История классического диснеевского логотипа (1985 – 2006)

Примечание: Данный материал не ставит себе цель достижения исчерпывающей полноты раскрытия темы вариаций диснеевского логотипа, но достаточно подробно иллюстрирует его эволюцию. Перечисление всех примеров отхода логотипа от «нормы» – это задача специальных справочников, таких как Closing Logos Group Wiki Home Page.

Чёрный котёл

В середине 1980-х годов у Walt Disney Pictures (так называлось киноподразделение компании Disney) появился постоянный логотип, в основу которого легло стилизованное изображение замка из Диснейленда и изменённая Джоном Дебни мелодия песни «When You Wish Upon a Star» из «Пиноккио». Впервые новинка представляла студию на фильмокопиях получивших неоднозначные оценки диснеевских картин «Возвращение в страну Оз»(1985) и «Чёрный котёл»(1985), но довольно скоро замок на фоне из разных оттенков синего стал твёрдо ассоциироваться с безопасными, но качественными семейными фильмами и, что особенно важно для Сайта о про-диснеевской анимации, прорывными мультфильмами. Логотип теперь сопровождал и выходившие в повторный кинопрокат классические диснеевские мультфильмы. Под каждый релиз графику создавали заново посредством традиционной селовой анимации, и это объясняет малозаметные отличия в скорости появления тех или иных составляющих логотипа, разные оттенки фона и надписи, непостоянный вид отсветов на замке. Изредка в логотипе менялось музыкальное сопровождение: в «Оливере и компании»(1988) уже на логотипе начиналась песня «Once Upon a Time in New York City», в «Белом Клыке 2: Легенде о белом волке»(1994) Джон Дебни переосмыслил свою же мелодию, в «Храбрых сердцем не сломить»(1991) звучала джазовая музыка, а в «Возвращении на Снежную реку»(1988) логотип вообще был беззвучным. Значительных изменений вида логотипа в первые 10 лет жизни не было. Ведь нельзя же считать изменением уменьшение длины дуги вокруг замка, с 1990 года переставшей «заходить» за букву W в слове «Walt».

Полёт навигатора
Спасатели в Австралии

И это может показаться странным, учитывая, что другие кинокомпании в это же время, пусть изредка, но удивляли необычными вариантами своих логотипов. Иногда реально необычными! Например, в случае фильма «Слава Богу, сегодня пятница»(1978) богиня Свободы, символизирующая кинокомпанию Columbia Pictures, пускалась в пляс, а в фильме «Эдвард Руки-ножницы»(1990) на логотипе 20th Century Fox можно было видеть настоящий снегопад. Но диснеевскому логотипу, очевидно, нужно было заматереть, ведь символы с логотипов конкурентов были известны на протяжении десятилетий!

Эдвард Руки-ножницы

Логотипы с родословной достойны выражения пиитета. В серии фильмов об археологе-авантюристе Индиане Джонсе есть традиция первым кадром демонстрировать что-то, силуэтом напоминающее гору с логотипа компании Paramount. Аналогичный приём с горой в первом же кадре, только уже бесшовно, был применён и в комедии «Поездка в Америку»(1989). А к середине 1990-х бесшовное вовлечение фирменных логотипов кинокомпаний в основное действие картин, уже можно было считать трендом. В «Водном мире»(1995) земной шар логотипа компании Universal на глазах покрывался водой, а в «Каспере»(1995) превращался в Луну. В фильме «Сквозь горизонт»(1997) всё та же гора из логотипа компании Paramount становилась отправной точкой для панорамы к звёздам, а в «Ливне»(1998) она погружалась в тень грозового фронта. В продукции компании Disney нечто подобное, но крайне деликатно позволил себе мультфильм второго эшелона «Каникулы Гуфи»(1995), в котором фирменный логотип отображался и исчезал на фоне того, что оказывалось небом во сне главного героя. Но уже в декабре 1995 года компания Disney подтвердила, что способна на куда большее. «История игрушек», в рекламных роликах которой демонстрировался привычный диснеевский замок, в момент кинорелиза представила вдруг совершенно новую визуализацию диснеевского логотипа, выполненную посредством компьютерной графики и озвученную музыкой Рэнди Ньюмана. Трёхмерная версия замка стала стандартной для нескольких последующих совместных релизов Disney/Pixar.

