В поисках Дори

Алексей КОБЕЛЕВ, 13 июня 2016.
Версия для печати

Спустя год после событий мультфильма «В поисках Немо» рыбки Дори, Марлин и Немо мирно живут на своём рифе, избегая любых авантюр. Однако случайно всплывшее воспоминание заставляет Дори рискнуть всем, что у неё есть ради призрачной надежды найти своих родителей. Немо и Марлин не могут отпустить подругу одну и отправляются вместе с нею в полное опасностей путешествие…

17-й полнометражный мультфильм студии Pixar «В поисках Дори» всего лишь 4-й сиквел, произведённый в стенах этой анимационной фабрики, после двух продолжений «Истории игрушек» и «Тачек 2». Даже если учесть «Университет монстров», являющийся приквелом «Корпорации монстров», расклад определённо в пользу оригинального кино. Но, вот незадача, кроме «Поисков Дори», в ближайшие три года мы увидим «Тачки 3», «Историю игрушек 4» и «Суперсемейку 2». И, пусть где-то между этими продолжениями выйдет вполне себе оригинальный «Коко», впору констатировать: студия Pixar надолго завязла в сиквелах. Может быть, в этом кроится причина того, что многие поклонники анимации по отношению к продолжению мультфильма «В поисках Немо» настроены, если не скептически, то, по крайней мере, настороженно. Я их понимаю, но в пользу «Поисков Дори» хочу отметить наличие другой, кроме коммерческой целесообразности, достаточно веской причины для появления анимационной ленты.

Началось всё, видимо, с неожиданного успеха стереоверсии «Короля Льва» в кинопрокате США осенью 2011 году. Тогда компания Disney поспешила объявить о своём намерении в самом скором времени преобразовать в стереоформат группу хитов из своей коллекции и в первую очередь — «В поисках Немо». В сентябре 2012 года «Немо», теперь уже в стереоформате, снова появился в кино, и, хотя о повторении триумфа «Короля Льва» речь уже не шла, релиз был успешен, но, главное, для постановщика мультфильма Эндрю Стэнтона он стал поводом пересмотреть свою старую работу впервые с её премьеры в 2003 году. По словам режиссёра только тогда он осознал, что больше всего переживает за рыбку-хирурга Дори, вынужденную жить, не имея возможности удержать в памяти краткосрочные воспоминания. Драма, скрытая за легкомысленным образом, содержала в себе достойный потенциал для новой истории! Объяснение решения студии Pixar создать продолжение «Немо» лишь спустя столько лет долгожданным вдохновением Эндрю Стэнтона для меня выглядит вполне себе убедительным. Впрочем, весьма вероятно, что самому Стэнтону решимости вернуться в океан (и в анимацию вообще) придал провал его первого игрового фильма весной 2012 года. Стоившая компании Disney колоссальных убытков неудача «Джона Картера» поставила крест на планах продолжения марсианского эпоса и, очевидно, ударила по репутации Стэнтона. И, наверное, не случайно продюсером сиквела «Немо» стала Линдси Коллинз, работавшая со Стэнтоном на всё том же «Джоне Картере».

Официально проект «В поисках Дори» был анонсирован в апреле 2013 года, причём датой релиза назывался ноябрь 2015 года. В реальности этот временной слот пришлось уступить «Хорошему динозавру», что дважды сыграло на руку «Дори» — мультфильму достался более сытный летний киносезон, а у создателей было больше возможностей для наведения лоска. Но если Эндрю Стэнтон рассчитывал, что «Дори» позволит ему восстановиться после изматывающей работы в игровом кино, то он просчитался. По факту проработка сиквела «Немо» оказалась чертовски трудной. Компания Disney отмечает, что мультфильму потребовалось 103639 рисунков раскадровок, указывая для сравнения значение аналогичного показателя для «Истории игрушек 3» — 49651! Советую каждому попробовать самостоятельно разделить это число на продолжительность фильма в секундах, чтобы оценить хотя бы примерно, сколько раз в среднем переписывалась каждая сцена. Для большего эффекта можно припомнить, что в своё время «долгострой» под названием «Чёрный котёл» потребовал 75 тысяч раскадровок. Конечно, качество результата нельзя измерять кропотливостью и трудоемкостью, но Эндрю Стэнтону, собравшему за свою жизнь четыре номинации на премию «Оскар» в сценарных категориях, доверять стоит — ему лучше, чему кому-либо ещё, знать, каким должно было быть идеальное продолжение «Поисков Немо».

Смею заверить, «В поисках Дори» — правильное, достойное оригинала продолжение с логичным, выверенным, выстраданным сюжетом! И не беда, если не все зрители осознают, насколько хорошо те или иные аспекты нового фильма перекликаются со старым, ведь одновременно они не заметят фальши или чужеродности. Их там просто нет! Эндрю Стэнтон уверенно заявляет, что даже те, кто не видел «Поисков Немо», могут в полной мере насладиться просмотром «Поисков Дори», потому что эти фильмы можно смотреть в любом порядке! Да, похоже, что так оно и есть. Особенно в свете того, что истории двух картин неожиданно разные — «Дори» отнюдь не выглядит повтором «Немо».

