Тайна Коко

Алексей КОБЕЛЕВ, 12 декабря 2017.
Версия для печати

«Тайне Коко» суждено долго оставаться последним по счёту оригинальным мультфильмом, созданным студией Pixar. Собственно, в данный момент времени, кажется будто, не только Pixar, а все анимационные подразделения компании Disney на годы вперёд загружены съёмками сиквелов (и ремейков). Да, сейчас мы даже точно не знаем, про какую историю сможем сказать в 2020 году — вот мол первая оригинальная история от Pixar со времён «Тайны Коко». В такой перспективе особенно ценно, что 19-я лента мастерской оригинальна не только по формату, но и по сути.

Ли Анкричу, постановщику «Истории игрушек 3», и членам его команды удалось найти для своей студии тему, не успевшую стать изъезженной. На этот раз — тему колоритной мексиканской культуры. Работа над мультфильмом, посвящённым Дню мёртвых — латиноамериканскому празднику почитания предков, который отмечается с 1 по 2 ноября — началась в самом начале десятых годов и первые года три творческая команда посвятила подготовительной работе, как-то поездкам в Мексику, общению с её жителями, изучению традиций и быта. На выходе должен был получиться честный и дотошно достоверный фильм о Мексике, торжественно отмечающей важный праздник. В реальности получилось намного больше!

Я не знаю, задумывалось ли так изначально или озарение пришло по ходу дела, но празднование Дня мёртвых в «Тайне Коко» стало лишь поводом, а мексиканский антураж — отправной точкой для путешествия не куда-нибудь, а в загробный мир. В результате, как мне кажется, едва ли кому-то есть дело до колорита провинциальной Мексике на фоне приключений двенадцатилетнего мальчугана в Мире мёртвых.

Это вам не на Планету новогодних ёлок смотаться! Это вам не просто встреча с призраками предков. Это вам почти неприкасаемая тема! Да, да, разумеется, в истории анимации бывало всякое, в том числе и попадания на небеса, как в известном мультфильме Дона Блата («Все псы попадают в рай»). Но не припомню, чтобы где-то действие надолго задерживалось в загробном мире — основные события происходили в мире живых.

На тему смерти главного героя вполне уместно «шутить» тогда, когда исчерпываются земные темы, например, в отдельных эпизодах мультсериалов. Эпизод «Утка исчезает» мультсериала «Чёрный плащ» представляет вполне себе традиционный взгляд на то, что происходит сразу после смерти, но в сам загробный мир мультфильм не заглядывает.

Таким образом, смелости создателям «Тайны Коко» не занимать. Впрочем, и в здравом смысле им не откажешь. Симпатичный мальчуган Мигель становится призраком, но формально остаётся живым. Это отличает его от жителей Мира мёртвых, выглядящих, как скелеты, не закрывает ему путь назад в Мир живых и... бережёт нервы зрителя. Скажу за себя, попытки наполнить смыслом жизнь после смерти вызывают у меня тревогу своей противоестественностью. Наверное, из-за необходимости ломать жизненные установки при допущении загробной жизни. Принимать факт жизнедеятельности мёртвых родственников Мигеля проще, так как при всём возможном сочувствии зритель не ассоциирует себя с ними.

Сценаристам мультфильма было необходимо придумать отличную от смерти причину для исчезновения Мигеля из Мира живых. Причину достаточно вескую и уникальную, чтобы исключить (или сделать непомерно дорогой) возможность организации экскурсий в Мир мёртвых. И вот здесь я вижу недоработку. Причина произошедшего с Мигелем проговаривается невнятно. До инцидента зритель успевает узнать, что мальчик живёт в необычной для Мексики семье, в которой в течение уже нескольких поколений запрещается слушать и исполнять музыку из-за почти легендарной семейной драмы. Что Мигель давно и систематически нарушает этот запрет. Что проникая в склеп своего предка, мальчик хотел лишь на время позаимствовать хранившуюся там гитару. А вот почему прикосновение к струнам гитары становится решающим событием, зритель понять не успевает. Незадолго до этого Бабулита, бабушка Мигеля и фактический глава семьи, уничтожает самодельную гитару внука, и ей это вполне сходит с рук.