История игрушек

В диснеевских рисованных мультфильмах первого эшелона эксперименты какое-то время ограничивались звуковым сопровождением. Запоминающимся и атмосферным стало использование криков птиц и других звуков саванны в кинорелизе «Короля Льва». Позже в «Покахонтас» зазвучали барабаны, а в «Горбуне из Нотр Дама» перезвон колоколов. Что касается игровых лент, то в вышедшем в 1997 году ремейке старого диснеевского фильма «Этот чёртов кот!» кошки забавно промяукали финальные ноты музыки логотипа, в фильме «Вместе с Дидлами»(1998) Walt Disney Pictures позволила себе рябь на логотипе, а в «Я буду дома на Рождество»(1998) — стилизованную рождественскую гирлянду. Любопытно, что через несколько лет приём из «Чёртова кота» повторили уже с собачьим лаем в мультфильме «101 далматинец 2: Приключения Патча в Лондоне»(2003).

Я буду дома на Рождество

Среди значительных анимационных релизов компании Disney «Геркулес» стал последним, кто представлялся эталонным логотипом. «Мулан», «Похождения императора» и «Планета сокровищ» уже на логотипе включали свои звуковые дорожки, а другие анимационные ленты следовали стандарту в ещё меньшей степени. В «Тарзане» и «Фантазии 2000» не только не звучали ноты песни «When You Wish Upon a Star», но первые кадры мультфильмов появлялись прямо под изображением замка.

Тарзан
Фантазия 2000

Параллельно в фильме «Инспектор Гаджет»(1999) компьютерная модель дисневского замка теряла элементы и сама себя чинила. В модели, на мой взгляд, ясно читался слегка переделанный замок из логотипа пиксаровских мультфильмов, но это всё равно был выдающийся пример адаптации логотипа под тему фильма.

Инспектор Гаджет

Скрывающаяся во мраке золотистая версия замка, которую впервые можно было увидеть в диснеевском «Динозавре»(2000), фактически задала новый стандарт для диснеевского логотипа, хотя не отменила старый — в первой половине нулевых перед новыми фильмами можно было регулярно видеть и новую, и старую версии (часто адаптированную). Скорее всего, более мрачная версия замка предвосхищала грядущее жанровое расширение продукции Walt Disney Pictures. Характерно, что эта версия замка изначально не предусматривала собственной мелодии, и нередко воспроизводилась на фоне музыки представляемого фильма. Другой мультфильм 2000 года, на этот раз рисованный и короткометражный, может гордиться по-настоящему стильной версией логотипа, хотя я не уверен, что «Джон Генри» действительно представлялся в таком виде до релиза на видео в 2002 году.

Динозавр
Джон Генри

Логотип замка в мультфильме «Каникулы: Прочь из школы» стоит упоминания из-за присутствия главных героев ленты, но мне не интересен.

Каникулы: Прочь из школы

Другое дело — очень атмосферный логотип анимационной ленты «Атлантида: Затерянный мир», в котором, кстати, появляется недостающий флажок на крайней правой башне замка. Впрочем, закрепиться седьмому флажку не удалось — в последующих диснеевских релизах он то появлялся, то исчезал.

Атлантида: Затерянный мир

В этом месте стоит напомнить, что после триумфа оригинальной диснеевской анимации первой половины 1990-х годов, компания Disney успешно нарастила объёмы анимационной продукции путём массового производства скороспелых и насквозь вторичных сиквелов. Сначала сиквелов свежих хитов, а потом и классики. К началу нулевых компания настолько уверилась в высоких производственных ценностях этих имитаций, что стала украшать их своим логотипом с замком. В 2001 году использовалась только стандартная версия, а с февраля 2002 года появились украшения! В это время состоялся кинотеатральный релиз продолжения «Питера Пэна» и релиз на видео продолжения «Золушки». На логотипе первого красиво рассыпалась волшебная пыльца, логотип второго был украшен фейерверками.

Питер Пэн: Возвращение в Нетландию
Золушка 2: Мечты сбываются

Логотип «Лило и Стич» образно отразил фантастическую тематику мультфильма, но, хотя моя любовь к анимационной ленте, распространяется и на логотип, без подсказки я бы не прочитал в способе исчезновения замка намёк на тему инопланетных похищений.

Лило и Стич
Лило и Стич

Среди логотипов диснеевских игровых лент 2002 года уникальными особенностями обладали «Деревенские медведи» и «Снежные псы».

Деревенские медведи
Снежные псы

Легко видеть, что в начале нулевых адаптацию логотипов компания Disney практиковала только для комедий, как игровых, так и анимационных. Более серьёзные мультфильмы удостаивались логотипа, впервые испытанного в «Динозавре». Такой в конце 2002 года получил легендарный «Король Лев», когда его «улучшенную» версию выпустили на экраны кинозалов Imax. И такой же получил «Братец медвежонок» в 2003 году.