Начать стоит с того, что бОльшая часть действия «Поисков Дори» разворачивается не в море, а на суше. И пусть создателям картины пришлось проявить изрядную изобретательность, чтобы обеспечить главным героям саму возможность находиться на суше, пусть это притупляет у зрителя чувство постоянной опасности, грозящей им в чужеродной среде (потому что нельзя переживать постоянно), все-таки это оправданно, ведь приключений в море было более чем достаточно в первом фильме. Далее напомню, что в своё время многие (я в том числе) отмечали эпизодическую природу «Поисков Немо». Относительную связность событиям мультфильма обеспечивали кульминационные эпизоды (особенно эпизод с сетью рыболовного сейнера) и пролог мультфильма, который был добавлен в самое начало на относительно поздних этапах производства — первоначально он планировался в форме «флешбэка», то есть визуализированного воспоминания Марлина. Но большинство эпизодов основной части повествования представляли собой дорожную историю и были вполне взаимозаменяемыми. История «Поисков Дори» заметно более связная, причём форма связи между событиями почти детективная — чтобы найти своих родителей Дори приходиться постепенно распутывать нить собственных воспоминаний, выступающих в роли подсказок и намёков. И при этом вести бесконечную борьбу с провалами в краткосрочной памяти, которые то приводят её в тупик, то заставляют вернуться в то место, откуда начинался очередной этап её поисков.

Строго говоря, в финальном сюжете маловато места для Марлина и Немо — они практически отступают на второй план, но, стоит отдать должное создателям мультфильма, для них нашли удачную роль толкователей поведения Дори. И если Марлин выступает скорее каналом для выражения зрительского раздражения по отношению к неугомонной Дори, то Немо, обезоруживающе наивно защищая свою подругу, напоминает, что и её взгляд на мир имеет право на существование.

На мой взгляд, утверждение Эндрю Стэнтона о возможности смотреть «Немо» и «Дори» в любом порядке вполне справедливо и в визуальном смысле. Несмотря на то, что более новая картина вооружена всеми плодами многолетней эволюции компьютерной анимации, оба фильма обладают примерно одинаковой степенью детализации персонажей и декораций. Но если в 2003 году заявления студии Pixar о стремлении избежать фотореализма я воспринимал со скепсисом, так как не был уверен, что студия действительно может воссоздать подводный мир во всём его великолепии, то сейчас после «Хорошего динозавра» нарочитая приверженность визуального ряда принципам стилизации налицо. Волшебники Pixar действительно сдерживают себя в рамках убедительной, но упрощённой модели мира, чтобы сохранить узнаваемость персонажей и не потерять выразительности.

А новейшие достижения компьютерной анимации в «Поисках Дори» ярче всего представлены в образе осьминога Хэнка, одного из самых сложных персонажей в истории студии Pixar. Мало того, что у него целых семь не имеющих суставов конечностей (Хэнк — инвалид), он к тому же может принимать практически любую форму, расплющиваться и сжиматься.

Впрочем, самое большое впечатление на меня произвёл не визуальный ряд мультфильма, а его звучание. Музыкой вновь занимался Томас Ньюман, которому «В поисках Немо» в своё время принёс премию «Энни» и очередную номинацию на «Оскар», но, Дори не даст мне преувеличить, в новом мультфильме он совершенно другой! Более зрелый, уверенный, сложный. Если для характеристики музыки можно использовать температуру, то я бы сказал, что музыка «Поисков Дори» эмоционально обжигает.

Возможно, в этом одна из причин того, что новый фильм лично мне кажется более напряжённым и волнительным, чем старый. Особенно в первом акте, в котором мы, по сути, заново знакомимся с Дори. Характерно, что, если в 2003 году MPAA классифицировала «Немо» зрительской категорией G, то есть «без ограничений», то сейчас «Дори» дали категорию PG, предупреждая родителей о «слабовыраженных тематических элементах». Это означает наличие сцен, способных напугать самых маленьких зрителей, впрочем, Эндрю Стэнтон, комментируя категорию мультфильма, говорил, что «Дори» не страшнее «Немо», просто требования Американской киноассоциации ужесточились. Учитывая, что и у студии Pixar, и у студии Disney уже были мультфильмы категории PG, вопрос можно считать ничтожным, но для порядка я уточню, что все те фильмы были оригинальными. «Дори» — первый сиквел от Disney/Pixar, получивший более строгий рейтинг, чем предыдущий фильм. К слову, в нашей стране «В поисках Дори» выходит с типичной для пиксаровских и диснеевских мультфильмов меткой «6+» («Хороший динозавр» с меткой «12+» стал исключением из правил), хотя едва ли кому-то есть до этого дело.

Как и другие мультфильмы от Disney/Pixar, «В поисках Дори» получил великолепную локализацию. Дубляж, перевод надписей, адаптация титров — всё на высоте. Но один элемент локализации заслуживает отдельного упоминания. В оригинальной версии мультфильма можно слышать голос известной актрисы и защитницы природы Сигурни Уивер, которая от своего имени озвучивает объявления и наставления в реабилитационном центре для морских обитателей. В версии, показанной российским офисом Disney в рамках пресс-показа, голос Сигурни Уивер был замещён русскоязычной актрисой, но звёздное имя по-прежнему упоминалось, в том числе и из уст Дори. Насколько я мог понять, компании Disney не удалось добиться права использовать имя актриcы в прокатной версии, из-за чего пришлось искать местную знаменитость. И у нас эту роль получил мужчина! Своё имя и знаменитую интонацию мультфильму подарил легендарный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов, чем, безусловно, оказал большую услугу студии Pixar. И без того добрый мультфильм стал ещё душевнее.

У меня нет сомнений в коммерческом успехе «Поисков Дори», хотя повторения резонанса «Поисков Немо» ожидать не стоит — слишком уж громким был успех фильма 2003 года на фоне отсутствия соперников в соответствующей весовой категории. Выход «Дори» не главное, а лишь одно из главных анимационных событий 2016 года. И при всём уважении к студии Pixar, скорее всего, не самое интересное. Но пропускать его нельзя!

Комментарии ()
Все рецензии