21 декабря 2019
Ко второму сезону «Утиных историй»

Завершая обзор первых 65 эпизодов «Утиных историй», я упомянул «впервые открывшиеся обстоятельства» самого появления «Утиных историй». Им стоит посвятить отдельный комментарий! Итак, речь о том, что в ноябре 2018 года на ресурсе SYFY.COM были опубликованы воспоминания ветеранов отдела диснеевской телевизионной анимации. Воспоминания даны от первого лица, поэтому нельзя исключать преувеличения собственной важности авторов этих воспоминаний (опечатки, очевидные в свете других источников воспоминаний, точно есть), но они слишком любопытны, чтобы не попытаться с их помощью заполнить пробелы в нашем видении истории диснеевских мультсериалов.

Я настоятельно рекомендую прочесть этот текст, если, конечно, есть возможность читать по-английски, а здесь опишу своими словами реконструкцию упомянутых в тексте событий, относящихся к «Утиным историям». Начну с того, что сценаристы Кен Кунс и Дэвид Веймерс, роль которых я не раз акцентировал в своих отзывах, судя по всему, были авторами самой идеи создания «Утиных историй»! Причём эта идея выросла из образа утки-пилота по найму (прототипа Балу), которого придумал Веймерс. По мере разработки концепция сериала изменилась — главными героями стали Скрудж Макдак и его племянники, а главным источником вдохновения — комиксы Карла Баркса. Когда Кунса и Веймерса привлекли к работе над вторым (несостоявшимся) сезоном сериала «Ваззлы», «Утиные истории» стал вотчиной Теда Энести и Пэтси Кэмерон, которые на правах редакторов (сейчас таких называют «шоу-раннерами») занимались разработкой сюжетных линий эпизодов, наймом сценаристов и шлифовкой сценариев. Позже Кунс и Веймерс вернулись, чтобы участвовать в создании сериала на правах сценаристов. Не исключено, что сюжеты некоторых их эпизодов выросли из наработок несостоявшейся версии. Представить «Героя по найму», «Утку что надо» и, разумеется, «Агента Утку два ноля» вне контекста «Утиных историй» совсем несложно. Эти эпизоды наглядно доказывают, что Зигзаг Макряк не просто заменял Дональда Дака в качестве соратника Скруджа, а выступил в роли важнейшего оригинального персонажа сериала. Точнее той части сериала, которую принято считать первым сезоном сериала.

Здесь я ставлю точку на теме «вновь открывшихся обстоятельств» и перехожу к теме «второго сезона». Моя оговорка про «принято считать» не случайна, так как делить «Утиные истории» на сезоны можно разве что условно. Стоит осознать отличие формата «Утиных историй» от формата других диснеевских сериалов того времени. Это был первый диснеевский сериал для синдикации, то есть продажи прав на показ множеству локальных телевизионных сетей, в то время как «Ваззлы», «Приключения мишек Гамми» и «Новые приключения Винни-Пуха» создавались по заказу национальных телесетей — CBS, NBС и ABС соответственно. Эти сериалы выпускались ежегодными порциями (сезонами), причём телесеть не только решала, заказывать следующий сезон или нет, но и влияла на производство. Так, в частности, CBS настояла на смене команды «Мишек Гамми» после второго сезона, и компания Disney заменила Арта Вителло и Джимна Мегана на Алана Заслава и Теда Стоунса. Нормальной практикой считалось закупать 13 эпизодов для первого сезона и от 8 до 10 для второго и последующих. Полагаю, что заказывать большее количество эпизодов было слишком дорого даже для крупнейших телевизионных сетей, хотя, скажем, ABС так жаждала заполучить хоть какой-нибудь диснеевский сериал, что, когда шанс представился, заказала сразу 25 эпизодов «Винни-Пуха». Но при этом показала их в два подхода — в начале и в конце 1988 года. Разумеется, на еженедельной основе (по субботам).

