Из тени стариков

Алексей КОБЕЛЕВ, 12 апреля 2022. Версия для печати здесь

Два года назад я написал заметку об аниматорах мультфильма «Лис и пёс», которым выпало продолжать дело легендарных «диснеевских стариков», после того, как те завершили свою карьеру. Напомню, чем там всё закончилось: сменщики, на которых возлагались все надежды, очень быстро разбежались кто куда, и анимацией «Чёрного котла» в основном занимались те, кто стариков на студии не застал. Недавний подбор кадров для галереи мультфильма «Спасатели», анимационной ленты, предшествовавшей картине «Лис и пёс», вдохновил меня продолжить разговор о личных достижениях аниматоров студии Disney, отмотав историю на один шаг назад. Разумеется, с акцентом на роль нового поколения диснеевских аниматоров, пока находящегося в тени стариков.

Дон Блат

Милт Кахл

Глен Кин

Фрэнк Томас

Несмотря на годы изучения истории диснеевской анимации, путь «Спасателей» до экрана для меня во многом туманен – не хватает подробностей создания картины из времени, когда она считалась второстепенной и нестоящей внимания «стариков». У меня есть снования полагать, что первоначально мультфильм даже не задумывался полнометражным, но с подтверждением этого подозрения всё сложно. Но, что касается анимации финальной версии, то возможность разобрать, кому и чем мультфильм обязан, существует. Проделав такой анализ, я обнаружил ситуацию, которая выглядит ожидаемо прозаично на фоне переломного и полного драматизма процесса одушевления персонажей «Лиса и пса», но не лишена неожиданностей. Да, старики, Милт Кахл, Олли Джонсон и Фрэнк Томас, ожидаемо брали себе самый вкусный материал, но легко видеть, что их аппетиты на производстве «Спасателей» стали умереннее, так что им было что передать на откуп молодым. И впервые было кому передать, ведь программа «Развитие дарований» тоненьким ручейком (по три-четыре таланта в год) привносила новую кровь на студию с 1971 года.

Милт Кахл

Фрэнк Томас

Гэри Голдман и Дейл Бэйр

Арт Стивенс

Хотя релиз «Спасателей» состоялся в июле 1977 года, работа над анимацией картины прошла в период с начала 1974 года по лето 1976 года. На завершающих этапах, в феврале 1976 года один из двух первоначальных режиссёров картины (и один из девяти диснеевских стариков), Джон Лоунсбери скоропостижно скончался от сердечного удара. Эпизоды, за постановку которых он отвечал, завершал пожилой аниматор Арт Стивенс, которого принято считать учеником Лоунсбери. Трагическая случайность не была связана ни с профессиональной деятельностью, ни со старостью – Джон не был немощным. Но это не могло не напомнить, что самые уважаемые и влиятельные из диснеевских аниматоров достигли возраста, в котором умер Уолт Дисней. Не прошло и трёх месяцев, как Милт Кахл покинул студию, и удерживать его не стали. Томас и Джонсон ушли в отставку в январе 1978 года. Полагаю, на производстве «Спасателей» они вполне осознавали, что их карьера подходит к концу, даже если и считали, что только сейчас достигли совершенства в своём ремесле. В этом противоречии, возможно, объяснение заметной избирательности легендарных аниматоров. Бегло расскажу об их вкладе в анимацию «Спасателей», прежде чем перейти к молодёжи.

Фрэнк Томас

Олли Джонсон

Энди Гаскил

Чак Харви



В «Книге джунглей» метражи сцен Фрэнка Томаса и Милта Кахла преодолели рубеж в тысячу футов (три фута равны двум секундам экранного времени), а Олли Джонсон вообще умудрился анимировать более 1700 футов. Спустя десятилетие, в «Спасателях» Джонсон стал единственным, кто вообще пересёк черту в 1000 футов. А Фрэнк Томас хоть и занял третью позицию, не достиг и 600 футов! И поскольку для меня это самое неожиданное открытие, с вклада Томаса и начну.

Фрэнк Томас

Личный зачёт Фрэнка Томаса в основном касается двух эпизодов. В одном из них крокодилы пытаются выдуть из органа укрывшихся в нём Бернарда и Бьянку. В другом мыши в пещере заняты извлечением из черепа гигантского бриллианта, а их при этом раз за разом затапливает. Также Томас оживил Бьянку и Председателя в момент чтения записки, извлечённой из бутылки, жителей болота в сценках их первого [по хронологии фильма] появления и сценку, в которой крокодилы попадают в клетку. Вот, в общем, и всё.

