Многоплановая «Русалочка»

Алексей КОБЕЛЕВ, 3 сентября 2022. Версия для печати здесь

Известный факт, что про-диснеевская анимация сошла со сцены в момент, когда её создание стало легче, чем когда-либо. В самом деле, уже на съёмках «Принцессы и лягушки» некоторые аниматоры работали удалённо (Джаред Бэкстренд, например, не покидал свой дом в Юте), так как эффективный командный труд больше не требует непосредственного присутствия всех художников в одном месте. Современные графические пакеты позволяют использовать любое количество цветовых схем и тоновых масок. Наконец, виртуальная сборка сцен уже давно ничем не ограничивает ни количество слоёв графики, ни фантазию в работе камеры. В общем – твори не хочу! Увы, не хотят... Но не стоит думать, что тема этого материала – сетование по поводу судьбы про-диснеевской анимации. Просто мультфильм, одно из достижений которого мне захотелось разобрать, появился накануне цифровой революции и стал последней диснеевской полнометражкой, созданной прежними, аналоговыми (то есть нецифровыми) средствами. Можно сказать, это «ламповый» мультфильм. Если любите и знаете диснеевскую «Русалочку»(1989), прошу читать!

Я встречал оценку «Русалочки» как самого «слабого» фильма диснеевского Ренессанса. Ну, то есть относительно слабого фильма. Скрепя сердце, готов согласиться с такой оценкой в части визуального ряда. Уверен, будучи снятой на пару лет позже, картина за те же деньги выглядела бы куда роскошнее! Только случился бы тот самый Ренессанс в этой альтернативной реальности? Что, если бы, вместо «Русалочки», в 1989 году выпустили сиквел «Спасателей», снятый аналоговыми средствами, а первым полностью цифровым мультфильмом стала бы в 1990 году первоначальная (в итоге отвергнутая) версия «Красавицы и Чудовища». Без песен, без Люмьера, без Когсворта... И уже потом бы появилась «Русалочка» с роскошным видеорядом, но, вероятно, без вклада Ховарда Эшмана и Алана Менкена. Нет, вы как хотите, а я не жалею о том, как тогда всё сложилось! И предпочитаю оценивать «Русалочку» не мерками технологий цифровой эры, а в контексте возможностей студии Disney 1980-х годов. И тут снимаю шляпу...

Может быть, все уже подзабыли, но во второй половине 1980-х компания Disney экономила на кинопроизводстве! За известным исключением снятого совместно с Amblin Entertainment фильма «Кто подставил кролика Роджера», диснеевская продукция создавалась нарочито дёшево – за $10-20 млн. Однако, в книге «Война за империю Disney» заявляется, что «Русалочка» стоила $40 млн. Мне эта цифра кажется завышенной, так как она в разы превышает средний бюджет диснеевских фильмов тех лет. Да и собранные в США 84 миллиона долларов кассовых сборов при таких затратах воспринимали бы по-другому. Забавно, что в той же книге упоминается, как в ходе производства, чтобы сэкономить $750 тысяч, были упрощены цветовые схемы главной героини – количество цветов в каждой из них было сокращено с 11 до 7. Такая подробность, безусловно, звучит правдиво. Тем более, что количество цветов на экране каждый может проверить сам. Но что там, эту же информацию озвучивал в интервью 2005 года не кто иной как Джеффри Катценберг, и в его версии упрощение цветовых схем «позволило устранить превышение» производственного бюджета и вернуться в нормальный график съёмок! Рон Клеменц, которого спрашивали про бюджет «Русалочки», не называл точной цифры, но уверял, что он был не большим, а разумным, соответствующим задаче (кстати, спустя годы Рон говорил, что бюджет «Принцессы и лягушки» был очень «тесным»). Я доверяю цифре, озвученной в газете «Daily News of Los Angeles» в 1995 году – $27,5 млн. И не сомневаюсь, студия Disney из этого бюджета выжала, что могла! «Русалочку» создавали на пределе человеческих, финансовых и технических ресурсов. И в итоге было чем гордиться!

В очередной раз восхищаться достоинствами истории, анимации и музыки «Русалочки» (или обосновывать их) я не буду. Лучше отмечу, что в мультфильме ошеломляющее количество анимационных эффектов плюс трюки, при помощи которых искажалась подводная среда и добавлялись солнечные блики на морское дно. Но знали ли вы, что корабль принца Эрика создавался при помощи сразу двух технологий? В начале мультфильма мы видим компьютерную модель корабля, но в сценах шторма, из-за опасений, что компьютерная модель не будет готова в срок, использовалась физическая модель. Впрочем, и та, и другая печаталась на селах и на киноплёнку снималась традиционно. Из-за этого у меня нет полной картины того, где применялась компьютерная графика. Например, загадкой для меня остаётся трезубец Тритона. Подчас он выглядит так, будто является 3D моделью, но подтверждения этой гипотезы у меня нет.

