себя чувствовала лучше!»
Оценка:

Некие Крошки Гавс, кузины знаменитых братьев-преступников, требуют выкуп за похищенную Поночку, но очень скоро осознают, что девочка им нужнее, чем любой выкуп.

В 79-й (!) раз окунаясь в мир «Утиных историй», нет никакого смысла пояснять моё отношение к этому легендарному сериалу. Но чувства, которые я к нему испытываю, не мешают мне осознавать его «несовременность». Не с точки зрения техники анимации, а в культурном смысле. Будучи выдающимся представителем своей эпохи, сегодня сериал «Утиные истории» начинает выглядеть «белой вороной». Где-то слышал, что в сервисе Disney+ некоторые эпизоды доступны только с предупреждением о том, что сериал представляет устаревшие или неприемлемые взгляды. В частности, в изображении изолированных от цивилизации племён. Но я о другом.

Сейчас в мультсериалах трудно себе вообразить персонажей вроде Понки Вандеркряк, которая по нынешним меркам, надо думать, олицетворяет стереотипный женский образ, слабый физически, скучный в своих потребностях и абсолютно беспомощный в отсутствие опеки со стороны более сильных персонажей. Героини современных сериалов не уступают, а, возможно, даже превосходят героев в цинизме и физической силе. Версия Поночки из «Утиных историй» 2017 года всё ещё питает слабость к розовому цвету, но умеет играть на виолончели, обладает энциклопедическими знаниями, строит ловушки, да и по натуре своей – боец и стратег. Возможно, придёт время, когда не уметь всего этого будет для маленькой девочки снова не зазорно, а неприличным и неприемлемым станет как раз отказ в праве на существование образам «слабых», «скучных» и «беспомощных» девочек. А пока это время не пришло, замечу, что я очень (подчеркиваю, очень!) хорошо отношусь к Понке старого сериала и не считаю её ни плохим, ни излишним, ни раздражающим персонажем. Если кто меня и раздражает, так это миссис Крякшил, и в «Утиных историях» я не хочу видеть её! Не стану преувеличивать роль Поночки, она не так велика, но достаточна, чтобы быть заметной частью очарования старых сериалов.

Хочу обратить внимание, что в уже рассмотренных эпизодах у Понки были большие моменты! В миницикле о Долине золотых солнц Скрудж получил карту исключительно благодаря её отваге, сообразительности и, между прочим, непокорности, ведь Поночка не послушалась прямого указания своей бабушки. А в «Короне Чингисхана» лишь способность Понки к эмпатии по отношению к снежной бабе не дала уткам погибнуть.

Но вот в сюжетах сценаристов Кена Кунса и Дэвида Веймерса таких примеров не найти. Запоминающейся можно считать лишь роль девочки в эпизоде «В стране динозавров», а в других Понка появлялась даже реже своей бабушки. И «Три добрых мамочки», в котором Понка формально выступает звездой, не столько компенсирует недостаток внимания к персонажу, сколько подчёркивает снисходительное отношение Кунса и Веймерса к нему. По-моему, Поночка удостоилась внимания лишь потому, что сценаристы увидели возможность показать персонаж в совершенно несвойственном ему свете. Считайте меня ханжой, если хотите, но, по-моему, Понке не нужно превращаться в циничную пройдоху-мошенницу, чтобы быть достойной значительной роли. Впрочем, перейду к мультфильму.

Кунс и Веймерс явно постарались, чтобы в истории с похищением всё было перевёрнуто с ног на голову. Циничные похитительницы неожиданно для себя в похищенной девочке души не чают, да и сама жертва похищения домой возвращаться не спешит, считая, что дома её не ждут, а на Крошек Гавс она зла не держит. Поночка меняет своих новых подруг к лучшему, но потом играет на их чувствах, заставив поверить, что сама стала отъявленной уголовницей, и в итоге похищает своих бывших похитительниц, утрамбовав их в багажник автомобиля.

Я не думаю, что такое сюжетное трюкачество понадобилось ради того, чтобы история с похищением ребёнка не стала неприемлемой для семейной анимации. Скорее, наоборот, сама тема истории стала возможностью для сценаристов (по совместительству продюсеров сериала) развлечься ломкой штампов. На то, что им было позволено очень многое, указывает, например, сцена, в которой Понка и племянники опасно и безответственно ведут автомобиль и в итоге разбиваются, разнеся стену особняка Скруджа (в современном мультфильме они хотя бы пристегнулись бы). Мультфильм вышел оригинальным, но что получил зритель?

Если не считать порции шуток-прибауток в духе «почему велосипед торчит у вас из волос?», то не так уж и много. Сочувствовать тут решительно некому – из всех персонажей искренне себя ведёт разве что миссис Клювдия. Крошки Гавс, пожалуй, не лишены обаяния, но они ни разу не выглядят опасными, а на поверку оказываются ещё и простодушными, поверив детскому маскараду. Бессмысленность развязки очевидна: Понка и племянники увозят Крошек Гавс от полиции в особняк Скруджа, чтобы они всё равно оказались арестованными.

На фоне более удачных «Утиных историй» эпизод «Три добрых мамочки» я воспринимаю очень проходным и забываемым. Да и звёздным выступлением Понки его не считаю, а потому оцениваю лишь тремя баллами.

Комментарии ()