О кассовых сборах мультфильмов
2000 — 2012

Алексей КОБЕЛЕВ, 4 января 2013
Лёгкая версия

Без малого десять лет назад в заметке О кассовых сборах мультфильмов. 1990 — 2002 я отмечал уже тогда очевидный рост влияния анимации на кинобизнес Америки. Язык цифр позволил подтвердить очевидными фактами стойкое чувство усиления позиций анимационной индустрии. Редкие и не всегда предсказуемые успехи, которыми характеризовались достижения полнометражной анимации в 1980-e — 1990-e годы, превратились в поток хитов от студий Pixar, DreamWorks Animation и Fox/Blue Sky. На рубеже нулевых годов компьютерная анимация доказала, что в среднем является более надежным способом вложения инвестиций, чем игровое кино.

Сейчас можно констатировать, что на протяжении первого десятилетия 21-го века тенденция не изменилась. В прошлый раз анализ динамики кассовых сборов ограничился 2002 годом. С точки зрения посещаемости кинотеатров он стал самым успешным годом для американского кинобизнеса с 1957 (!) года. В 2002 году в Америке было продано почти 1,6 млрд билетов. Но с тех пор посещаемость кинотеатров падает, и в среднем удается продать лишь от 1,3 до 1,4 млрд билетов в год, а совокупные кассовые сборы американских киносетей выросли не более чем на 20% — с $9,15 млрд в 2002 году до примерно $10,9 млрд в 2012 году. Для сравнения за предыдущее десятилетие они выросли почти вдвое! На фоне такой стагнации достижения анимации поразительны.

Даже если не учитывать такие перенасыщенные анимацией игровые фильмы, как «Звёздные войны», «Властелин колец», «Аватар», «Элвин и бурундуки», «Хроники Нарнии» и тому подобные, легко видеть, что кассовые сборы мультфильмов продолжают расти из года в год. Конечно же, во многом достижения анимации зависят от сезона. Так в 2005 году не было премьер от студии Pixar, и из-за этого, по сравнению с 2004 годом, общая касса мультфильмов упала почти вдвое, но даже при этом вал оставался на уровне лучших достижений конца 1990-х годов. Достаточно посмотреть на график кассовых сборов полнометражных мультфильмов в США, чтобы понять — в нулевых годах анимация набирала обороты в беспрецедентном темпе.

Стоит отметить важные достижения мультфильмов. Сразу четыре мультфильма 2004 года собрали в США более $100 млн, повторив достижение хитов 1998 года, но при этом один из них — «Шрек 2» — впервые со времен «Истории игрушек» стал самым кассовым фильмом года, продав билетов на невероятные $441 млн! Сумма сборов всех мультфильмов 2004 года впервые в истории превысила $1 млрд, и это не было случайностью. Мультфильмы 2006 года и всех последующих годов стабильно преодолевали этот психологический рубеж, а их доля в кассовом пироге варьировалась в пределах от 11% в 2008 году до 14,5% в 2010 году. Завидное достижение для ниши, обычно объединяющей под своей сенью не более двух десятков названий анимационных фильмов.

Рекордный 2010-й год достоин войти в историю одним только фактом наличия сразу пяти (!) мультфильмов, собравших свыше $200 млн! Но важно также заметить количество успешных игроков на рынке анимации в этом году. Независимая производственная компания Illumination Entertainment удивила всех хитом «Гадкий я», студия Disney создала свой лучший компьютерный мультфильм «Рапунцель: Запутанная история», кузница хитов Pixar выпустила сенсационную «Историю игрушек 3» (самый кассовый фильм года!), а DreamWorks Animation впервые в своей истории представила сразу три полнометражки — «Шрек навсегда», «Как приручить дракона» и «Мегамозг». Кроме этих мастерских, на рубеже второго десятилетия 21-го века успехом у зрителя пользуются мультфильмы студий Fox/Blue Sky, Sony Animation и целого ряда других производителей.

Конечно, даже внушительные на первый взгляд цифры кассовых сборов мультфильмов в Америке далеко не всегда окупают сильно выросшие за последние годы затраты на их создание, но в этом смысле анимация ничем не отличается от игрового кино. Спасение уже найдено, оно — в иностранном прокате, мощь которого за нулевые годы выросла как минимум в два раза. Десять лет назад влиянием кинорынков Южной Кореи, России, Бразилии и Китая можно было пренебречь, но сегодня они в числе ключевых потребителей голливудского кино и анимации! В 2012 году «Ледниковый период 4» собрал в Америке не очень впечатляющие по сравнению с предыдущими сериями $160 млн, а за пределами США — рекордные для анимации $720 млн! При этом самым выгодным заграничным рынком для мультфильма стал Китай. Не исключено, что уже через пару лет многие голливудские блокбастеры в Китае будут продаваться лучше, чем в США.

Хотя усиление роли анимации в кинобизнесе отрицать нельзя, Голливуд продолжает относиться к ней с явным высокомерием. Учреждённая в начале 2002 года Американской Киноакадемией номинация «Лучший полнометражный мультфильм» должна была провести чёткую грань между анимацией и настоящим кино, однако киноакадемики постоянно сталкиваются с проблемой определения «Анимационный фильм». Это ретроградство уже не характерно для массового зрителя. И не только потому, что анимация стала разнообразнее, серьёзнее и взрослее, но также из-за того, что зрительская аудитория в среднем всё больше молодеет и освобождается от прежних предубеждений. Это не обязательно хорошо, но важно, что производители мультфильмов, ранее ориентировавшиеся в основном на родителей маленьких детей, сумели грамотно и своевременно подстроиться под запросы новой аудитории и в итоге преуспели.


Примечание. Если интересно, как я считаю сборы, то вот пример для 2011 года: «Тачки 2» — $191,4 млн, «Кунг-Фу Панда 2» — $165,2 млн, «Кот в сапогах» — $149,2 млн, «Рио» — $143,6 млн, «Ранго» — $123,5 млн, «Ромео и Джульетта» — $100 млн, «Король Лев» — $94,2 млн, «Приключения Тин-Тина» — $77,6 млн, «Делай ноги 2» — $64 млн, «Секретная служба Санта-Клауса» — $46,5 млн, «Приключения Винни и его друзей» — $26,7 млн, «Тайна Красной планеты» — $21,4 млн, «Красная шапка против зла» — $10,1 млн. Итого — $1,213 млрд!

Комментарии ()
Все рецензии