Пусть цветовые схемы Ариэль были упрощёнными, но самих схем были десятки на самые разные случаи и ситуации. Схемы на разные случаи готовились и для других персонажей. Например, ведьма Урсула в сцене песни отражала все изменения в свете, исходящем из её котла.

Обращаю внимание, в «Русалочке» было применено больше ручной контуровки, чем в любом другом мультфильме со времён «Спящей красавицы». В эру фотокопирования рисунков ручную контуровку применяли в крайних случаях, например, для изображения губ у персонажей женского пола (Медузе в «Спасателях» ещё и тени вокруг глаз вручную обводили). А в «Русалочке» пришлось вручную контуровать плавники русалок и Тритона, щупальца и макияж Урсулы, волосы принца Эрика и множество других мелочей.

Вручную в этом кадре на селах обводились губы сестёр Ариэль, а также их и Тритона плавники и хвосты. Остальные контурные линии переносилось на селы посредством технологии фотокопирования.

Не всё понятно и про пресловутый миллион пузырьков. Утверждается, что пузырьки переносили на селы китайцы. Вручную, потому что технология фотокопирования от Xerox, не позволяла печатать белый цвет. Звучит логично, но в конце 1980-х годов технология фотокопирования предлагала выбор из десятков оттенков (Дон Блат, например, использовал порядка 20 оттенков). И, если присмотреться, во многих сценах «Русалочки» пузырьки цветные! Где-то серенькие, где-то голубые, где-то розовые. Кое-где окружности пузырьков даже слегка прозрачны, что, на мой взгляд, исключает возможность ручной контуровки. По-настоящему белыми (и непрозрачными) выглядят только блики пузырьков, и то не везде. Так что же именно делали китайцы, хочется уточнить?

Поясню, что под каждой картинкой размещена область, демонстрирующая цвет пузырьков.

Но я бы не писал этот текст, если бы не получил ответ на самый важный для меня вопрос! В «Русалочке» довольно много кадров, созданных с помощью многоплановой съёмки, и меня всегда интересовало, кто их сделал? Ведь собственные диснеевские съёмочные станки, созданные, видимо, во времена «Пинокио», даже по версии Википедии были в «ветхом состоянии». Кстати, не исключено, что они просто не пережили состоявшегося в середине 1980-х годов переезда студии. Но так или иначе найти информацию о подрядчике мне долгое время не удавалось. Я считал, что подрядчиком мог быть знаменитый аниматор Дэйл Бэйр, связи которого со студией Disney тянутся в начало 1970-х годов и у которого в 1980-е был собственный бизнес по оказанию киносъёмочных услуг различным анимационным студиям. С удовлетворением отмечаю, что моя гипотеза подтвердилась. Услуга была оказана не без участия Бэйра. Оказалось, что использовалась установка для многоплановой съёмки, принадлежавшая работавшему на Бэйра оператору Дэну Ларсону, а держал он её в своей домашней мастерской. Вряд ли на этом станке можно было создать кадры уровня «Бэмби» или «Пинокио», но, по крайней мере, трёхплановые кадры «Русалочка» получила.

Пример кадра, состоящего из переднего и заднего плана. В мультфильме этот кадр статичный, но глубина кадра прекрасно читается, благодаря размытию переднего плана и частичной прозрачности воды, падающей с водосточного жёлоба.

Надеюсь, что читателям Сайта о про-диснеевской анимации не нужно объяснять, что такое, собственно, многоплановая съёмка. Но, может быть, сами кадры из мультфильма подскажут идею. Здесь я перечисляю столько многоплановых кадров «Русалочки», сколько смог идентифицировать. Разумеется, на полноту не претендую. Вполне можно ошибиться, приняв манипуляцию с обычным «оверлейным» слоем за многоплановый кадр, или наоборот упустить что-то, но подборка, как мне кажется, даст представление о размахе работ. И пусть на статичных кадрах глубину в полной мере не оценить, моя цель не продемонстрировать эффект во всей его красе, а перечислить эпизоды его применения. Тем более, что, кроме примеров традиционной многоплановой съёмки, можно указать на случаи неожиданного применения этой технологии.

Насколько я могу судить, «Русалочка» даже начинается с многопланового кадра, в котором можно различить три слоя фоновых декораций. Ещё несколько многоплановых кадров обнаруживаются в атмосферных вступительных титрах. Для передачи ощущения водной среды картинка умышленно искажалась, но там, где искажений нет, можно видеть высокую степенью размытости ближнего плана. Перед нами традиционные, можно сказать, классические многоплановые кадры. Здесь каждая иллюстрация – это ссылка на версию с чуть большим разрешением.

Похоже, что стайку рыбок в этом кадре создали средствами компьютерной анимации

Поразительно эффектный кадр с китами. Предполагаю, что придающие китам объём освещённые части выполнены средствами аэрографии на отдельных селах, но работа художников всё равно непостижима. Посмотрите, как выглядят селы китов без тонового эффекта.

