Алексей КОБЕЛЕВ, 5 июня 2023.
Любой, кто интересуется историей диснеевской анимации, знает, что к началу 1941 года Уолт Дисней был вынужден надолго отказаться от амбициозных проектов в пользу недорогих и лёгких в производстве постановок. Обычно это объясняют Второй Мировой войной, отрезавшей не только Диснея, но и весь Голливуд от половины иностранных рынков. Не касаясь сейчас вопроса существования прямой связи между иностранными поступлениями и возможностью студии Диснея развиваться, озвученный исторический факт удобно использовать как иллюстрацию важности мировых кинорынков для диснеевской анимации. И не только в первые десятилетия её существования. В конце 1960-х годов достижения диснеевских мультфильмов в иностранном прокате сыграли роль в готовности студии продолжать их производство. А когда стоимость производства анимации стала «астрономической», иностранный прокат позволял быстрее окупать затраты или был последней надеждой избежать провала. Данный материал посвящён анализу достижений диснеевских мультфильмов в мировом прокате. За давностью лет и низкой доступностью информации я не готов рассматривать мультфильмы, выпущенные до начала 1990-х годов, поэтому речь пойдёт о периоде Ренессанса диснеевской анимации и случившемся сразу за ним угасании интереса к рисованным мультфильмам.
Не будет лишним проговорить, что кассовые сборы, которыми принято измерять успех фильмов, – это сумма денег, оставленных зрителями в кассах кинотеатров за билеты. До половины из этих средств остаётся у самих кинотеатров, а киностудии (владельцы прав) получают свою долю, то есть рентальную плату за вычетом стоимости услуг подрядчиков, занимавшихся распространением (дистрибьюцией) фильмов на данной территории. Например, прокатом «Красавицы и Чудовища» на таких крупных территориях, как Германия и Япония, занималась компания Warner Bros, в рамках многолетнего контракта, заключеного с Disney. Впрочем, в 1993 году компания Disney начала поручать дистрибьюцию фильмов национальным офисам своего собственного отдела Buena Vista International (BVI). Сначала в Германии, потом в Италии и Японии, позже – в Испании. Во Франции у BVI было совместное предприятие с Gaumont.
Размер и порядок выплат рентальной платы, то есть доли кассовых сборов, предназначенной киностудии, зависит от масштабов релиза, территории, стадии проката и других факторов. Для примера можно привести цифры по 1993-му календарному году. Кассовые сборы фильмов BVI составили тогда 650 миллионов, причём наибольший вклад внесли «Аладдин» (220 млн), «Действуй, сестра!» (92 млн), «Книга джунглей» (64 млн) и «Красавица и Чудовище» (49 млн). Размер рентальной платы BVI при этом составил 290 миллионов, то есть чуть меньше 45%. Диснеевские доходы дома на тот момент были выше, потому что без учёта Индии и Китая (о них позже) крупнейшим кинорынком мира оставались США. В 1990-е кинопрокат рос по всему миру и год от года число кинотеатров сильно менялось, но, например, в 1995 году в США для кинопроката использовались 27,8 тысяч киноэкранов, то есть столько же, сколько приходилось на Западную (19500) и Восточную (4500) Европу, Японию (1800) и Австралию (1100). В США такая доступность кинотеатров оборачивалась очень высокой средней посещаемостью, сравниться с которой (опять же, если не считать Индию) могла разве что Австралия. Европейцы (особенно итальянцы) в среднем ходили в кино в несколько раз реже американцев.
Впрочем, измерять важность той или иной территории уместно не столько посещаемостью кинотеатров, сколько кассовыми сборами импортных фильмов. В этом отношении ценность территорий со временем может меняться кардинально! Достаточно заметить, что накануне Второй Мировой войны 45% иностранной кассы Голливуд собирал в Великобритании. Находившаяся по этому показателю на втором месте Франция приносила лишь 13%. Спустя 50 лет для компании Disney расклад иностранных сборов был таким: порядка 30% диснеевские фильмы получали в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Японии и Австралии, а 70% собирали в Европе! Такие гигантские рынки, как Китай и Индия для компании Disney (да и для Голливуда вообще) заметной роли не играли. При этом 80% европейской кассы собиралось в 6 главных странах: Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и Швеции.
