Обновлено 27 февраля 2020
Мне показалось логичным составить своего рода Книгу рекордов, в которой содержалась бы информация о самых-самых мультфильмах в различных номинациях, начиная от кассовых сборов и заканчивая самым драматичным производством. Хочу предупредить, что акцент в подборке я делаю на рисованную анимацию! Итак...
Учитывая, что со времён диснеевской «Белоснежки» доллар подешевел раз в двадцать, к кассовым показателям успеха анимации нельзя относиться слишком серьёзно. Наверное, с учётом инфляции «Король Лев» всё ещё самый успешный мультфильм в США, но в абсолютных цифрах триумфатором является пиксаровский хит «Суперсемейка 2», продавший билетов на $609 миллионов. Достижение предыдущего рекордсмена – мультфильма «В поисках Дори» – продержалось всего два года и было улучшено на четверть!
В мировом прокате самой кассовой анимационной лентой следует считать «Король Лев», фотореалистичный ремейк одноименного хита 1994 года. При продвижении картины компания Disney пыталась представить её как игровую, аргументируя это фактом съёмок по правилам игрового кино, пусть и в виртуальном пространстве. Кассовые сборы в США составили огромные, но всё-таки не рекордные $543 млн («В поисках Дори» собрал столько же), зато за пределами Америки удалось собрать колоссальные $1113 млн.
«Холодное сердце 2» также достоин упоминания в Книге рекордов. Всемирные кассовые сборы диснеевского мультфильма составили $1446 млн ($476 млн в США и $969 млн в остальном мире), уступив лишь рекорду нового «Короля Льва». При этом 35% собранной за пределами США кассы пришлось на три страны: Китай, Японию и Южную Корею. Стоит отметить, что в Китае «Холодное сердце 2» выступил даже чуть лучше «Короля Льва» – $122 млн против $120 млн. По иронии судьбы Китай внёс наибольший вклад в заграничную кассу «Короля Льва»
Титул самого кассового мультфильма в России с 2010 года удерживает «Шрэк навсегда» от студии DreamWorks Animation, кинотеатральная касса которого составила порядка $51 млн (1555 миллионов рублей). Четвёртому фильму популярнейшего цикла, конечно же, сыграла на руку демонстрация стереоверсии в 3D кинозалах, число которых в 2009-2010 годах росло чуть ли не в геометрической прогрессии! Но основная роль в триумфе осталась всё-таки за силой бренда. Зная, как сильно отечественный зритель любит Шрэка и Осла, киносети обеспечили ленте максимально возможный на тот момент широкий прокат на половине всех киноэкранов страны и не прогадали. Стоит отметить, что несколько более поздних мультфильмов превзошли «Шрэк навсегда» по числу проданных билетов (смотрите ниже).
В дни установления рекорда четвёртого «Шрэка» российский кинопрокат представляли примерно 2500 кинозалов (в 900 кинотеатрах), но число площадок быстро росло. Известно, что в ноябре 2014 года очередной мультфильм студии DreamWorks Animation «Пингвины Мадагаскара» показывали на 2600 экранах России и стран СНГ (без Украины). Ни один другой мультфильм не прокатывался у нас шире, как минимум, до начала 2016 года, когда при учёте кассовых сборов в России перестали указывать количество фильмокопий. Из-за повсеместного перехода на цифровые носители информации ориентироваться стали на количество кинотеатров. По этому параметру самым широким прокатом может гордиться мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк 4», который в январе 2020 года демонстрировался на экранах 1902 кинотеатров России. Любопытно, что предыдущий рекорд (1765 кинотеатров) ставил другой мультфильм студии «Мельница» «Три богатыря и наследница престола». Несмотря на рекорд, четвёртый «Иван Царевич» выступил хуже предыдущих фильмов цикла.
Быть самым кассовым не то же самое, что быть самым популярным! Рекорд популярности в России удерживает фотореалистичный ремейк «Короля Льва». Порядка 10,9 миллиона билетов было продано на его сеансы в 2019 году (ещё 1,8 миллиона продали в странах СНГ). Достижение предыдущего рекордсмена – «Тайной жизни домашних животных» – было улучшено более чем на 20%!
Самый кассовый диснеевский рисованный мультфильм в России – «Король Лев», стереоверсия которого появилась в отечественном кинопрокате весной 2012 года и собрала $6,5 млн с 490 экранов. Солидный возраст анимационной ленты проблемой не стал, так как рисованные мультфильмы устаревают намного медленнее компьютерных. Более свежий диснеевский релиз «Принцесса и Лягушка» собрал в сезон 2009-2010 $5,1 млн.
