Тачки 2

Алексей КОБЕЛЕВ, 20 июня 2011.
Версия для печати

Когда мультфильм «Тачки» впервые появился на киноэкранах всего мира, студии Pixar исполнилось 20 лет. Этот факт был отражен в картине – летом 2005 года седьмому по счёту блокбастеру анимационной мастерской выпало стать первым и на долгое время единственным мультфильмом, удостоившимся пусть скромной, но юбилейной плашки. Трудно сказать, насколько это случайно, закономерно или символично, но второй прецедент с юбилейной плашкой имеет место в случае сиквела «Тачек». Именно перед «Тачками 2» зрителю напоминают, что студии Pixar уже 25 лет! И это лишний раз показывает, насколько ослаб в последние годы иммунитет кузницы шедевров перед коммерческой целесообразностью. Следует помнить, что это всего лишь второй после «Истории игрушек 3» пиксаровский мультфильм, одобренный к производству после поглощения студии компанией Disney. И оба – сиквелы! Но, если «История игрушек 3» была создана во многом из соображений защиты репутации, то появление «Тачек 2», похоже, стало неизбежным ввиду колоссального успеха оригинала на рынке сопутствующих товаров, а отнюдь не по причине художественной ценности собственно фильма. Кстати, о художественной ценности.

В свое время зрители первого фильма разделились на две группы. Первая с энтузиазмом приняла Вселенную, в которой единственными живыми существами являются по всем признакам механические транспортные средства. А почему нет? В конце концов, «Тачки» продолжили и вывели на полнометражный уровень давнюю традицию одушевления автомобилей, паровозов, кораблей и самолетов, характерную, в том числе, и для диснеевской анимации! Достаточно вспомнить таких диснеевских персонажей, как самолётик Педро из мультфильма «Салюдос, Амигос!» (1942) или машинку Сьюзи из короткометражки «Сьюзи – голубая купешка» (1952).

Любопытно, что в истории классической рисованной анимации были примеры куда более гротескного одушевления транспортных средств. В таких мультфильмах, как «Обтекаемая Грета Грин» (Streamlined Greta Green, 1937) от Warner Bros. или «Семейка такси» (One Cabs Family, 1952) от MGM автомобили ходили и танцевали на задних колесах, курили и нянчились с детьми. Но настолько «мультяшный» подход для «Тачек», судя по всему, оказался неприемлемым.

Вторую и, судя по всему, маргинальную группу сформировали рационально настроенные зрители, озаботившиеся экзистенциальными вопросами к Вселенной мультфильма. В первую очередь вопросом о происхождении законов этой Вселенной и сущности сил, регулирующих её эволюцию. В реальной жизни одной из таких сил может выступать естественный отбор, в сказках – магия, а в ряде классических мультфильмов с участием одушевлённых транспортных средств – люди, но в «Тачках» нет ни магии, ни людей (а о естественном отборе в роли двигателя эволюции можно говорить только, если у тачек есть гены). Дать ответы на экзистенциальные вопросы авторы анимационной ленты либо не смогли, либо не захотели, а напрасно. Вместо этого, они продемонстрировали лихую изобретательность и в то же время избирательность в латании сюжетных дыр (как автомобиль набирает номер телефона? зачем ему зубы?) и смысловых противоречий (откуда берется сырьё для асфальтоукладчика в Радиатор Спрингс?), по сути, взяв роль той самой силы на себя. Внешняя природа такого регулирования подчеркивает и без того нарочитую искусственность мира тачек, не более реального, чем мир ребенка, который, играя в машинки, не связывает себя нерушимыми правилами. Можно лишь поражаться способности режиссёра Джона Лассетера и его соратников поверить в тот мир, который они создали. Если они действительно верили, а не играли.

Авторы «Тачек» строго придерживались лишь одного закона – в их мире существуют только те транспортные средства, для которых существуют прототипы в реальном мире. Едва ли это ограничение оказалось действительно полезным при разработке сценария, скорее – наоборот, в известной мере оно сковало легендарную фантазию пиксаровских волшебников. А тут ещё и режим, при котором Джон Лассетер занимался постановкой, не снимая с себя полномочий руководителя студии Pixar. В итоге анимационная лента стала жертвой затянутости и навязчивой сентиментальности, без которой было бы сложно поверить, что затерянные в прерии городки типа Радиатор Спрингс с населяющими их фриками, действительно стоят посещения. Хуже всего, что в сценарии «Тачек» было не так уж и много элементов, взывавших к анимационной реализации. Если выбросить из картины автомобильный жаргон, то станет ясно – героям мультфильма совсем не обязательно было быть машинами, история вполне подошла бы и для игрового кино, недаром она перекликается с сюжетом фильма «Доктор Голливуд» (1991). Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на ряд технических достижений, «Тачки» стал одним из наименее выдающихся мультфильмов от Disney/Pixar.