В течение 1990-х годов BVI представляла диснеевские мультфильмы примерно по одному и тому же шаблону, обусловленному культурными и климатическими особенностями территорий. Прокат каждого очередного мультфильма начинался с летнего выпуска в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, в июле-августе наступал черёд Австралии, а ранней осенью – Японии. Поздней осенью мультфильмы представляли в Европе, причём во Франции, Великобритании и Италии сначала только в столичных премиальных залах (часто вместе с шоу-программой), а лишь потом в рядовых кинотеатрах. Пик каждого прокатного турне приходился на Рождество. Характерно, что в Германии задолго до Ренессанса рождественские релизы диснеевских мультфильмов (часто повторные) стали настолько укоренившейся традицией, что нередко они оказывались самыми посещаемыми фильмами года!
Теперь про достижения конкретных фильмов. В таблице графически отображены самые успешные территории для того или иного фильма. Ширина блоков соответствует величине кассовых сборов, округлённой до $1 миллиона. Размер деления сетки – $30 миллионов. Обратите внимание, названия стран перед таблицей являются кнопками! Нажимая на них, можно включать и выключать учёт той или иной территории. В случае выключения территории её кассовые сборы добавляются в общий «котёл» «Других территорий». Изначально же в состав «Других территорий» входят страны, по которым у меня либо нет данных по кассовым сборам, либо цифра кассовых сборов не превышает пороговых $2 миллионов (у некоторых фильмов порог выше). Обязательно открывайте блоки «Подробностей» – там мои пояснения и комментарии!
Сборы в США Вне США | |
![]() Русалочка, 1989 |
Герм Фран Итал Вкбр Я Ш $84 млн. $100 млн. |
На момент начала Ренессанса диснеевской анимации любовь крупнейших кинорынков Европы к диснеевской анимации имела давние корни, так что расклад иностранных сборов «Русалочки» на графике примерно соответствует размерам этих рынков. Большая доля Швеции объясняется не только колоссальной популярностью диснеевского мультфильма (1 миллион билетов), но также самой высокой в Европе плотностью кинотеатров и самыми дорогими билетами в кино. |
|
![]() Спасатели в Австралии, 1990 |
Герм Фран $28 млн. Неизвестно |
Компания Disney не выпускала «Спасателей в Австралии» в японский прокат, но европейское турне этого мультфильма было очень успешно. Всего на двух территориях, в Германии и во Франции было собрано больше, чем в домашнем прокате в США. Во Франции диснеевский сиквел столкнулся с продолжением другого хита – с «Американским хвостом 2», но соперники находились в разных весовых категориях – на «Спасателей» было продано в 4 раза больше билетов, чем на «Хвост» (2,4 миллиона билетов против 0,6 миллионов). Информации об итальянских сборах «Спасателей» у меня нет. |
|
![]() Красавица и Чудовище, 1991 |
Италия Герм Франция Япон Исп Вкбр Швц А Другие территории $146 млн. $207 млн. |
Италия, ставшая для «Красавицы и Чудовища» последним из крупных кинорынков, в 1992 году переживала рекордное падение интереса зрителя к кинотеатрам в целом и итальянскому кино в частности. На этом фоне диснеевский мультфильм вызвал огромный интерес аудитории и стал самым посещаемым релизом года со сборами в 42 миллиарда лир. Кризис национального кино наблюдался и в Германии, где «Красавица» также заняла первое место среди релизов года. Во Франции у мультфильма было третье место после «Основного инстинкта» и «Смертельного оружия 3». Неожиданно успешное выступление «Красавицы» в Японии, где публика не испытывала трепета по отношению к диснеевской анимации, обозреватели называли прорывом! |
|
![]() Аладдин, 1992 |
Франция Япония Германия Италия Вкбр Исп Авст Н Ш Другие территории $217 млн. $286 млн. |
