Университет монстров

Алексей КОБЕЛЕВ, 13 июня 2013. Версия для печати здесь

После просмотра мультфильма «Университет монстров» я в очередной раз задумался, что же всё-таки важнее в кино, свежая, остроумная, нетривиальная идея или мастерское воплощение? Безусловно, хорошая идея очень важна, но разве она не обесценивается в случае не очень качественной реализации. С другой стороны жизнь учит, что качественное воплощение может спасти даже не очень хорошую и, казалось бы, избитую идею. Да и самая классная идея может навсегда остаться лишь идеей, если не попадёт в руки того, кто умеет превращать алмаз в бриллиант.

Идея создания приквела «Корпорации монстров» изначально не казалась мне особенно подкупающей. Слишком уж хорош был оригинальный фильм, слишком уж высока была планка! Студия Pixar славна своими оригинальными историями, и «Корпорация монстров» едва ли не самый блистательный пример того, что настоящему художнику не обязательно искать вдохновения в созданных до него сказках и легендах. При этом сюжет «Корпорации» казался таким законченным, что попытка придумать ещё какие-нибудь приключения для героев ленты виделась мне вымученной и изначально обречённой на нелестные сравнения. А когда стало ясно, что речь в новом фильме пойдёт об истории знакомства Майка Вазовски и Джеймса Пи Салливана и их учебе в Университете монстров, я стал бояться, что мультфильм будет битком набит стереотипическими представлениями о западных университетах и соответствующими байками, знакомыми нам по многочисленным молодежным комедиям. И даже относительно невнимательно следил за новостями производства и продвижением картины.

В получившемся мультфильме стереотипов и легендарных примеров студенческого «отрыва» действительно много – создатели картины недаром объезжали самые известные высшие учебные заведения США в поисках вдохновения – но, как оказалось, «Университет монстров» не зацикливается на них и ненавязчиво рассказывает о более универсальных вещах. О предназначении, о командном духе, об ответственности за свои поступки и, самое главное, о цене победы. Особенно отрадно, что щедро использованная в рекламной кампании мультфильма тема студенческих приколов, розыгрышей и издевательств разной степени жестокости в фабуле анимационной ленты важной роли не играет. В ней это лишь антураж, сопровождающий тему соревнования с самыми высокими ставками, которая пронизывает фильм и невероятно увлекает, даже, несмотря на знание об успешном будущем Майка и Салли.

К слову, о знании. Для многих продолжений и предысторий характерно не очень уважительное, а иногда откровенно потребительское отношение к оригиналу, выраженное в повторении и обесценивании удачных находок, спойлерах, то есть знаниях, разрушающих интригу, или, что хуже всего, исправлениях событий оригинала, логических неувязках с ним. Напротив, создатели «Университета» проявили похвальную деликатность в отношении к оригинальному мультфильму, постаравшись сохранить его интриги и разоблачения неприкосновенными. С точки зрения обилия мест действия, количества действующих лиц, уровня детализации дизайна и качества компьютерной графики «Университет», конечно же, масштабнее «Корпорации», но содержательно он более местечковый, провинциальный и нарочито непретенциозный. Например, тренажёры университета для упражнений будущих страшил намного примитивнее того, что можно видеть в «Корпорации», работники Корпорации показаны почти небожителями, а Рэнделл, так ярко проявившийся в оригинальной картине, здесь даже не пытается заявить о себе, как о выдающейся личности. Он играет свою роль откровенно скованно. Такое уважение к оригинальной картине, такое понимание всех её нюансов и желание сохранить её эффектность, в конечном счёте, её же и обогащает. Отныне, пересматривая «Корпорацию монстров», мы будем испытывать более широкий спектр удовлетворения от просмотра. Нужно ли уточнять, что мои опасения по поводу «Университета монстров» абсолютно не оправдались?

Как и в случае ряда нечеловеческих миров других пиксаровских мультфильмов, будь то мир насекомых, игрушек или рыб, в мире монстров находится множество отсылок к реальному человеческому миру, особенно к традициям европейской культуры. Но это не раздражает, так как в мультфильме они чаще всего пародийно искажаются до абсурда. Так, например, ритуал посвящения главных героев в члены тайного общества не может не напомнить легендарные обряды масонов, но, в отличие, от похожего эпизода в мультфильме «В поисках Немо», он не выглядит нелепо, ведь в мире монстров возможно что угодно! В целом в ходе просмотра у многих зрителей, скорее всего, появятся вопросы к устройству Вселенной мультфильма, но, в отличие от искусственной Вселенной «Тачек», они будут возникать не от возмущения неубедительностью и непродуманностью нюансов мира монстров, а от желания как можно лучше его понять. При этом особую ценность приобретут мельчайшие упоминания того, что сами монстры думают о себе и смысле своего существования.

Заключая, подчеркну: «Университет монстров» – замечательное семейное кино. Очень забавное, остроумное, доброе и даже в меру страшное – как же обойтись без этого в фильме о страшилах, которым и самим порой бывает очень страшно? В мультфильме немало сюрпризов и неожиданных встреч с персонажами «Корпорации монстров», но ещё больше – новых персонажей, которые ближе к финалу становятся зрителю почти родными! Если и есть претензии к картине, так это подразумевание, что зритель уже знает, зачем именно нужна «Корпорация монстров». Впрочем, может быть и это неплохо? И тот, кто свое знакомство с миром монстров начнёт с «Университета», недостающие ответы получит при просмотре «Корпорации»?



P.S. Попробуйте заметить в мультфильме традиционное для пиксаровских картин «пасхальное яйцо» – номер A113! Лично я его заметил. Также, как всегда, советую подождать окончания финальных титров, после которых терпеливых зрителей ожидает бонус! Ну, а если вам доведётся смотреть «Университет монстров» в формате RealD, то возможно удастся унести домой подарочные тематические очки. Об этом позаботилась компания Look3D, ранее создавшая пассивные стереоочки, тематически связанные с четвёртой частью «Ледникового периода» и третьим «Мадагаскаром».

Комментарии ()
Все рецензии