Но, учитывая, что слабость сценария первого фильма «Тачки» была в немалой степени обусловлена слабостью концепции и сиюминутными обстоятельствами, можно ли рассчитывать на то, что во втором фильме сценарий окажется сильнее? На самом деле вполне можно, потому что в продолжениях сюжеты создаются под индивидуальные черты уже созданных и неплохо проработанных персонажей, связи и отношения между которыми играют на руку авторам мультфильма. А персонажи в «Тачках» оказались куда ярче фабулы картины, недаром так популярны игрушки, тематически связанные с мультфильмом. Можно сказать, что «Тачки 2» – это анимационная лента, которая базируется не столько на успехе первого фильма, сколько на триумфе игрушек, примерно как серия фильмов «Бионикл» по мотивам одноимённой линии игрушек «Лего». Разница лишь в бюджете и в производственных ценностях. Заставить персонажей играть для студии Pixar – дело техники, а уж промо-машина Disney способна позаботиться о том, чтобы мультфильм заинтересовал не только фанатов.

В «Тачках 2» знакомые по первой части герои, согласившись на участие в мировом гран-при, невольно оказываются в центре заговора самых уродливых и неудачных автомобилей (патриотов обрадует наличие среди них двух «Запорожцев» ЗАЗ-968М). При этом используется очень распространенный в шпионских комедиях прием с недоразумением, из-за которого непутевого персонажа принимают за секретного агента. Чтобы компенсировать нехватку оригинальности, команда Pixar использовала самые крупнокалиберные средства увеличения производственной ценности мультфильма. И, нужно признать, очень в этом преуспела! Большое количество действующих лиц, блестящие приемы стилизации под шпионский жанр, остроумный, теперь уже многоэтажный сленг болтающих без умолку тачек, масса подробностей и клиповый монтаж просто не дают ошеломлённому зрителю опомниться и задуматься над логикой происходящего. Местами только и успевай вникать в игру слов, подмечать детали вроде знака «Не дымить» в стиле «Не курить», да читать многочисленные баннеры и информационные сообщения, что осыпаются с экрана. А ещё всё приправлено фирменными пиксаровскими намеками и отсылками, которые просто невозможно заметить все сразу. На десерт – визуальное пиршество общих планов. Каждая новая дислокация событий превосходит предыдущую по степени детализации, стилизации и в то же время, если не убедительности, то реалистичности! Остается лишь добавить, что стильная звуковая дорожка нового мультфильма, которой занимался самый модный композитор Голливуда Майкл Джаккино, определённо удачнее незапоминающегося и пресного саундтрека оригинальной ленты.

Джон Лассетер, говоря о «Тачках 2», утверждает, что это самый большой мультфильм студии. Он знает о чём говорит! Мультфильм, беря размахом и лихостью, рано или поздно начинает захватывать даже скептически настроенного зрителя, а уж поклонники первого фильма вообще должны быть в восторге. Очевидно, что анимационная лента очень понравится детям, несмотря на то, что они вряд ли по-настоящему осознают все хитросплетения интриги фильма. А  как насчет второй категории зрителей? Тех самых, что задают неудобные вопросы, типа «Зачем автомобилям в мире тачек ручки на дверцах?» Им придётся смириться с тем, что вторая серия мультфильма концептуально от первой не отличается. И это несмотря на то, что вторая серия полна подробностей. Мы узнаем больше о товарно-денежных отношениях в мире тачек, видим примеры родственных связей – у тачек есть «родители», «бабушки» и «дедушки», убеждаемся в бренности существования машин – сиквел недвусмысленно подтверждает, что они умирают как естественной, так и насильственной смертью. Кстати, учитывая крайнюю редкость более-менее раритетных автомобилей в обоих мультфильмах, само собой напрашивается предположение о том, что жизненный путь тачек относительно короток. В одной из сцен мультфильма Майлс Карданвал упоминает вымерших динозавров. Кто бы это мог быть? Ответа нет. Проблема в том, что в основном эти новые подробности вычерпаны из реального мира, а потому не дают ничего, кроме, разве что, ещё большего, чем раньше, очеловечивания тачек. Если в первом фильме дальнобойщик Мак воздавал хвалу Изготовителю (было сказано: «Thank the manufacturer!»), во втором фильме мы узнаем, что среди тачек есть католики. Короче говоря, несмотря на всю околоавтомобильную риторику героев, ведут они себя исключительно как  люди – развлекаются в казино, обедают в ресторанах, ходят по магазинам и на свидания. Автомобильное же поведение у них сводится к постыдным протечкам масла.

