В поисках Немо
(3D версия)

Алексей КОБЕЛЕВ, 31 августа 2012.
Версия для печати

Не устаю удивляться, как быстро мы привыкли к цифровым стереотехнологиям. Не верится, что с момента начала их популяризации не прошло ещё и 10 лет. При этом отдельную трудность для осознания разницы между эпохой цифрового стерео и эпохой, ей предшествующей, представляет размытость границ между ними. Эта граница, и без того нечеткая ввиду постепенности внедрения стереотехнологий, кроме прочего, продолжает размываться набирающим силу процессом конвертации в стерео старых фильмов. В самом деле, как осознать, что для массового зрителя до 2005 года цифрового стерео не существовало, если убедительной глубиной картинки обладают мультфильмы начала 1990-х годов «Красавица и Чудовище», «Кошмар перед Рождеством» и «Король Лев»? Впору засомневаться, не были ли они такими изначально?

Нет, не были, конечно же. В так называемый формат 3D они и другие уже ставшие классикой фильмы конвертировались ради эксперимента, продвижения стереотехнологий (частично ввиду нехватки новых фильмов в формате стерео), поддержки очередных видеорелизов и премьеры сиквела, как это было в случае двух «Историй игрушек». Сама возможность повторного кинопроката этих картин вплоть до последнего времени была лишь бонусом. Многое изменил неожиданный кассовый успех «Короля Льва» осенью 2011 года, доказавший, что конвертацию классики в стереоформат можно делать и просто ради возможности на этом заработать. Не буду кривить душой, мне кажется, что мультфильм «В поисках Немо» был переснят заново как раз с этой целью.

Выбор именно этой работы анимационной студии Pixar логичен — убедить избалованного зрителя в необходимости просмотра старого и хорошо знакомого фильма в кино можно, лишь предложив по-настоящему выдающийся мультфильм. «В поисках Немо» — именно такой! Один из кассовых чемпионов 2003 года, самый успешный оригинальный релиз студии Pixar, оскароносец и фаворит профессиональных премий, несомненно является гордостью компании Disney. Отдельный козырь «Немо» в качестве кандидата на перевод в стереоформат — подводная среда, в которой разворачивается большая часть действия картины, сама суть которой подразумевает глубину. Одна только мысль об этом рисует образы персонажей, выплывающих с экрана прямо в зрительный зал!

Очень скоро любой желающий сможет убедиться, насколько этого удалось добиться «волшебникам» из Disney/Pixar. Уже 13 сентября «В поисках Немо» появится на полутысяче экранов России в сопровождении нового пиксаровского короткометражного мультфильма «Веселозавр» с участием героев «Истории игрушек». С моей же точки зрения, задача наделения девятилетнего хита глубиной выполнена блистательно. Во время просмотра я поймал себя на мысли, что чуть ли не впервые в опыте стереопросмотров воспринимаю мультфильм полноценно, без компромиссов. Динамичные и стремительные сцены не разваливались и не рассыпались, а кадры с большим числом объектов и анимационных эффектов на экране не мельтешили, а читались совершено чётко. Конечно же, очки по-прежнему утомляют, и картинка по сравнению с обычной «плоской» версией мультфильма чуть теряет в освещенности, но в информационном смысле зритель не теряет ничего! Сохранены даже такие свойства воды, как ограниченность глубины прозрачности и резкости, из-за чего многие предметы и персонажи кажутся размытыми, а яркие цвета смазанными. Воистину, идеально!

Однако говорить о полном погружении и эффекте присутствия я бы поостерёгся. Боюсь, что Эндрю Стэнтон всё же преувеличивает, когда восклицает: «[На просмотре] я просто утонул, как будто сам попал под воду». Действительно, как и обещал Джон Лассетер, практически Во всех сценах в пространстве экрана находятся пылинки и световые пятна, что придает картинке реалистичности, но при этом действие мультфильма почти не покидает экран. Возможно, дело в том, что студия Pixar избегает вызывающих трюков с тыканьем предметов в лицо зрителю, уж таковы её убеждения — стереоэффекты не должны обращать на себя внимание.

Что касается достоинств самого фильма, то мое мнение не столь однозначно. Я не был до конца удовлетворен «Поисками Немо» ещё на самом первом просмотре в январе 2004 года. Конечно, постановка в целом срабатывала, дергая за самые чувствительные эмоциональные ниточки — в то время манипулятивность пиксаровской манеры повествования ещё не казалась такой нарочитой, как сейчас. Но сценарий мне тогда показался слишком фрагментарным и эпизодическим, обещанная революционная графика на деле грешила игрушечным видом и по ощущениям далеко не всегда дотягивала до настоящих документальных съемок подводного мира, а рыбка Дори раздражала и даже утомляла. Отдельным пунктом шла излишняя «человечность» поведения подводных обитателей, которые ходят в школу, стригут газоны на лужайках перед домом, вступают в организации взаимопомощи для борьбы с «личными пороками» и даже создают тайные организации на манер масонов. Удивляло также большое (по пиксаровским меркам) количество гэгов физиологического свойства. И это притом, что в течение фильма зритель почти ничего не узнает о реальной жизни в океане, не узнаёт даже, чем питаются рыбки-клоуны!

За восемь лет, прошедших с тех пор, я пересматривал «В поисках Немо» раза три-четыре, но Во многом мое первоначальное мнение об анимационной ленте не изменилось до сих пор. Сейчас к нему добавилось лишь уже знакомое по двум первым частям «Истории игрушек» ощущение устаревшей графики. В отличие от классической рисованной анимации, компьютерная анимация, по крайней мере, на данном этапе своего развития теряет свой лоск чересчур быстро. И то, что десять лет назад казалось достижением, сегодня является прерогативой дешевых релизов-подделок. По нынешним меркам «В поисках Немо» слишком часто грешит пластиковыми на вид поверхностями, лицевая мимика персонажей кажется резиновой, а типажи подчас чересчур ординарны. Сравните лицо Марлина с моделью-пустышкой (ссылка откроется в отдельном окне), которую студенты используют для тестов анимации. Не правда ли, многовато общего?

Впрочем, не буду излишне строгим, перечисленные слабости вызывают, скорее досаду, чем разочарование. В пятом мультфильме студии Pixar всё ещё достаточно достойных кадров, восхищающих своей красотой и реалистичностью графики. Добавьте к этому чудесную музыку Томаса Ньюмана, и, самое главное, изобретательную анимацию пиксаровских кудесников (сцены, в которых Дори пытается говорить с китом, просто истерически смешны!), которые сами по себе являются причиной не пропустить повторный кинопрокат «Немо»! Наконец, лучший мультфильм 2003 года по-прежнему несёт в себе важные моральные уроки и мощный заряд добра, которых порой так не хватает в современных анимационных лентах, многочисленных, но чаще всего однообразных.

Приятного просмотра!

Комментарии ()
Все рецензии