Не скрою, я бы предпочёл не представлять жителей Мира мёртвых в виде скелетов, даже если это логично в свете атрибутики соответствующего праздника. В конце концов, создатели мультфильма могли бы соблюсти характерные внешние признаки Дня мертвых в праздновании, а сам загробный мир показать менее натуралистично с мертвецами не в виде скелетов, а в виде призраков (как вариант, материализовавшихся воспоминаний), обыгрывая тем самым недостаточную осведомлённость живых о Мире мёртвых, мол откуда им знать. Но такой ход не позволил бы создателям эффектно обыграть тему утекающего времени — оказавшись по ту сторону, Мигель с ужасом обнаруживает, что сам начинает превращаться в скелет и, видимо, превратится полностью, если не успеет вернуться в свой мир до конца праздника, то есть до рассвета. И потом скелеты — достойный вызов пиксаровской анимации и простор для визуальных гэгов, которых в мультфильме предостаточно.

Настоящей гордостью «Тайны Коко» является сам Мир мёртвых. На контрасте с городком Мигеля исполинский и наполненный искусственным светом город развивается вертикально и производит впечатление как своей высотой, так и органичным сочетанием в своём облике элементов накладывающихся друг на друга исторических эпох. В том, что такой мегаполис не выглядит бессмысленной мешаниной, немалая заслуга художника-постановщика Харли Джессапа, ранее создававшего Монстрополис, Париж и Лондон для других пиксаровских мультфильмов. Пока Джессап работал над «Хорошим динозавром», он успел соскучиться по архитектуре, поэтому над мирами «Коко» работал с большим удовольствием.

Мигель, которого носит по Миру мёртвых то туда то сюда, посещает множество удивительных уголков грандиозного поселения, от трущоб до дворцов, что даёт зрителю возможность насладиться деталями города и подробностями жизни мёртвых. Именно жизни! Ещё более удивительным, чем архитектура Мира мёртвых, выглядит его общество, живущее более-менее понятными нам проблемами, мечтами, радостями и конфликтами. Может быть дело в празднике, но Мигель оказывается не в царстве уныния и скорби, а среди людей, не потерявших интереса к жизни!

Стоит отдельно упомянуть одну городскую деталь. Основаниями проложенных между мирами мостов из лепестков бархатцев, выступают мезо-американские пирамиды (на их вершинах расположены пункты таможенного досмотра). Эти сооружения недвусмысленно намекают, что люди начали попадать в это место ещё до европейской колонизации и религии, которую эта колонизация принесла. Студия Pixar в своей продукции традиционно избегает религиозных аспектов, и «Тайна Коко», не став исключением, выглядит больше мистической, чем религиозной историей. Мир мёртвых существует без [справедливого по определению] высшего суда и не классифицируется ни как ад, ни как рай. Кто-то тут пожинает плоды успеха, а кто-то находится на дне. Но и те, и другие в самой возможности жить после смерти вынуждены уповать на милость тех, кто ещё помнит их в Мире живых. Вот почему семья так важна, напоминают зрителю создатели «Тайны Коко», ведь прочные семейные узы на этом свете, как оказывается, становятся залогом спасения от пустоты небытия в Мире мёртвых.

Во вселенной мультфильма роль семьи возводится в абсолют, если не в культ. Ценностью родственных связей, похоже, оправдывается даже откровенная тирания, производимая главой семьи! Попробуй скажи бабушке, что не хочешь кушать, когда она, как выясняется, приготовила еду именно для тебя! Ладно, тут всё серьёзнее. Попробуй жить жизнью, которую для тебя кто-то уже предопределил. Но замечу, прежде чем использовать обозначенный выше аргумент о важности почитания предков (и их мнения), создатели мультфильма сами очень убедительно формулируют конфликтную ситуацию противостояния интересов семьи и амбиций индивидуума.