Самый успешный рисованный и самый успешный отечественный мультфильм в России – пятый фильм «богатырского цикла» петербуржской студии «Мельница» «Три богатыря на дальних берегах», собравший в нашей стране $31 млн! При этом по количеству проданных билетов (4,1 миллиона) он незначительно уступил своему последователю – мультфильму «Три богатыря. Ход конём» (4,2 миллиона билетов). К слову, саму франшизу «Трёх богатырей» на текущий момент можно считать самой многосерийной. В 2021 году вышел 11-й фильм цикла!
Среди провалов отечественных рисованных мультфильмов самым незаслуженным можно считать неудачное выступление амбициозной исторической картины «Крепость: Щитом и Мечом». Несмотря на в целом одобрительную критику, осенью 2015 года этот рисованный в про-диснеевской манере мультфильм померк на фоне компьютерного хита «Монстры на каникулах 2».
Cамый недооценённый иностранный про-диснеевский мультфильм в российском кинопрокате – «Титан: После гибели Земли». Нужно отметить, что эта лента ни в одной стране мира не смогла найти своего зрителя, но прокат в России в 2000-м году оказался особенно неудачным.
Самым перегруженным стартами мультфильмов уик-эндом в России (а может быть и в мире) можно уверенно считать последние выходные октября 2004 года. Тогда в четверг 28 октября в широкий российский прокат вышло сразу пять (!) анимационных лент: «Подводная братва» (DreamWorks/PDI), «Не бей копытом» (Disney), «Щелкунчик» (Аргус), «Незнайка и Баррабасс» (Центр Национального Фильма) и «Город колдунов» (ANIMAGIC studio и другие). Дистрибьюторы всех этих лент рассчитывали на повышенную активность детской аудитории в дни осенних школьных каникул. Но заметного успеха добилась лишь компьютерная лента от DreamWorks – «Подводной братве» сыграла на руку популярность обоих «Шрэков».
Cамым длинным прологом в диснеевском рисованном мультфильме можно считать вступление «Лило и Стич», которое продолжается порядка 10 минут. И это при том, что сам мультфильм относительно короткий и длится всего 79 минут.
А это совсем не рекорд, но наблюдение. Рисованный мультфильм, который я смотрел в кино самое большое число раз – «Принцесса и лягушка» (три раза). Больше по обстоятельствам, чем из-за достоинств фильма.
«Принцесса и лягушка» удерживает любопытный рекорд по числу смен одежд главных героев в рисованном мультфильме! Одна только Тиана, несмотря на пребывание большую часть фильма в заколдованной форме, успела предстать на экране в 12 образах, не уступив своей знатной современнице и ровеснице, княжне Анастасии с той же дюжиной образов! Поразительная, по меркам компьютерной анимации, роскошь такого обилия образов не требует запредельных ресурсов от анимации рисованной.
Тем не менее, компьютерной анимации есть чем ответить на гардеробный вызов. Так завидным разнообразием образов отличилась стильная особа Классс! в мультфильме «Ральф против Интернета». Несмотря на совсем небольшую роль, персонаж успевает пять раз удивить наблюдательного зрителя изменениями своего облика. Но ещё более впечатляет любитель нарядов Кен в «Истории игрушек 3: Большой побег». В мультфильме этот модник меняет наряды не менее 19 раз – в основном благодаря фееричному модному показу, который он устраивает для Барби.
За «Принцессой и лягушкой» сохраняется также необычный рекорд самой продолжительной паузы между диснеевскими анимационными релизами. Со времени американской премьеры предыдущего диснеевского рисованного мультфильма «Не бей копытом» до представления публике «Принцессы и лягушки» прошло целых 2067 дней, то есть пять с половиной лет! Ранее самые большие промежутки между релизами были зафиксированы в парах «Спасатели» – «Лис и Охотничий пёс» (1475 дней) и «Лис и Охотничий пес» – «Чёрный котёл» (1479 дней). Замечу, что «пауза», которую анимационная студия Disney взяла уже после американского релиза последнего диснеевского рисованного мультфильма «Медвежонок Винни и его друзья», затянулась на ещё больший срок – 27 июня 2022 года она достигнет рубежа в 4000 дней!
«Не бей копытом», долгое время остававшийся последним диснеевским рисованным мультфильмом, удерживает звание самого скорого очередного диснеевского релиза! Временной интервал между премьерами «Братца медвежонка» и «Не бей копытом» составляет всего 161 день. Конечно, даже меньшее время (всего 111 дней) прошло в 1977 году между релизами «Приключений Винни» и «Спасателей», но «Винни» был, по сути, в повторном прокате.