Во Франции «Аладдин» семь недель возглавлял чарты кассовых сборов, а количество проданных билетов достигло 7,4 миллиона билетов, благодаря чему был побит рекорд посещаемости диснеевского мультфильма, установленный за 20 лет до этого «Котами аристократами». По итогам года во Франции «Аладдин» уступил только феноменально успешной местной комедии «Пришельцы». В Германии (6,3 миллиона билетов) и Великобритании (5,3 миллиона билетов) «Аладдин» уступил первое место «Парку Юрского периода». Блестящее выступление диснеевской анимационной комедии в Японии (3,5 миллиона билетов и 3-е место среди релизов года) ни один из следующих диснеевских рисованных мультфильмов не смог ни улучшить, ни повторить. Зато в Испании самому «Аладдину» не удалось повторить успех «Красавицы и Чудовища» |
|
![]() Король Лев, 1994 |
Германия Франция Великобритания Италия Япония Испания Авст Нид Швц Брз Арг Ю Другие территории $313 млн. $455 млн. |
В континентальной Европе «Король Лев» буквально царствовал. Лучшим среди релизов 1994 года он стал в Германии (11,3 миллиона билетов, 7 недель на вершине чартов), Франции (10,1 млн), Италии (6,5 млн), Испании (6 млн), Нидерландах (2,5 млн), Швеции (2 млн). Но в Великобритании при 8 миллионах билетов уступил фильму «Четыре свадьбы и одни похороны». В некоторых странах мультфильм даже выпускали в повторный прокат летом 1995 года! В Италии «Король Лев» собрал рекордные для территории 56 миллиардов лир, однако падение курса лиры довольно сильно уменьшило эффект выступления. В Японии «Король Лев» выступил хуже «Аладдина» (5-е место по итогам года). Чарты страны мультфильм возглавлял в течение целых 6 недель, но «Скорость» была лидером 10 недель, «Скалолаз» – 11, а «Правдивая ложь» аж 12 недель! В Бразилии на «Короля Льва» было продано 4,3 миллиона билетов, а в Японии – 2,3 миллиона, но из-за разницы в ценах на билеты расклад по кассовым сборам совсем иной. |
|
![]() Покахонтас, 1995 |
Франция Герм Вкбр Итал Исп Япон А Ш А Б Другие территории $141 млн. $204 млн. |
Результаты «Покахонтас» в мировом прокате могли казаться слегка разочаровывающими на фоне «Короля Льва», но объективно выступление было очень успешным и в США, и за их пределами, впрочем, у мультфильма было мало конкурентов. |
|
![]() Горбун из Нотр Дама, 1996 |
Франция Италия Япон Герм Вкбр Исп Б Ш А Н Другие территории $100 млн. $225 млн. |
Во Франции «Горбун из Нотр Дама» семь недель удерживал первое место в чартах кассовых сборов и стал самым успешным из релизов 1996 года. Лучшим по итогам года мультфильм стал и в Аргентине (1,5 миллиона билетов). |
|
![]() Геркулес, 1997 |
Франция Вкбр Герм Итал И Я М Б Другие территории $99 млн. $153 млн. |
Хоть Франция и стала самой успешной территорией для «Геркулеса», на страну пришлось наименьшая доля иностранных сборов диснеевского мультфильма со времён «Короля Льва». А в Англии «Геркулес» был принят лучше, чем «Горбун из Нотр Дама» и «Покахонтас». |
|
![]() Мулан, 1998 |
Франция Герм Вкбр Исп Итал Б Я М Ш Ю Другие территории $120 млн. $183 млн. |
До второй половины 1990-х у диснеевских хитов фактически не было конкуренции соизмеримого веса, но у «Мулан» соперник уже был. Беспрецедентный релиз «Принца Египта» в декабре 1998 года был умышленно задуман как всемирный (кроме Японии, где «Принца» выпустили в июне), и во Франции момент пришёлся на четвёртую, самую важную неделю широкого проката «Мулан». Зрителей хватило на оба мультфильма, но, хотя «Принц» и стартовал великолепно, диснеевская картина вплоть до Нового года не уступала ему первого места чартов. Что до Европы в целом, то компания Disney настолько усилила продвижение своего мультфильма, что наличие конкуренции мало отразилось на его выступлении. Лишь в Италии «Принц Египта» выступил лучше, чем «Мулан». Ранее, ещё до европейского турне «Мулан» удалось показать выдающиеся результаты на территориях Юго-Восточной Азии, особенно в Южной Корее и Тайване (100 миллионов тайваньских долларов, то есть порядка $2,9 миллиона), однако мультфильм не заинтересовал японского зрителя, а весной 1999 года разочаровал прокатом в Китае. |