Серьёзность тайной страсти Мигеля подкрепляется богатым музыкальным наполнением сюжета, при том, что формально «Тайна Коко» не мюзикл. Не формат, а сценарий мультфильма предопределил обилие поводов для исполнения песен и виртуозной игры на гитаре. С другой стороны весь мультфильм пропитан темой Дня мёртвых — семейного праздника! Из-за того, что по степени присутствия темы музыки и семьи выглядят равнозначно, не так уж и очевидно, какую из них мультфильм продвигает как более важную. Впрочем, образ Эрнесто де ля Круза, кумира Мигеля, ставшего легендой ещё при жизни и добившегося, кажется, всего, представляется с долей иронии ещё до непосредственного появления персонажа. Внимательный зритель замечает, что его фильмы не особо то и хороши, а изречения пустоваты для высечения в камне. По завершении сеанса мало кто пожалеет, что в своё время забросил учёбу в музыкальной школе. А вот желание позвонить родителям или изучить своё семейное древо возникнет у многих.

О Мире мёртвых зритель узнаёт достаточно много, чтобы убедиться: семья не единственный ключ к спасению от забвения. В частности, общественная популярность надёжно конвертируется в преуспевание даже на том свете! А вот то, что понятие семьи нельзя ограничивать форматом традиционного клана, где несколько поколений живут вместе и занимаются одним и тем же делом, в «Тайне Коко» не звучит. В одном из моих любимых мультфильмов (сами догадаетесь, о чём речь) в дружную семью объединялись старшая и младшая сестра из рода людей и трое инопланетян, один из которых был результатом генетического эксперимента. Вот уж никак не традиционная семья! В которой, к слову, «никого не бросают и не забывают», даже нарушителя правил. С  моей точки зрения, наивно ожидать, что современный человек будет готов поступиться собственной мечтой во имя нелепых семейных запретов. И неправильно ожидать от него чувства вины за это. Стыдно должно быть не Мигелю, а его мёртвым предкам, которые в решающий момент отказываются спасти своего потомка из-за опасений пойти против воли главы семьи. Хотя, казалось бы, чего им теперь-то бояться?

Даже не готовый восторженно принять все элементы послания «Тайны Коко», я в то же время не могу отказать студии Pixar в умении для каждой своей истории находить самую пронзительную ноту. В случае «Тайны Коко» этой нотой стало буквальное понимание тезиса о том, что наши близкие продолжают жить, пока мы их помним. Трудно остаться равнодушным к судьбе людей, уже умерших, но цепляющихся за возможность задержаться в Мире мёртвых, прежде чем полностью исчезнуть. В мультфильме их надежды связаны с хрупким, но невероятно ценным умением помнить. По иронии судьбы именно это умение напоминает мне, что идея ценности памяти не менее чувствительно звучала и в других пиксаровских мультфильмах, причём совсем недавних. В «Головоломке» Бинго Бонго, несчастный воображаемый друг девочки Райли, становился жертвой Пропасти Забвения. А в «Поисках Дори» у меня сердце сжималось на сценах с малышкой Дори, на глазах забывающей своих родителей. «Тайна Коко» продолжает нажимать на ту же кнопку печальной судьбы тех, кого забывают. Ничего не могу поделать, меня это по-прежнему пронимает.

В мире «Головоломки» Бинго Бонго даже не призрак, а абстракция, придуманная ребёнком.

Несмотря на знакомые приёмы, «Тайна Коко» достойна включения в число самых важных и самых оригинальных пиксаровских картин и содержит в себе намного больше идей и вопросов, чем то количество, которое можно охватить рецензией. Мультфильм поражает нетрадиционной трактовкой загробного мира, является примером самого добросовестного отношения создателей фильма к своей работе и в целом заслуживает целого букета восторженных эпитетов. А ещё надолго застревает в голове и провоцирует на размышления. Причём не только о судьбе персонажей истории.

P.S. Хотите домашнее задание? Если смотрели мультфильм, то попробуйте, выписать основные плюсы и минусы жизни в Мире мёртвых!

Комментарии ()
Все рецензии