Милт Кахл

Анимация Милта Кахла на 250 футов продолжительнее, чем сцены Томаса. Не секрет, что аниматор никого не подпустил к анимации эксцентричной Медузы, и злодейка стала финальной ролью великого аниматора, венцом карьеры. На финальных стадиях анимации «Спасателей», когда Милт покинул студию (весной 1976 года), несколько всё ещё неготовых сценок с нею поручили Клиффу Нордбергу, но среди них не было ничего, взывающего к актёрской игре. В зачёт Кахла идут также все сколь-нибудь важные сценки с суетливым мистером Снупсом, а в моменте на скале перед спуском в пещеру Милт анимировал и Пенни (при этом мышей в кармане девочки там анимировал Дон Блат).

Олли Джонсон

Олли Джонсон сумел вдохнуть жизнь в без малого 1200 футов, то есть выдал материала в два раза больше, чем Томас, и на 300 футов больше, чем Кахл. Перечислить все эпизоды, к которым приложил руку Олли, непросто, поэтому я упомяну лишь самые яркие. Алмазом среди них блистает пронзительный эпизод воспоминаний кота Руфуса, от начала и до конца анимированный Олли. Лишь только синюю птицу за окном оживил пожилой аниматор Боб Маккри. И, с моей точки зрения, один этот эпизод стоит всех ужимок Медузы. Олли оживил Пенни и в ряде других эпизодов. Например, в затапливаемой пещере, в будуаре Медузы, на палубе корабля в момент песни «Someone's Waiting for You», а также в финальных моментах молитвы Пенни, закончив которую одинокая девочка не может сдержать слёз. Карандаш Олли доминирует также в продолжительных сценах в лётном агентстве, где Бернард и Бьянка ожидают прилёта Орвилла, и в сцене взлёта альбатроса (с момента полётной проверки). А ещё на счету Джонсона множество небольших кусков анимации, вроде Бернарда с расчёской, Орвилла, убегающего от болотохода, спасателей, висящих на леске и заманивающих крокодилов в ловушку.

Олли Джонсон

Таков в общих чертах вклад легендарных диснеевских стариков в анимацию «Спасателей». Конечно, все троё имели статус руководящих аниматоров (directing animator) и в буквальном смысле направляли анимацию младших коллег. Но я говорю об их личном зачёте – о двух с половиной тысячах футов на троих (27 минут). Для сравнения, сумма сценок всех остальных [персонажных] аниматоров мультфильма – три тысячи девятьсот футов (те сценки, над которыми разные аниматоры работали совместно, я учитываю в копилке каждого из них). И тут самое время перейти к разбору крупиц вклада других аниматоров, чтобы проверить репутацию «Спасателей» в качестве мультфильма, в котором впервые за многие годы важную роль сыграла молодёжь.

Гэри Голдман и Дон Блат

Чак Харви

Для меня бесспорно, что в дни работы над «Спасателями» новое поколение диснеевских аниматоров в первую очередь олицетворяли Дон Блат и его соратники Джон Померой и Гэри Голдман. Друзья и единомышленники (в будущем ещё и деловые партнёры) в «Спасателях» анимировали примерно по 400 футов каждый, и про каждого стоит говорить отдельно.

Гэри Голдман и Дон Блат довольно много анимировали делегатов Общества спасателей, но большую часть времени занимались оживлением Бернарда и Бьянки. На счету Голдмана первые [хронологически] кадры с ними. Кадры, полные очарования, надо сказать. Также Голдман анимировал спасателей в ряде сценок в ломбарде и почти во всех сценках на лодке с Эвинрудом, в том числе кадры с Бьянкой, оказавшейся за бортом.

Гэри Голдман

Достижения Блата значительнее! Над мультфильмом он работал в статусе руководящего аниматора, попав в клуб, в котором целую четверть века до этого состояли исключительно «старики». Что касается личного зачёта, то из 410 футов Дона половину (две с половиной минуты!) составляет эпизод мультфильма целиком анимированный им в одиночку! Речь про приключения Бернарда и Бьянки в зоопарке, через который они прошли, направляясь в сиротский приют. Эпизод не важен для сюжета (спасателям было  бы логичнее сразу приехать в приют), но он был отправлен в анимацию ещё тогда, когда роль зоопарка и обитавших в нём зверей, вроде полярного медведя Луи, была ключевой. Логично, что бережливый Вольфганг Райтерман нашёл в обновлённой версии место для уже готовой анимации.

