Любой обзор численности команд полнометражных про-диснеевских мультфильмов разумнее всего начинать с аниматоров. В течение нескольких десятилетий их специальность была элитной и одной из самых высокооплачиваемых в анимации. Не случайно Уолт Дисней уважал своих аниматоров больше, чем кого бы то ни было. Подавляющее число режиссеров мультфильмов вышло из аниматоров. Кроме своих прямых обязанностей, они участвуют в отладке сценариев, подготовке сюжетных раскадровок, работе над дизайном персонажей, да и само понятие анимации неразрывно связано с их трудом. В 1960 — 70-е годы, когда студия Уолта Диснея выпускала по одному мультфильму в три-четыре года, потребность в аниматорах не была особенно высокой. Скромность новых лент, по сравнению с классикой, не сильно поджимающие сроки производства позволяли ограничить их численность. Так, когда в 1979 году Дон Блат покинул стены диснеевской студии, постоянная команда аниматоров насчитывала всего 16 человек. В начале 80-х их стало существенно больше за счет множества молодых художников, призванных заменить ушедших в отставку знаменитых диснеевских "стариков" и компенсировать уход Блата и его сторонников. Наконец настоящий рост команды начался во второй половине 80-х, когда Джеффри Катценберг (тогда новый руководитель кинопроизводства Disney) поставил задачу ежегодного выпуска новых мультфильмов. С этого момента и начинается отсчет на моем графике. Нелишне предупредить, что на этом графике не учтены художники компьютерной графики, например Тина Прайс, занимавшаяся цифровым моделированием "тела" Коврика из "Аладдина", аниматоры Гидры из "Геркулеса" и другие. В случае же "Фантазии 2000" подсчет вообще шел только по рисованным сегментам этого по своей сути сборника разных анимационных стилей и техник. На графике не только указано число аниматоров, но и выделена доля новичков команды для каждого мультфильма. Так 27 из 33 аниматоров молодой команды "Черного котла" впервые принимали участие в производстве полнометражки. Отчасти это было связано с тем, что предыдущий мультфильм "Лис и Охотничий пес" вышел аж в 1981 году. Для некоторых из них этот опыт стал и последним. Картина снималась слишком долго, а конечный продукт оказался слишком неудачным, чтобы все они остались в новой диснеевской команде. Миграции художников в полнометражной анимации совершенно обычное дело. Многие студии заключают контракты с аниматорами лишь на создание конкретного проекта. В отличие от них компания Disney долгие годы предпочитала содержать постоянный штат проверенных и опытных людей. Однако, кого-то переманивали, кто-то уходил в свободное плавание, многие шли на повышение. Поэтому люди, впервые принимавшие участие в создании диснеевского мультфильма в качестве аниматора, присутствовали на производстве всех полнометражек. В период с 1986 по 1994 год их доля была на удивление стабильной. В случае "Оливер и Компания" сложно указать единый или хотя бы основной источник новых кадров — таланты искали везде, где только возможно. Но для следующих мультфильмов определить источники совсем несложно. Так половину новичков "Русалочки" и "Спасателей в Австралии" составили аниматоры "Кролика Роджера". А 18 из 24 новобранцев "Красавицы и Чудовища" и "Аладдина" были бывшими ассистентами, получившими повышение. Большая их часть удостоилась этой должности в новой диснеевской студии, открывшейся в Мире Уолта Диснея во Флориде в 1989 году. Художники из Орландо и Бербанка под руководством ведущих аниматоров подчас оживляли одних и тех же персонажей, но в разных эпизодах. Однако, были герои, целиком созданные в новой студии, например тигр Раджа из "Аладдина". Из года в год вклад удаленного филиала в производство полнометражек заметно увеличивался, и в середине 90-х закономерно началось создание "Мулан", первой картины, в котором флоридскому отделу отводилась ведущая роль. Занятые своим собственным мультфильмом аниматоры Флориды уже не могли принимать участие в работе над всеми калифорнийскими проектами. Они работали над "Горбуном" и "Тарзаном", но только как, так называемая, дополнительная команда. Теперь студия в Бербанке работала совместно с парижским отделом диснеевской анимации. Французы разделили с американцами работу над "Горбуном из Нотр Дама", "Геркулесом" и все тем же "Тарзаном". Во многом отсюда и рост команд этих мультфильмов. Между тем сама калифорнийская студия быстро росла (на графике 20 новичков в "Покахонтас"). Компании было необходимо, чтобы в производстве (не в разработке!) одновременно находились, как минимум, три мультфильма! В перспективе это могло позволить выйти на новый, невиданный ранее график выпуска анимационных картин — по две в год. Это удалось, но лишь в начале нового столетия. Добиться такого темпа раньше не позволили проблемное производство "Королевства солнца" и чрезмерно ресурсоемкое создание "Тарзана". Интересно, что по завершении работы над "Тарзаном" команда калифорнийского отдела Disney была разделена, чтобы одновременно заниматься "Похождениями императора" (вместо "Королевства солнца") и "Атлантидой". Оба проекта благополучно создавались на одной студии, но теперь уже разными командами. На графике видно, что в это же время практически сошел на нет и приток новых аниматоров. Новые ленты создавались в режиме относительной экономии, о расширении не было и речи. Более того, в 2001 году начались волны сокращений штатов диснеевских студий. В настоящее время большая аниматоров традиционной анимации уволены, оставшиеся занимаются компьютерными проектами. На первый взгляд может показаться необычным, что у "Братца Медведя", относительно скромного проекта флоридского отдела Disney, команда аниматоров не меньше, чем у "Планеты сокровищ". Объяснение этому факту очень простое. Для того, чтобы выпустить картину ранее намеченного срока (а "Медведь" должен был стартовать позже "Home on the Range"), пришлось привлечь дополнительную команду аниматоров из калифорнийской и парижской студий. К сожалению, к середине 2003 года на этих студиях почти не осталось опытных аниматоров, поэтому "Братцем Медведем" занялись бывшие ассистенты аниматоров (впрочем, многие из них уже были ветеранами). В продолжение темы на сайте скоро появится обзор численности художников большинства анимационных специальностей. Также в одном из будущих материалов я намерен бегло рассмотреть изменения команд аниматоров основных конкурентов Disney: Don Bluth Film, Amblimation, DreamWorks Feature Animation, Fox FA, и Warner Bros FA. |