|
![]() Тарзан, 1999 |
Франция Великобритания Германия Япония Исп Итал Мекс Ю Б Ш А А Н Другие территории $171 млн. $277 млн. |
В иностранном прокате «Тарзан» показал себя настоящим блокбастером! По итогам лета 1999 года даже казалось, что мультфильм сможет выступить успешнее «Аладдина», однако Австралия, а потом и Италия не совсем оправдали ожиданий. В Японии «Тарзан» успешно опробовал необычное время старта – декабрь, с расчётом использовать праздник Сёгатсу (Новый год). Через год в это же время в Японии просто блестяще выступил «Динозавр» (и побил рекорд «Аладдина»). В Швеции «Тарзан» стал самым посещаемым релизом года, но точной цифры кассовых сборов у меня нет (использую консервативную оценку в $7 млн). |
|
![]() Похождения императора, 2000 |
Вкбр Герм Фран М Другие $89 млн. $80 млн. |
Практически на всех территориях «Похождения императора» выпускался в непривычное для больших рисованных релизов время. Но если февральский старт в Англии и мартовский выпуск в Германии определённо сыграли на пользу скромному мультфильму, то явно запоздавшие выступления во Франции (апрель) и Испании (июнь) вышли провальными. В итоге, если не считать уникальной «Фантазии 2000», «Император» стал первым с начала Ренессанса диснеевским мультфильмом, собравшим за пределами США меньше, чем дома. |
|
![]() Атлантида: Затерянный мир, 2001 |
Франция Япон М В Г И И Другие $84 млн. $102 млн. |
Если не считать декабрьского выпуска в Японии (по примеру «Тарзана» и «Динозавра»), иностранный прокат «Атлантиды» проходил традиционно. Во Франции рисованный мультфильм выступил успешнее, чем компьютерные «Шрек» и «Корпорация монстров»! И это при том, что прокат начался накануне выхода первых серий циклов «Гарри Поттер» и «Властелин колец». |
|
![]() Лило и Стич, 2002 |
Япония Вкбр Мекс Г А Ф И Другие $146 млн. $127 млн. |
В условиях высокой плотности анимационных релизов BVI рискнула начать континентальное европейское турне «Лило и Стич» ранним летом (одновремено с американской премьерой), то есть в период, считавшийся бесперспективным во Франции и Южной Европе. При этом во Франции мультфильм вышел за неделю до «Ледникового периода». Риск себя не оправдал – во Франции и Испании по числу проданых билетов «Лило и Стич» выступил даже заметно хуже, чем «Питер Пэн в Нетландии» (март в Испании и август во Франции). В целом ряде стран «Лило и Стич» прокатывался практически в одно время со «Спиритом: Душой прерий», а в Южной Корее на фоне успеха «Унесённых призраками». И хотя позже осеннее выступление в Великобритании и весенний релиз в Японии (последний рынок) оказались очень успешными, анимационная лента, как и «Император», собрала в мире меньше, чем дома. |
|
![]() Планета сокровищ, 2002 |
Фран Вкбр Я Г И Другие $39 млн. $71 млн. |
Полагаю, «Лило и Стич» добился бы большего, если бы в Европе его прокат начался в конце 2002 года, но это время было зарезервировано для «Планеты сокровищ». Во Франции релиз «Планеты» начался даже до американской премьеры, видимо, во избежание столкновения со вторыми сериями циклов «Гарри Поттер» и «Властелин колец». В Италии выпуск «Планеты» совпал с выходом мультфильма «Спирит: Душа прерий» (для него последняя территория), и ленты показали практически идентичные результаты. |
|
![]() Братец медвежонок, 2003 |
