Предыдущая
Следующая
76. «Страна Тра-ля-ля»
Оригинальное название: «The Land of Trala La»
Премьерный показ: 18 сентября 1989 года.
Режиссёр: Джеймс Т. Уолкер.
Персонажи: Скрудж Макдак, Зигзаг Макряк, Фэнтон Крякшил, Билли-Вилли-Дилли.
Запоминающаяся цитата: «Кстати, раз за штурвалом Зигзаг, я требую дополнительно тридцать центов в час за риск!»
Оценка:

Скрудж Макдак начинает испытывать приступы паники при любом упоминании денег и отправляется в страну Тра-ля-ля, единственное место на Земле, в котором люди счастливо живут, обходясь без денег. В Тра-ля-ля действительно царит гармония, но только до прибытия уток!

Доверив «Стране Тра-ля-ля» стать первым за долгое время новым регулярным эпизодом «Утиных историй», продюсеры сериала, можно сказать, пошли с козырей! Экранизация одной из самых популярных рисованных историй Карла Баркса, да ещё одна из самых верных по отношению к первоисточнику не может не добавить очков новому «сезону»! Очень разумно, если вспомнить, что в первом «сезоне» «Утиных историй» экранизация другого легендарного комикса Баркса, а именно «Возвращение в Клондайк» ждала своей целых два месяца. С другой стороны, не примечательно ли, что редакторы первого сезона «проглядели» саму возможность экранизации легендарного комикса, в то время как создатели второго ухватились за неё и даже выдвинули получившийся эпизод на первый план?

Вопрос не праздный, так как ответ на него характеризует разницу между сезонами. Редакторы Тед Энести и Пэтси Кэмерон не могли просто проглядеть такой важный комикс, и забраковали его, полагаю, по веским причинам. Начать с того, что авантюры, в которые Скрудж обычно ввязывается в первом сезоне, за редким исключением, связаны с поисками сокровищ или уникальных артефактов. По сравнению с ними поиск убежища от бремени собственного богатства выглядит довольно эксцентрично. И всё-таки даже такую цель можно при желании обернуть в антураж типичной утиной истории, ведь у Баркса Скрудж пытается попасть в страну, местонахождение которой никто не знает! Однако по достижении цели обнаруживается, что метания Скруджа – это лишь повод поговорить о людской алчности, для возбуждения которой достаточно даже такой ничтожной вещи, как металлическая пробка от бутылки. Попытки уток потушить эту алчность доводят жизнь в Тралла-ла (в комиксе такое написание!) до состояния хаоса. Скруджу и его близким удаётся сбежать из «рая», но едва ли они выносят из этого приключения хоть какой-то урок. Так что вполне возможно, что редакторы «первого сезона» просто решили не связываться с материалом на грани абсурда. Из чего, кстати, совсем не следует, что исходный материал не был достоин экранизации.

Главной целью создателей «второго сезона» «Утиных историй», насколько я могу судить, было сделать непохоже на первый сезон! И комикс «Тралла-ла» не просто подошёл под эту цель, а ещё и вдохновил на целый ряд оригинальных сюжетов про то, как та или иная (обычно глупая) выходка уток привносит хаос в размеренную жизнь Дакбурга. Характерно, что, в целом точно следуя первоисточнику, экранизация игнорирует ту часть комикса, в которой утки заняты поисками легендарной страны, как будто бы «Утиные истории» не про это. Именно так, продолжение сериала и правда уже не про это, да и племянники Скруджа, которые в комиксе разгадали тайну местонахождения Тралла-ла, теперь на вторых ролях.

Зато Фэнтон Крякшил вписался в придуманную Карлом Барксом историю органично и прочно! Ему уготовили ключевую роль зачинщика экономического кризиса и виновника хаоса. Мол если в стране нет денег, то чем тогда в ней заниматься бухгалтеру? Как по мне, так положение Фэнтона едва ли хуже, чем у его начальника-триллионера, который, кстати, в комиксе Баркса просто одевает рабочие перчатки и работает каменщиком! Да и отсутствие денег не отменяет экономических отношений. Но надуманность переживаний Фэнтона меня не беспокоит, ведь её вполне можно оправдать эксцентричностью персонажа. Важнее, что вызывающие хаос благие намерения Крякшила отвлекают от вопроса о неизбежности возникновения неравенства в любом обществе, даже в Тра-ля-ля. Отвлекают от вопроса, но не отменяют его, и потом в мультфильме поднимаются и другие неглупые вопросы. О бессмысленности массового обогащения, например.

В копилку достоинств эпизода можно отнести также возможность отвлечься от интриг Гломгольда и братьев Гавс – в каком-то смысле страна Тра-ля-ля и зрителю предоставляет убежище от суеты! А ещё мне импонирует относительно спокойный и размеренный видеоряд мультфильма. Я оценил кадры с самолётом, летящим всё медленнее по мере приближения к горными вершинами, крупный план падающей с неба пробки, напряжение перехода Скруджа и Фэнтона через горы во имя спасения оказавшихся в заложниках племянников.

Эпизод «Страна Тра-ля-ля» определённо является удачей своих продюсеров и заслуживает пяти баллов.

Вне оценки утиной истории стоит упомянуть комикс-первоисточник, считающийся одной из самых значительных работ Карла Баркса. Лично меня в «Тралла-Ла» (шутливая отсылка к вымышленной стране «Шангри-ла») куда больше событий в самом «раю» впечатляют сцены проникновения уток в этот рай. Внимание к деталям со стороны Баркса тут экстраординарное, видно, что автор с удовольствием их продумывал. Например, принимая в расчёт высоту, на которую приходится подниматься самолёту, чтобы преодолеть величайшие горы Земли, Баркс предусмотрел для уток оригинальные скафандры!

И, кстати, посадить самолёт в крошечной долине не представлялось возможным, поэтому утки десантировались с парашютом!

Если среди утиных историй, созданных до экранизации «Тралла-Ла», я не вижу ни одной, затрагивающей тему социальных потрясений, то в творчестве Баркса история хаоса, вызванного притоком лёгких денег (пробки в «Тралла-Ла» выступают в роли денежного средства), возникла явно не на пустом месте. За три года до «Тралла-Ла», в 1951 году появилась «Сказка о сбережениях», в которой жители страны поголовно отказались работать после того, как каждый из них заполучил часть колоссального состояния Скруджа. Разумеется, это привело к страшной девальвации, а закончилось тем, что все деньги вернулись к Макдаку, потому что он единственный мудро продолжал заниматься производством продуктов питания. В более поздней истории Скрудж Макдак уже не способен контроллировать ситуацию и можно сказать пасует перед нею.

В одном эпизод «Утиных историй» превосходит комикс. В рисованной истории довольно скомканный финал, в то время как в мультфильме Скрудж с Фэнтоном совершают отчаянный марш-бросок через горы, проявляя достойную Карла Баркса изобретательность.

Комментарии ()