Предыдущая
Следующая
22. «Скрудж разоряется»
Оригинальное название: «Down and out in Duckburg»
Премьерный показ: 13 октября 1987 года.
Режиссёр: Терренс Харрисон.
Персонажи: Скрудж, Билли-Вилли-Дилли, Дакворт, миссис Клювдия, Понка Вандеркряк.
Запоминающаяся цитата: «Вы не имеете права тратить мои деньги ТАКИМ образом!»
Оценка:

Название эпизода «Down and Out in Duckburg» явно отсылает к очень успешной комедии 1986 года «Без гроша в Беверли-Хиллз», которая стала первым в истории диснеевским релизом, получившим противопоказанный детям зрительский рейтинг R. Как известно, для американских мультсериалов вообще характерно использование в названиях игры слов и культурных отсылок. Что касается «Утиных историй», то на известном фан-сайте мультсериала в описаниях ко многим эпизодам (сериям) можно найти расшифровку их названий. Такие отсылки уместны, когда речь идёт об универсальных вещах, но аппелировать к взрослому фильму, по-моему, не очень умно! Впрочем, нам то что? Ведь официальное русское название мультфильма — «Скрудж разоряется» — ни на что не намекает, а выступает в роли наживки. Мыслимо ли вообще, что «самый богатый селезень в мире» вдруг разорится? Каким образом?! Ответ на эти вопросы дал сам Карл Баркс в комиксе «Драгоценный хрен», впервые изданном в 1953 году и ставшем основой для сценария Кена Кунса и Дэвида Веймерса (помните их эпизоды «В стране динозавров» и «Герой по найму»?). Скрудж вынужден расстаться со всем своим состоянием из-за заказа на перевозку груза, неисполненного его предком. Только если у Баркса речь шла о партии хрена, то в версии Кунса и Веймерса грузом стал бочонок с мраморными шариками.

Помнится, говоря об «Узнике Акватраcа» я отмечал, что присутствие в мультфильме мало очеловеченного персонажа должно настораживать. «Скрудж разоряется» с лисом в роли проходимца Фриттера О'Вея полностью оправдывает такую тревогу. Эпизод во многом производит удручающее, даже гадливое впечатление. В первую очередь неожиданной после более успешных эпизодов трактовкой образа Скруджа Макдака — здесь не столько скупого, сколько лицемерного, тщеславного и при этом неспособного за себя постоять. Получается, когда Скрудж не занят никаким путешествием, он разгуливает по городу и портит всем жизнь. Не улучшают картину откровенные нарушения логики и здравого смысла, а также не очень уместная клоунада, особенно в сценах подводного погружения Макдака. Двусмысленно, на мой взгляд, выглядит концовка мультфильма, в которой осознавший свои ошибки Скрудж совершает показательно добрые поступки в присутствии ведущего передачи «Из жизни толстосумов». И потом комикс Баркса не был лишён приключенческой составляющей. Так, например, совершив погружение на дно, Скрудж (точнее Дональд) выяснял, что гибель судна, на котором его предок вёз груз хрена, не была случайной, но Кунс и Веймерс эту деталь проигнорировали. В защиту сценаристов стоит признать, что подчас их шутки и правда остроумны, но лично я люблю «Утиные истории» не за хохмы. А «Скрудж разоряется», в моих глазах, не просто хохма, а настоящая эпатажная выходка, пусть и прикрытая благородным посланием так называемого «золотого правила» — поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Отдельного разговора заслуживает визуальный ряд эпизода! Поразительно, но «Скрудж разоряется» — это, кажется, единственный эпизод «Утиных историй», снятый как независимый мультфильм! Анимацию для всех рассмотренных до сих пор эпизодов создавала японская студия TMS Entertainment, у которой, конечно же, были свои субподрядчики, но это не отменяло единообразия стиля эпизодов и хорошо читаемого серийного подхода к производству. Другое дело — «Скрудж разоряется», производство которого поручили австралийской анимационной студии Burbank Films, в середине 1980-х зарекомендовавшей себя в роли успешного подрядчика для ряда голливудских продюсеров. Любопытно, что в 1984 году студия основала филиал в Маниле, чем сыграла важную роль в развитии анимационной индустрии Филиппин. В книге «Australian Animation: An International History» высказывается предположение, что компания Disney даже не предполагала расширять сотрудничество с Burbank Films. Заказ единственного эпизода «Утиных историй» осуществлялся в рамках изучения потенциала австралийских аниматоров, недаром уже в 1989 году на базе студии Hanna Barbera в Сиднее была основана студия Walt Disney Animation (Australia). Результат эксперимента с производством утиной истории силами филиппинцев под контролем австралийских начальников ужасен. Анимация, особенно мимика персонажей, в мультфильме просто беспомощная, а прорисовка абсолютно безответственная. Не покидает ощущение, что часть мультфильма рисовали дети, к тому же по памяти, без оглядки на типажные таблицы! А некоторые кадры свидетельствуют о том, что даже те аниматоры, которые худо-бедно владеют карандашом, были вынуждены придумывать, как рисовать ту или иную подробность. Показательным примером можно считать чересчур широкие рукава сюртука Скруджа, явно придуманные аниматором. Хватает в эпизоде и вполне себе банальных ляпов...

Очевидно, студия Burbank Films работала над эпизодом совершенно автономно и, не имея возможности оглядываться на продукцию TMS, исходила из своих собственных мерок качества персонажной анимации, согласно которым «Скрудж разоряется», видимо, выглядел достаточно хорошо. По крайней мере, для телевизионного проекта. Иначе постарались бы сделать лучше — возможности были! Достаточно обратить внимание, насколько больше внимания и усилий было уделено разнообразным анимационным и специальным эффектам мультфильма, особенно в сценах на море и под водой. Были использованы даже цветные контуры, хорошо заметные в случае, например, надувной мебели Фриттера О'Вея! Ручная работа!

В итоге я готов оценить эпизод лишь тремя баллами из пяти, и то, делая скидку на его уникальность.

Дополнение от 10 февраля 2020.

Положенный в основу эпизода «Скрудж разоряется» комикс «Драгоценный хрен» вообще не исследует тему разорения самого богатого селезня, так как оставляет Макдаку время исправить ошибку своего предка. Захватывающая и живописная история полностью посвящена морской экспедиции Скруджа с целью найти корабль «Золотой гусь» и его груз.

Персонажи совершают многочисленные погружения, переживают страшный шторм и едва не погибают от рук негодяя по имени Максуд. Последний заслуженно считается одним из самых беспринципных и подлых злодеев Карла Баркса. Ближе к финалу истории он идёт даже на попытку убийства своего напарника, не желая оставлять в живых не единого свидетеля.

История не лишена иронии, но направляет её исключительно на юридическую составляющую истории — Баркс высмеивает абсурдные хитрости контрактов, как говорят, под впечатлением от собственного бракоразводного процесса. В остальном всё вполне серьёзно и даже авторитетно — язык комикса наполнен морскими терминами и ассоциациями. И хотя Скрудж в комиксе демонстрирует свою фирменную скупость, экономя даже на буксире, и подчас тиранит Дональда, селезень и рядом не стоит со своим тщеславным и бессердечным экранным образом.

Комментарии ()