Франция Герм Япон Мекс Вкбр Исп И А Ш Другие территории $85 млн. $165 млн. |
С начала нулевых по мере роста цены на нефть происходило падение курса американского доллара по отношению к евро. «Братец медвежонок» за каждый собранный евро получал на 15-20% больше, чем «Лило и Стич» или «Планета сокровищ». Но это не умаляет того факта, что мультфильм лучше отвечал ожиданиям публики большинства территорий мира. Чарты Германии, Австрии и Финляндии картина возглавляла 4 недели, а Польши – 3. На графике мультфильма отображены территории от $6 миллионов, но в Польше, Бразилии, Нидерландах, Австрии, Финляндии, Бельгии и Норвегии сборы «Медвежонка» оказались в диапазоне от $2 до 4 миллионов. В Швеции рисованный хит выступил намного успешнее, чем «Суперсемейка» и «Шрек 2». Мартовский релиз «Медвежонка» в Японии пришёлся на школьные каникулы, но широкий прокат картины продолжался до июля! |
|
![]() Не бей копытом, 2004 |
Ф М И Другие $50 млн. $53 млн. |
Достижения «Не бей копытом» в иностранном прокате так скромны, что на графике отображаются достижения от 3 миллионов долларов. |
|
![]() Принцеса и лягушка, 2009 |
Франция Вкбр Итал Исп Герм М А Я Р Другие территории $104 млн. $162 млн. |
В Италии и Германии «Принцессу и Лягушку» выпустили накануне Рождества, что сыграло на пользу анимационной ленте в Италии (в этой стране релиз «Аватара» задержали на целый месяц, скорее всего, ради очередной серии местного рождественского киносериала) и, если не испортило, то усложнило её выступление в Германии. В остальной Европе BVI задержала выпуск «Принцессы» до февраля 2010 года. В итоге во Франции диснеевский мультфильм занял девятое место в списке самых успешных релизов 2010 года, а в Германии лишь 24-е. В России «Принцесса» прокатывалась на новогодних каникулах, но выступила не блестяще из-за высокой конкуренции (54-е место среди релизов 2010 года). В Австралии лента тоже не попала в первые 50 хитов года. |
|
![]() Медвежонок Винни и его друзья, 2011 |
Другие $28 млн. $23 млн. |
Иностранный зритель имел возможность увидеть «Медвежонка Винни и его друзей» на целых три месяца раньше американского! Но в Великобритании, Западной и Южной Европе, а также в Мексике выпуск состоялся в апреле, то есть в период, уместный для диснеевских мультфильмов второго ранга. Хуже того, апрель 2011 года ознаменовался триумфом мультфильма «Рио», который не оставил медвежонку не единого шанса. Компании BVI хватило благоразумия задержать бразильский релиз «Винни» до лета, но продать удалось лишь 100 тысяч билетов ($0,5 млн). Одной из немногих территорий, где «Винни» вышел в подходящее время, оказалась Япония, в которой персонажи мультфильма традиционно пользовались большой популярностью. 265 тысяч японских билетов обернулись хотя бы ощутимыми кассовыми сборами в $4,2 миллиона. Относительно тепло диснеевскую картину приняли также страны Скандинавии, Россия и Польша. Последняя стала самой посещаемой территорией для мультфильма (275 тысяч билетов). Ранее Польша становилась лучшей территорией для «Винни и Слонотопа» (575 тысяч билетов). |
«Принцесса и Лягушка», а также «Медвежонок Винни и его друзья», очевидно, не имеют никакого отношения к периоду Ренессанса диснеевской анимации, но добавлены в таблицу для полноты картины, ведь на них полнометражная история диснеевской рисованной анимации закончилась. А использованные в таблице данные можно увидеть и в виде цифр. Кликните ссылку, и все цифры отобразятся слева, на месте главного меню сайта. Помните про изменение покупательной способности доллара в период с 1990 по 2010 год. С учётом инфляции собранные в 1990 году «Русалочкой» $100 миллионов в 2010 году были примерно равны кассе «Принцессы и Лягушки», а в 2020 году стоили уже $200 миллионов!