Самые продолжительные финальные титры в диснеевском мультфильме обнаруживаются в «Зверополисе». Благодаря чередованию с выступлением певицы Газели, они длятся целых 12 минут.
Самые продолжительные финальные титры в диснеевском рисованном мультфильме принадлежат «Геркулесу». Вывод на экран всей информации о создателях этой картины занимает 8 минут.
Кроме незаурядных (по меркам рисованной анимации) финальных титров, «Геркулес» может похвастать и самым большим числом главных и второстепенных персонажей! Ведь, кроме 12 персонажей с индивидуальным характером, в мультфильме отнюдь не эпизодически участвуют 5 муз, 5 титанов и 3 мойры! Впрочем, пальму первенства ему стоит поделить с «Мулан»! Не считая духов предков Мулан и гунов, соратников Шан-Ю, в мультфильме 18 заметных персонажей!
Самый продолжительный диснеевский рисованный мультфильм с единым сюжетом – «Планета сокровищ». Приключения героев этой фантастической истории продолжаются в течение 89 минут. Истории ближайших преследователей – «Атлантиды» и «Аладдина» – длятся 88 минут.
Куда дальше в отношении продолжительности сюжета продвинулись компьютерные анимационные проекты студии Disney. Только на 96-й минуте «Зверополиса» появляется первая запись финальных титров. До «Зверополиса» самыми продолжительными можно было считать «Ральфа» и «Холодное сердце» – 93 минуты!
Но даже самым длинным компьютерным релизам анимационной студии Disney далеко до некоторых пиксаровских полнометражек. Рекорд за «Тачками» – 108 минут. Эпичны также обе серии «Суперсемейки», продолжительность которых составляет примерно по 107 минут.
Самый дорогой диснеевский рисованный мультфильм в истории – «Тарзан». Его бюджет составил около $145 млн, то есть примерно в 2,8 раза больше, чем средний бюджет голливудских лент 1999 года. Даже безумно дорогие для своего времени классические ленты «Пиноккио» и «Фантазия» обошлись студии «меньшей кровью». Неудивительно, что именно «Тарзану» принадлежит также рекорд по числу художников, принявших участие в производстве, что прекрасно иллюстрируется материалом О масштабе производств диснеевских картин.
При отсутствии достоверной информации о производственном бюджете «Зверополиса», среди диснеевских компьютерных анимационных лент самой затратной остаётся «Рапунцель: Запутанная история», производство которой, по слухам, обошлось в $260 млн! Мультфильм, судя по всему, стал самым дорогим из голливудских релизов 2010-го года. Всё из-за того, что разработка проекта заняла слишком много времени, а стремительные, в режиме цейтнота, съёмки потребовали привлечения дополнительных производственных мощностей.
Самым дешёвым в производстве диснеевским мультфильмом с единым сюжетом считается «Дамбо», обошедшийся в два раза дешевле следующего за ним «Бэмби». Но есть кандидаты и из других эпох. С точки зрения производственных затрат поспорить с «Дамбо» способны «Великий Мышиный Детектив» – бюджет этой ленты составлял лишь 80% от среднего бюджета голливудских картин 1986 года – и «Медвежонок Винни и его друзья», чьё создание, по слухам, обошлось в три раза дешевле производства «Принцессы и лягушки».
Самый неудачный во всех отношениях диснеевский мультфильм «Чёрный котёл» имеет полное право считать свое производство самым длительным в истории студии Disney Feature Animation. Одна только работа над анимацией велась в течение почти 4 лет, а в целом разработка заняла более 10 лет.
Среди полнометражных рисованных мультфильмов самым драматичным и длительным производством характеризуется так и незаконченный «шедевр» Ричарда Уилльямса «Вор и Сапожник» (среди других манер анимации с «Вором» может соперничать «Шинель» Юрия Норштейна, однако это сугубо авторский и НЕ полнометражный проект). Анонсированный в 1972 году проект использовал наработки разрабатывавшегося с 1964 года другого проекта Уилльямса, посвященного похождениям Муллы Насреддина (и сменившего целый ряд названий). Несмотря на то, что за десятилетия производства было создано огромное количество чернового анимационного материала, львиная доля финальной анимации была создана лишь после 1988 года, когда на пике успеха «Кролика Роджера» Ричард Уилльямс получил полноценное финансирование и смог полностью посвятить себя своему детищу. К сожалению, он не смог исполнить обязательства перед инвесторами и потерял права на проект в 1991 году. Мультфильм под новым названием «Принцесса и Сапожник» был закончен силами приглашённых студий в 1993 году.