Стоит обратить внимание, что в кадрах с максимальной глубиной ближайший к зрителю план гораздо темнее дальних. Очень может быть, что причина этого не в художественном замысле (хотя русалок в этих кадрах изобразили в виде силуэтов, скорее всего, умышленно), а в ограничениях технологии – самый верхний ярус просто получал недостаточно света, а увеличение времени экспозиции обернулось бы пересветом дальних планов. Аналогичную картину можно будет видеть и далее. Вот примеры двух- и трёхплановых кадров уже из основной части фильма.

Здесь перемещающиеся передний и задний план создают иллюзию кружения камеры вокруг Ариэль. Приём, знакомый ещё по «Белоснежке», создаёт у зрителя чувство большей вовлечённости.

Два передних плана не размыты и на статичном изображении их трудно отделить от заднего плана. Зато легко видеть, насколько это сложный кадр. На дне пещеры характерные блики. А на телах Ариэль и Флаундера тоновые маски (здесь и на предыдущей иллюстрации тени не являются частью цветовых схем персонажей).

Снова ближний план – самый тёмный

Жутковатый кадр с подручными Урсулы стоит выделить особо. Флотсам и Джетсам располагаются на ближайшем из двух передних планов. Они не настолько велики относительно Ариэль, просто находятся значительно ближе к камере, чем Русалочка. И из этого наблюдения можно сделать два вывода. Во-первых, использованная Дэном Ларсоном установка позволяла размещать анимацию на разных планах одновременно (пример со стекающей водой, приведённый выше, тоже это демонстрирует). И это не само собой разумеется! В многоплановых кадрах «Пинокио», например, в каждый момент времени уровень анимации был только один, и это ограничение было преодолено лишь со временем. Во-вторых, возможность размещать анимацию на отдельном плане позволила композиционно разнообразить видеоряд «Русалочки». В мультфильме довольно много кадров, в которых одни персонажи следят за другими издалека. У меня нет сомнений, что для получения таких ракурсов использовалась технология многоплановой съёмки.

Флаундер наблюдает, как Тритон отчитывает Ариэль

Себастьян следит за Флаундером и Ариэль

Ариэль подглядывает за Эриком и Ванессой

Тритон смотрит на свою дочку

Друзья наблюдают за принцем

И только весёлые улитки ни за кем не следят!

Данные кадры состоят из двух планов и выглядят обманчиво просто (кстати, с освещением переднего плана тут всё в порядке). И всё же передний и задний план на этих кадрах изолированы. И в случаях, когда персонажа надо перевести с одного плана на другой, создатели идут на ухищрения. Например, в сценке, где Себастьян удаляется от нас в направлении трона Тритона, краб спускается, пока полностью не скрывается за кромкой переднего плана, и уже тогда появляется на заднем плане. В сцене, в которой Эрик впервые встречает Ариэль на берегу, аналогичный трюк проделывает пёс Макс.

На картинке слева Себастьян частично скрыт полом, но находится на том же плане, что и он. Справа Себастьян уже на заднем плане.

Пёс Макс скрывается за возвышенностью и появляется вновь уже на заднем плане. И, между прочим, становится существенно светлее.

А вот кадр с селами на трёх планах. Ариэль и Себастьян на заднем плане, [компьютерные] рыбки и пузырьки на среднем, а водоросли на переднем.

Я подозреваю, что многоплановым является и кадр, в котором Ариэль танцует с Эриком. Передний план, прямо перед камерой занимают другие танцующие пары. Думаю, если поискать, похожие кадры найдутся и в песне Себастьяна «На дне морском».

В «Русалочке» есть несколько кадров, которые ставят меня в тупик. Как такое снять с помощью аналоговых технологий? Надо думать, многоплановая съёмка позволяет показать персонажей совсем крошечными, но неужели до такой степени?

Наконец, особого упоминания заслуживают ещё два многоплановых кадра. По-разным причинам. Один стал головной болью для создателей мультфильма, так как в нём Ариэль, находясь внутри пещеры, то есть на заднем плане, должна была протянуть руку к камере и, таким образом, частично оказаться на переднем плане. Выход, если не ошибаюсь, нашёлся в комбинированной съёмке – руку наложили на уже отснятые кадры с помощью оптического принтера.

Другой вошёл в историю, как первое (для полнометражной анимации) практическое применение технологии CAPS – компьютерной системы производства анимации. Сейчас это общеизвестный факт, но мне на этот кадр указал (в ответ на моё письмо) диснеевский аниматор и сценарист Рэнди Картврайт, который и работал над ним. Рэнди отметил, что труднее всего было размыть радугу, слишком уж неэффективным был программный фильтр. Сосредоточившись на этой задаче, Рэнди и не заметил, как изобразил радугу с неверным расположением цветов.

Задачи, ставшие настоящим вызовом для создателей «Русалочки», сегодня выглядят элементарными. Сиквелы мультфильма, снятые быстрее и дешевле оригинала, позволили себе не только цветную контуровку линий, но и полупрозрачные плавники и хвосты русалок. Зато фильм 1989 года пытался вырваться за рамки возможностей существоваших на тот момент инструментов и до сих пор способен удивлять.

Комментарии ()
Все статьи