Безусловно, в мире тачек гонки должны играть куда большую роль, чем в мире людей. Но, скорее всего, ещё при написании сценария первого фильма было понятно – гонки не могут вытянуть полнометражную историю, поэтому их использовали лишь для завязки и развязки истории. Во втором фильме, несмотря на повышение статуса состязательного мероприятия до международного, гоночная составляющая вообще стала фоном. Её подмяла под себя шпионская компонента мультфильма. Показательно, что из-за этого авторам картины пришлось в ещё большей, чем в случае первого фильма, степени полагаться на хитроумные электронные приспособления, хоть как-то компенсирующие ограниченные возможности персонажей, ведь тот же Мэтр не смог бы ни переодеться, ни загримироваться без посторонней помощи.

У первого фильма была ещё одна черта, игравшая ему не на пользу. На этот раз не в художественном, а в коммерческом отношении. Из-за сути предметов ностальгирования (Америка до эпохи автострад) и устремлений (победа в кольцевых гонках) мультфильм куда больше подходил американской аудитории, чем зрителям других стран. Возможно, поэтому доля иностранных (неамериканских!) сборов «Тачек» была необычно малой для пиксаровской продукции. Кроме первой «Истории игрушек», «Тачки» – единственный мультфильм от Disney/Pixar, который за пределами США собрал менее 50% совокупных кассовых сборов. Точнее говоря – 47% или $217 млн. в численном выражении. Сегодня, ввиду увеличения значения кинорынков Китая, России, Южной Кореи и Бразилии, такой расклад недопустим. Доля заграничной кассы у «Вверх» и «Истории игрушек 3» составила не менее 60%! Казалось бы, небольшая разница в процентном отношении, но она приобретает огромный вес в абсолютных цифрах: иностранные сборы «Вверх» – $438 млн., «ИИ3» – $650 млн.! В отношении этой «беды» у продолжения «Тачек» больше всего шансов на реабилитацию оригинала.

Мало того, что это фильм, рассчитанный на куда более широкую аудиторию, его релиз дополнительно подкреплён самыми передовыми достижениями в области локализации. Кроме уже ставших привычными использования местных звёзд в процедуре дубляжа и максимально полного перевода любых текстов в ткани анимационной ленты, в «Тачках 2» опробована локализация эпизодических персонажей. Так для шести кинорынков мира были подготовлены индивидуальные версии сцены, в которой Молния Маккуин ведёт светскую беседу с тачкой, окрашенной в национальные цвета и озвученной местной звездой автогонок. Например, в Австралии это Марк (Фрости) Уинтерботтом, в Испании – Фернандо Алонсо, а в России – Виталий Петров, которого Молния фамильярно называет Веталь.

Итак, «Тачки 2» – это настоящий летний блокбастер. В меру ординарный, ожидаемо зрелищный, максимально универсальный, прекрасно раскрученный и по-пиксаровски классный. С коммерческой точки зрения очередной, уже 12-ый по счёту успех тандема Disney/Pixar. По большому счёту эта лента даже не нуждается в рецензиях – зритель поспешит её смотреть, независимо от того, что про неё напишут критики и обозреватели вроде меня. Мне остаётся лишь напомнить, что следующим полнометражным анимационным проектом студии Pixar, впервые со времён «Вверх» станет оригинальная история «Храбрая сердцем», релиз которой назначен на будущее лето, а первый рекламный ролик-дразнилка (тизер) будет демонстрироваться перед «Тачками». Как это принято в случае тизеров, ролик очень коротенький и, вполне возможно, даже не являющийся частью грядущего мультфильма, но всё равно интрига создана! Я уже жду «Храбрую». Пугает только, что это снова проект, история которого началась до потери независимости студией Pixar. Отстранённая в прошлом году от его постановки Бренда Чэпмен, которая могла стать первым в истории Pixar режиссёром женского пола, прежде, чем уйти в тень, отдала проекту шесть лет жизни. Таким образом, даже сейчас, в 2011 году нам неизвестно, получал ли за последние пять лет «зелёный свет» хоть один оригинальный проект студии Pixar. Зато знаем, что в 2013 году нас ждёт приквел «Корпорации монстров».

Комментарии ()
Все рецензии