«Утиные истории» создавались без оглядки на желания, требования или ограничения конкретного телеканала по заказу диснеевской дочки — компании Buena Vista Television. И расчёт был на ежедневный показ по будням. Производство 65 эпизодов скопом обошлось в 20 миллионов долларов, но права на сериал были проданы аж 160 телевизионным сетям. Когда стало ясно, насколько успешен сериал у зрителей, сети продлили свои права сразу на четыре года! И не прогадали! Согласно национальным рейтингам (NTI), осенью 1988 года сериал был даже успешнее, чем за год до этого. Даже на пятом году показов сериал всё ещё оставался в пятёрке самых популярных (выше были более свежие сериалы «Чудеса на виражах», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Приключения мультяшек» и «Черепашки-ниндзя»).

Однако планов продолжать сериал изначально не было, и когда Buena Vista Television запросила дополнительные эпизоды, команду пришлось собирать заново. Места Теда Энести и Пэтси Кэмерон заняли Кен Кунс и Дэвид Веймерс, причём они получили ещё и статус сопродюсеров, существенно усилив свою роль по сравнению с первым сезоном. Изменился состав сценаристов — внешних авторов первого сезона теперь избегали и по большей части управились тесным кругом штатных сценаристов. Первый продюсер «Утиных историй» Фред Вульф объявил о решении завершить сотрудничество с компанией Disney ещё весной 1987 года — он хотел посвятить себя своей собственной студии, где вскоре выпустил крайне успешных «Черепашек-ниндзя». После решения продолжать производство «Утиных историй» новым продюсером (и руководящим постановщиком почти всех эпизодов) стал ветеран студии Hanna-Barbera Productions Боб Хэчкок.

Высшее руководство Disney пожелало видеть в продолжении самого успешного мультсериала компании что-то новое. Пару идей подкинул Тед Стоунс осенью 1987 года, причём якобы на той самой встрече с Майклом Айснером и Джеффри Катценбергом, на которой он и Алан Заслав представляли в качестве кандидата на синдикацию сериал «Кит Колби и рейнджеры-спасатели» (будущий «Чип и Дейл спешат по помощь»). У Стоунса тогда были заготовлены три идеи для нового важного персонажа «Утиных историй»: Утка из космоса, Допотопная Утка и Робот-Утка. Как мы все знаем, эти идеи были частично одобрены. В свою очередь обновлённая команда сериала, кажется, попыталась осуществить то, что сегодня назвали бы перезапуском. Изменения, происходившие с «Утиными историями», как содержательные, так и внешние, станут одним из предметов исследования в рамках Ретроспективы.

Весной 1988 года было объявлено о 30 дополнительных эпизодах. Большая часть ожидала готовности только к осени 1989 года, когда «Утиные истории» и анонсированный чуть ранее мультсериал «Чип и Дейл спешат на помощь» должны будут составить «диснеевский послеобеденный час». Но до наступления того момента подогревать интерес зрителей к повторным показам старых эпизодов должны были два двухчасовых мультфильма: первый — осенью 1988 года, второй — весной 1989 года. С ними всё прошло по плану. А вот появление рядовых дополнительных эпизодов растянулись во времени. В 1989 году 5 эпизодов были представлены в сентябре и ещё 12 — в ноябре (формат показов — ежедневно по будням). В 1990 году 1 эпизод был представлен в феврале, 3 эпизода — в сентябре, 4 эпизода — в ноябре (формат показов — в разные дни недели с большими перерывами). При желании эти разрозненные показы можно объединять в маленькие сезоны, но я в продолжении Ретроспективы «Утиных историй» все 35 дополнительных эпизодов, включая спецвыпуски, буду рассматривать как один блок.

В данном комментарии мне остаётся лишь добавить, что в разгар съёмок дополнительных эпизодов было принято решение снимать полнометражную версию «Утиных историй» для широкого экрана! В январе 1989 года Кунс и Веймерс представили расширенную трактовку предполагаемого фильма с подзаголовком «The Ultimate Treasure» («Конечное сокровище»), но она была отвергнута. Более благосклонно была принята сюжетная трактовка Алана Барнета, появившаяся в феврале. Кажется, с четвёртой попытки она превратилась в полноценный сценарий, который был одобрен к производству в апреле 1989 года, но полировался Кунсом и Веймерсом (очевидно, на правах экспертов сериала) ещё в течение месяца. Собственно производство заняло порядка года. Мультфильм, вышедший в кинопрокат в августе 1990 года, игнорировал существование дополнительных эпизодов Утиных историй.

Читать отзыв на 66-й эпизод «Утиных историй»

Комментарии ()