Второй Золотой век полнометражной диснеевской анимации, пришедшийся на начало 1990-х годов прошлого века, естественно не был повторением первого, ведь, как известно, в одну реку нельзя войти дважды. Конечно, традиции роскошной анимации и специальных эффектов были полностью возрождены. Однако, в остальном новые картины были вызовом классическим. Так «Русалочка» и «Красавица и Чудовище» явили новый тип диснеевской героини, своенравной, решительной и самостоятельной. «Аладдин» удивил смелым недиснеевским юмором. «Король Лев» и «Покахонтас» первыми привнесли элементы драмы в доселе невинный тип анимации. Возникла и ещё одна знаковая и доселе невиданная тенденция — рост продолжительности мультфильмов (здесь и далее речь идет о продолжительности картин без учёта титров!).

Если не считать авантюрной и экспериментальной «Фантазии», продолжительность которой без титров составляла 111 минут (из них только 95 минут анимации), диснеевские картины никогда не были длинными. Так хронометраж лент, снятых после Второй мировой войны, не превышал 80 минут. Первой ласточкой перемен стал знаменитый «Аладдин», создатели которого с трудом уложились даже в 87 минут! И уже скоро стало ясно, что старых рубежей больше нет. Конечно, и после «Аладдина» были относительно короткие картины. И поэтому на первый взгляд говорить о тенденции преждевременно. Однако, она всё же есть и станет видна, если с известной (и вполне допустимой) долей приближения составить график изменения продолжительности диснеевских традиционных мультфильмов. Следует учесть, что продолжительность фильмов, записанных в формате PAL, может быть на пару минут короче, значений, указанных мною.

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash

На графике видно, что всего три ленты из второй половине 1990-х можно считать «короткими». Они стали исключениями из правила. «Покахонтас» стал короче в основном из-за запоздалого удаления песни «If I Never Know You». А в случае «Похождений императора» со стороны президента компании Disney Майкла Айснера была поставлена задача снимать как можно быстрее и дешевле (впрочем, вряд ли его незатейливый сюжет можно было бы растянуть более, чем на 70 минут). Что же касается «Лило и Стич», то его создателей слишком стесняли рамки бюджета. Более сглаженными и соответственно показательными выглядят графики средней продолжительности мультфильмов. На них виден знаковый рост хронометража.

Можно ли на основе полученных фактов сделать какие-либо интересные выводы? От себя могу заметить, что график лишний раз подчёркивает разнообразие продукции компании Disney, а также свидетельствует о стремлении диснеевских авторов с одной стороны повзрослить зрительскую аудиторию, с другой коснуться в сюжетах более сложных и масштабных тем.

Впрочем, в любом случае анализ изменения продолжительности мультфильмов является пищей для размышлений. Существует ли, например, некая «золотая» середина? Не явилась ли чрезмерная продолжительность диснеевских картин одной из причин падения интереса к ним? На эти вопросы у меня пока нет ответов.

Все статьи