Предыдущая
Следующая
72. «Замороженный счёт»
Оригинальное название: «Frozen Assets»
Премьерный показ: 26 марта 1989 года.
Режиссёр: Джеймс Т. Уолкер.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Фэнтон Крякшил, Зигзаг Макряк, братья Гавс, Мамаша Гавс, Винт Разболтайло, Дакворт.
Запоминающаяся цитата: «Белиберда-белибердень»
Оценка:

Фэнтон Крякшил использует счастливый гривенник Скруджа Макдака для звонка по таксофону, из-за чего монета оказывается в руках у братьев Гавс. Пока Фэнтон безуспешно пытается вернуть её, изобретённый Винтом Разболтайло робот-охранник блокирует Макдаку доступ в деньгохранилище. Новое изобретение Винта – напичканный хитроумными приспособлениями костюм робо-утки – должно решить обе проблемы.

Не стоит удивляться тому, что в кратком описании сюжета мультфильма нет ничего, что связывало бы его с предыдущим эпизодом. Даром, что «Текущий счёт» прерывается на так называемом «клиффхэнгере», то есть в одном шаге от катастрофы. Катастрофа и правда произошла, но в целом оказалась сущей ерундой – да, братья Гавс на время присвоили утёкшее состояние Скруджа (и умудрились довести поток из разрушенной плотины водохранилища прямо до хижины своей мамочки), но утки играючи вернули «кубические акры» денег Макдака, пусть и возмутительно идиотским способом. Вместо напрашивающегося перехода противостояния с братьями Гавс на новый уровень, эпизод разрешает конфликт примерно за три минуты экранного времени. Кажется, больше внимания уделяется клоунаде Фэнтона, пытающегося правдами и неправдами вернуть уже не состояние, а всего лишь одну монету Скруджа.

Замечу, в прошлом эпизоде Фэнтон без ведома Скруджа вывез из хранилища всё его состояние. Теперь же бухгалтер-недоучка без затей теряет драгоценный талисман босса. То есть совершает то, что было не под силу привычным соперникам Макдака. Меня немного раздражают рассуждения некоторых поклонников сериала на тему, мог ли Фэнтон быть настолько наивным, чтобы не понимать, что в стеклянном контейнере находится особенная монета. Одни говорят, не мог, это сценарное преувеличение. А другие – мог, мог, это в его стиле! Постойте, какая разница? Ведь главное не это, а то, что сценаристы и продюсеры эпизода Кен Кунс и Дэвид Веймерс, не смущаясь, низводят до фарса ситуацию, являющуюся одним из ключевых конфликтов сериала. В «Текущем счёте» ответственность за нелепость ситуации они делили с Карлом Барксом, а действуя сами по себе, даже повышают градус. Скрудж теряет монету максимально нелепым образом – шутки ради и фактически для заполнения эпизода хоть какой-то активностью, пока на сцену не выйдет Утка-робот. Фэнтон становится Утка-роботом тоже самым нелепым образом (случайно угадал кодовое слово). Да и возвращение талисмана выглядит нелепым, хотя бы по тому, что Фэнтон никак не мог знать, какая именно монетка из целого мешка с мелочью является той самой, заветной.

Ну и пусть фарс, зато есть над чем посмеяться, да и повод для первой победы Утка-робота есть! – поставит мне шах и мат условный зритель. Тут не поспоришь, хотя зрительские ожидания у всех разные. Я согласен, что маскирующийся Фэнтон довольно смешон (особенно в образе зубной феи). По крайней мере, мне было смешно, когда я видел эпизод много лет назад. Сейчас впечатление портит неприкрытое злоупотребление миницикла трюками с неубедительным переодеванием. В предыдущем эпизоде Скрудж одурачил Гавсов, переодевшись инспектором, а Громила Гавс одурачил Скруджа, прикинувшись риэлтором, и позже похожим образом обманул Фэнтона. И вот теперь уже сам Фэнтон меняет обличия, чтобы обмануть Гавсов. Разумеется, приёмы с переодеванием обнаруживаются и во множестве комиксов Карла Баркса, но Кунс и Веймерс определённо не чувствуют меры – в конечном счёте, даже той самой первой победы Фэнтон, ставший Утка-роботом, достигает чудовищно примитивной хитростью, совершенно неубедительно представив себя то ли продавцом сладостей, то ли автоматом по их продаже. Хорошо, что фарс с потерей монеты на этом заканчивается.

Впрочем, снова соглашусь с мнением условного зрителя, несмотря ни на что, Утка-робот и сцена его погони за братьями Гавс – это лучшее, что есть в эпизоде. Не буду скрывать, персонаж, ради которого и затевался цикл «Суперутиных историй», мне нравится. В юности я даже пробовал рисовать комиксы с его участием, в которых он должен был действовать на пару с Чёрным плащом (дело ограничилось несколькими страницами). В то время мне было бы любопытно узнать, что Робо-утка (Roboduck) был создан под влиянием фильма «Робокоп», вышедшего незадолго до старта первого сезона «Утиных историй» и, кстати, противопоказанного детской аудитории. Хотя общего у них крайне мало, разве что очевидная уязвимость нижних частей лица, которую зритель вроде как должен не замечать. А самое важное из отличий – несметное число приспособлений, которые есть на вооружении у мультперсонажа. Важное, потому что, видимо, из-за него Робо-утку в итоге переименовали в Гизмо-утку (Gizmoduck), хотя стилизованную букву «R» на его груди не убрали. У нас персонаж известен под разными именами. В одной из двух отечественных локализаций «Утиных историй» имя Гизмо-утки переводится как Техно-Дак. Неплохо по смыслу, но окончание «Дак» остаётся непереведённым. В «Чёрном плаще» его представляли Супер-кряком, но трудно поверить, что Фэнтон хотел бы так называться. Я предпочтитаю вариант Утка-робот.

Ради порядка, обращу внимание на ряд натяжек в образе Утка-робота, которые, возможно, смущали и продолжают смущать не только меня. В первую очередь, фактическая неуязвимость доспехов и неограниченность встроенных приспособлений, которые едва ли повышают уровень зрительского сопереживания. Во-вторых, непродуманность управления этими приспособлениями – для активации тех или иных функций Фэнтон вынужден нажимать какие-то кнопки прямо на броне, что выглядит неубедительно. Ещё одной натяжкой можно считать прилагающуюся к доспехам печатную инструкцию по эксплутации доспехов (не спрашивайте, когда Винт успел её написать и сверстать!), но она нужна Кунсу и Веймерсу как зацепка для развития сюжета миницикла.

В целом, уровень «Замороженного счёта» заметно проседает относительно уровня «Текущего счёта». Дело не только в отсутствии фундамента в виде комиксов Карла Баркса. Сценаристы слишком полагаются на случайности (потеря монеты, потеря книги-инструкции, совпадение кодового слова с любимой присказкой Фэнтона), чрезмерную эксцентричность персонажей (Винт, выбрасывающий пульт управления роботом-охранником, Обжора, ослеплённый даже не видом еды, а просто желанием перекусить) и многократное повторение одних и тех же трюков. Но мультфильм определённо играет важную роль в становлении Утка-робота и совсем не безнадёжен в категориях работы художника и уровня анимации, пусть нарочитая мультяшность никуда не делась. Моя итоговая оценка: крепкие четыре балла. Вне оценки отмечу шутку с постепенным углублением траншеи, которую протаптывает Скрудж в своей «Комнате для переживаний» – похоже на абсурдное увеличение бинокля Фэнтона в «Текущем счёте», не правда ли? Но в этот раз в шутке хотя бы смысл есть!

Комментарии ()