27 июня 2022
25 лет «Геркулесу»!

Ровно 25 лет назад в широкий американский прокат вышел «Геркулес», пожалуй, самый мой любимый диснеевский мультфильм. Воспользуюсь поводом, чтобы поделиться мнением о нём! Признаюсь, о любви с первого взгляда речь не шла, хотя именно «Геркулес» стал для меня первой анимационной лентой, увиденной в современном кинотеатре («Кодак Киномир» летом 1998 года). Утром в тот день я лечил зуб и походом в кино хотел вознаградить себя за решимость! Мне отчётливо запомнились рекламный ролик «Мулан» перед началом показа и самое начало картины, точнее два момента из начала: объёмный звуковой эффект в кадре пролёта колесницы Аполлона и немного скучные музы, подчас на удивление крошечные относительно пространства киноэкрана. В итоге впечатления были положительные, но до впечатлений от «Красавицы и Чудовища» и «Короля Льва», конечно же, не дотягивали. Замечу, что ни «Мулан», ни «Тарзана» в кино мне увидеть не довелось. Случился дефолт 1998 года, и походы в кино стали роскошью.

По-настоящему я распробовал «Геркулеса» на видео. Чем больше смотрел, тем более очевидными становились роскошная и выразительная анимация, необычные и привлекательные (что неожиданно в выбранном стилевом решении) персонажи, выверенная до прозрачности история с понятным посланием и оригинальным прочтением знакомых мифов, удивительная и волшебная атмосфера, наконец. Всё вместе гарантировало свежесть при многочисленных повторных просмотрах картины, а в 90-е я мог засматривать понравившиеся мне фильмы до дыр. Лично для меня многое мог бы испортить неудачный дубляж (способный наносить мультфильмам гораздо больший вред, чем, скажем, халтурный синхронный перевод), но в случае «Геркулеса» и он был первоклассным!

Любимый – не то же самое, что идеальный, идеал недостижим по определению. И мне, конечно же, известны аргументы критиков «Геркулеса». Разумеется, абсурдные обвинения авторов картины в примитивной прорисовке и незнании мифов Эллады я аргументами не считаю. Но, да, с самой премьеры картины многие были не в восторге от авторской трактовки древних мифов, а выбор стиля музыкального сопровождения ставили под сомнение даже некоторые из создателей мультфильма. Что до сюжета, то некоторые считают несколько натянутыми романтические отношения Герка и Мег, да и в то, что парень со сверхспособностями мог быть изгоем среди сверстников, готовы поверить не все. А ещё один из двух режиссёров мультфильма Джон Маскер вспоминал (и признавал справедливым) указание Брэда Бёрда на торопливость в подаче истории. У этого вполне объективного недостатка есть понятное объяснение. Из-за насыщенности событиями лента всю дорогу выходила за пределы длительности, допустимой в рамках производственного бюджета, поэтому чуть ли не за полгода до релиза создателям «Геркулеса» пришлось срезать всё «лишнее», особенно в части развязки. Но иметь объективные слабости – это нормально даже для фильмов, ставших классикой. Лишь бы главной слабостью этих фильмов не была скука.

А завершить этот текст, наверное, стоило бы какими-нибудь фактами о мультфильме. Ок, любопытно, что среди персонажных аниматоров картины не было ни одного грека, зато было сразу два турка – Шахин Эрзос и Тасин Озгуш! Оба чрезвычайно талантливы! Про Эрзоса можно просто указать, что до «Геркулеса» он был ведущим аниматором Стила в «Балто»! Увы, в картине не нашлось достойной работы для аниматора ливанского происхождения Джо Хэйдара, автора самой идеи «Геркулеса» (кстати, ему виделась не комедия, а мульчуковый приключенческий фильм). Джо работал у Джона Маскера и Рона Клеменца над «Русалочкой» и «Аладдином», но в «Геркулесе» при всём обилии персонажей и масштабе постановки режиссёры ему роли не нашли. По версии Джо, потому что не видели у него выраженной специализации. В итоге во время производства «Геркулеса» Хэйдар анимировал в «Мулан» командира героини и её маму.

Комментарии ()