Из таблицы легко видеть, что в 1990-е диснеевские мультфильмы были очень востребованы за пределами США, причём, как правило, в иностранном прокате они собирали существенно больше, чем дома. Досадным исключением выглядит лишь «Лило и Стич», относительно неудачное выступление которого в ряде стран я списываю на крайне неудачно спланированный прокат. Самыми важными территориями при этом были, разумеется, огромные кинорынки Европы, некоторые из которых демонстрировали удивительную верность диснеевским мультфильмам. В Германии, например, на «Тарзана» было продавно в два раза больше билетов, чем на «Историю игрушек 2». Вне Европы самую важную роль играла Япония, но при этом проявляла большую разборчивость в темах. В Мексике, роль которой в сборах диснеевских мультфильмов выросла во второй половине 1990-х, кинозритель хорошо принимал самые разные виды анимации, а вот Австралия с появлением компьютерных мультфильмов к классической анимации охладела. Наконец, стоит прокомментировать достижения диснеевских мультфильмов на таком крупном кинорынке, как Южная Корея. В таблице эта территория впервые упоминается в строке «Короля Льва», но и предыдущие диснеевские мультфильмы выступали в Корее очень успешно (об этом говорят имеющиеся данные по проданным билетам в Сеуле). Мультфильмы, следующие за «Королём Львом» в Корее проваливались. Потом случился Азиатский финасовый кризис 1997 года, после которого в кинобизнесе страны наметились движение против иностранного кино (в попытке сократить отток валюты) и взрывной рост местного кинопроизводства. С конца 1990-х среди хитов кинопроката Кореи стали преобладать фильмы корейского же производства. На таком неблагоприятном фоне несколько диснеевских мультфильмов стали хитами («Мулан», «Тарзан», «Динозавр»), но далее снова пошла череда неудач, что было особенно досадно в свете роста значения страны как кинорынка (в 2005 году Южная Корея превзошла Германию!). Южная Корея удивила ещё раз в 2003 году, когда стала второй (!) среди самых кассовых территорий мультфильма «Синбад: Легенда семи морей» компании DreamWorks.
В заключение про рынки, которые в таблицу не попали. И «Аладдин», и «Король Лев» выпускались в Индии, причём на трёх языках: английском, тамильском и на хинди! «Аладдин» провалился, собрав $0,45 миллиона, поэтому в случае «Короля Льва» продвижение усилили, чтобы в итоге собрать $2,7 миллионов. Страна с самой большой посещаемостью кинотеатров в мире не интересовалась западным кино. Гораздо более перспективной территорией виделся Китай, но руководство этой страны долгое время не желало делиться доходами от проката, и иностранные фильмы допускались лишь на условиях продажи прав на фильмы за фиксированную и откровенно заниженную плату. Только в 1994 году во взаимоотношениях Китая и Голливуда наметился прогресс – восточная держава согласилась допускать на внутренний рынок самые достойные из иностранных фильмов (кто именно достоин, решало правительство Китая). Первым западным релизом, вышедшим в Китае на новых условиях, стал «Беглец», и после него релизы стали регулярными, но редкими – Китай не допускал более, чем по десять фильмов в год. При этом рентальная плата облагалась такими налогами, что студии могли рассчитывать лишь на 10-15% от сборов. Они были согласны и на это. «Король Лев» стал первым диснеевским релизом в Китае и довольно успешным – ему удалось собрать $5 миллионов. Но вскоре Китай ввёл негласный бойкот на продукцию Disney, Sony и MGM, выражая недовольство выпуском этими студиями «антикитайских» фильмов («Кундун», «Семь лет в «Тибете», «Красный угол»). До бойкота компания Disney успела выпустить в Китае «Историю игрушек», чтобы собрать $3,8 миллиона (последним игровым релизом стал «Скала»), но далее наступила пауза. Компании Disney было очень важно выпустить в китайский прокат «Мулан», и после долгих переговоров Китай разрешил релиз, но только после китайского Нового года, то есть в марте 1999 года. В итоге диснеевская картина смогла собрать в Китае лишь $1,3 миллиона.
Все цифры материала я брал из открытых источников (а также из моей личной коллекции цифровых данных) и в меру сил тщательно проверял на достоверность. Все оценки и расчётные величины консервативны, так как в завышении данных я не заинтересован. Неточности и ошибки с удовольствием исправлю, если мне на них укажут. Все использованные источники перечислять не стану, но укажу полезные. Итак, статистика по кинопрокату отдельных стран: Швеция, Германия, Испания, Бразилия, Австралия, Китай, Тайвань, Япония.