Коллекцию вариантов стандартной версии логотипа в 2003 году пополнили четыре диснеевских релиза. Среди них два анимационных – «Книга джунглей 2» и «Большой фильм о поросёнке» (мне нравится деликатность их адаптации) – ...

Книга джунглей 2
Большой фильм о поросёнке

...и два игровых. Нишевые по своей сути фильмы получили в общем-то незапоминающиеся логотипы, которые включены в эту коллекцию разве что ради полноты картины.

Лиззи Магуайер
Джордж из джунглей 2

В 2004 году новые варианты исполнения замка можно было видеть только у мультфильмов. Первым удивил «Любимец учителя».

Любимец учителя

Вторым был короткометражный «Лоренцо», который показывали на сеансах фильма «Модная мамочка». Неоновый логотип очень идёт этому пятиминутному эксперименту, заигрывающему с жанром фильма ужасов.

Лоренцо

А вот в том, что реалистично визуализированный логотип «Не бей копытом» соответствовал нарочито лаконичному стилю анимационной ленты, я совсем не уверен, но картинка красивая, да. Равно как и замок на ёлочной игрушке в мультфильме «Микки: И снова под Рождество».

Не бей копытом
Микки: И снова под Рождество

В 2005 году вариациями обзавелась и мрачная версия логотипа. Отличились игровые фильмы «Принцесса льда» и «Высший пилотаж».

Принцесса льда
Высший пилотаж

В свою очередь диснеевский логотип перед «Цыплёнком Цыпой» можно было легко принять за вариацию компьютерной версии 1995 года, созданной для «Истории игрушек». То, что он отчаянно старался выглядеть как можно объёмнее, не случайно. 85 американских кинотеатров показывали мультфильм в стерео посредством технологии RealD.

Цыплёнок Цыпа

2006 год стал последним годом активной жизни классического диснеевского логотипа. Продолжали появляться и вариации его исходной версии. Например, у «Бэмби 2» и у «Лохматого папы».

Бэмби 2
Лохматый папа

Особенность логотипа вышедшего в кинопрокат в начале 2006 года мультфильма «Большое путешествие» не только в оригинальном виде, но и в связке с сюжетом фильма. Ведущие диалог за кадром и пока неизвестные зрителю герои мультфильма долгое время не дают логотипу доиграть до конца. По-видимому, «Большое путешествие» стал последним кинотеатральным релизом, использующим вариацию классического логотипа. После него было лишь несколько видеорелизов.

Большое путешествие

Один из таких видеорелизов «Братец медвежонок 2» даже представил вариацию классического логотипа. И это спустя несколько месяцев после того, как состоялась премьера совершенно нового диснеевского логотипа! Позже классический логотип можно было увидеть только перед мультфильмом «Лис и охотничий пёс 2». Эпоха завершилась.

Братец медвежонок 2

Уже сегодня многие фильмы периода активной жизни классического логотипа представляются отлично от того, как они представлялись в первом релизе. И, наверное, их будет становится всё больше. Но я надеюсь, что картинам с самыми оригинальными вариациями логотипа повезёт продёржаться дольше других или даже сохранить их навсегда.

Несмотря на то, что новый логотип киноподразделения Disney разработал ветеран диснеевской анимации Майк Гэбриэл (музыку из «When You Wish Upon a Star» заново переработал Марк Манчина), ни анимационная студия, ни её новое руководство в лице Джона Лассетера и Эда Кэтмула никакого отношения к нему не имела. Полагаю, идея обновить логотип возникла в результате преобразований, организованных Бобом Айгером после окончательного ухода Майкла Айснера (ушёл 30 сентября 2005 года). Логотип на основе раскадровок Гэбриела создавала студия визуальных эффектов Weta, у которой ушло порядка полугода на эту работу. На все возможные случаи соотношений сторон экрана было создано четыре версии логотипа. Первым зрителю был представлен широкоэкранный вариант вместе с фильмом «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Вскоре после этого Weta вернулась к проекту замка, чтобы создать расширенную вариацию логотипа специально для фильма «Зачарованная»(2007). В настоящее время без той или иной адаптации логотипа, кажется, не обходится ни один значимый диснеевский релиз. Но я пока не планирую создавать подборку этих вариаций, потому что не ассоциирую новый логотип с рисованной анимацией, а найти подобные подборки в Интернете совсем не сложно. Сам по себе новый логотип я нахожу очень красивым, но не уверен, что его стоило так плотно насыщать символами (фамильный диснеевский герб, любимая яхта Роя Диснея, поезд как символ ещё одной страсти Уолта Диснея после анимации). Посмотрим на его судьбу...

Комментарии ()
Все статьи