Дон Блат

У меня, кстати, есть гипотеза, что некоторые сценки из зоопарка попали и в ту часть фильма, которая разворачивается в ломбарде Медузы. В частности очаровательный гэг с Бернардом, выглядящим как австралийская прыгающая мышь, мало того, что более уместен для зоопарка, так в нём персонажи имеют ту  же белую окраску, что и в ночном зоопарке.

Дон Блат

Остальная анимация Дона – это Бьянка, вприпрыжку бегущая за чемоданом Медузы, первое проникновение спасателей на корабль злодейки, спасатели в кармане Пенни в сценках на скале. А среди сценок Дона с делегатами Общества спасателей, я  бы выделил кадр с поющей представительницей Голландии – на фоне прочих он выделяется своей страстностью.

Джон Померой

В свою очередь Джон Померой почти целиком сосредоточился на анимации Пенни, создав с нею материала, наверное, больше, чем кто-либо ещё. Тут и побег девочки с корабля, и её возмущёние в зубах крокодила, и перепалка со Снупсом, и начало вечерней молитвы, и радость от того, что бутылка [с посланием] сработала. Но особенно мне нравится анимированный Помероем момент, в котором Пенни изображает Медузу! Гениальный Милт Кахл создал уникальные, запоминающиеся черты злодейки, но ведь убедительно спародировать их тоже дорогого стоит! Добавлю, что, кроме Пенни, Джон Померой анимировал все сценки с Председателем Общества спасателей до момента, когда Бернард оказался внутри бутылки.

Джон Померой

Спустя 45 лет после завершения работы над «Спасателями» Джон Померой продолжает заниматься рисованной анимацией. Среди самых свежих проектов, к которым он приложил руку, «Клаус», «Космический джем: Новое поколение», «Разочарованная».

С количественной точки зрения важный вклад в анимацию «Спасателей» внёс Клиффорд Нордберг, общий хронометраж личных сценок которого (565 футов!) почти равен результату Фрэнка Томаса. Студийный ветеран родился всего на три года позже самого молодого из «стариков» (Уорда Кимбалла), но, будучи аниматором отдела короткометражной анимации, особого авторитета не наработал. В рядовом качестве Клифф работал над «Золушкой», «Питером Пэном» и другими полнометражными анимационными лентами.

Клифф Нордберг

В «Спасателях» он анимировал всё подряд: Элли Мэй и других обитателей болота (в частности, их парадный выход на битву с Медузой), Бернарда и Бьянку, удирающих от выстрелов сумасшедшей Медузы, несколько сценок с Эвинрудом, но больше всего – ручных крокодилов Медузы, как правило, в карикатурном воплощении.

Клифф Нордберг

Среди прочего, из под карандаша Нордберга вышел довольно большой и динамичный кусок фильма, в котором крокодилы чуют запах духов Бьянки, пытаются обнаружить мышей под комодом, а потом преследуют их до момента укрытия в органе, где уже начинается анимация Фрэнка Томаса. Нордберг анимировал и большинство трюковых кадров с Медузой, скользящей по воде, как на водных лыжах (но кадр, в котором злодейка пытается удержать равновесие, стоя на крокодилах, делал Кахл).

Энди Гаскил

А вот среди 450 футов, анимированных Энди Гаскилом, что-то действительно интересное найти сложно. Спустя годы он блистательно выступит в качестве арт-директора «Короля Льва» (я слышал, как его работой восхищался Крис Сандерс, который пробовал себя на этой позиции, но не справился), однако во второй половине 1970-х он – молодой аниматор, вынужденный выполнять скромные поручения вроде анимации безымянных мышей, нашедших бутылку Пенни, или человека, выходящего из автобуса. Впрочем, на его счету также сценки проникновения Бернарда и Бьянки в приют и их знакомства с Руфусом (кота в этих моментах анимировал Чак Харви), обсуждения мышами и Пенни плана побега (первые сценки эпизода анимировал Олли Джонсон, далее Джон Померой оживлял Пенни, а Энди Гаскил – спасателей), а также телевизионный репортаж, в котором Пенни передаёт привет своим маломерным друзьям.

Дейл Бэйр

Чак Харви

Одинаковый объём сцен, по 300 футов с небольшим, в «Спасателях» анимировали Чак Харви и Дейл Бэйр. Оба занимались в основном Бернардом и Бьянкой, причём чаще всего сценами без диалогов, но Харви досталось ещё и несколько сценок с Руфусом и Орвиллом, а Бэйру – с крокодилами, несущими Пенни в зубах и окунающими её в воду. Бэйр анимировал также момент спасения Бьянки Бернардом в волнах, поднятых крокодилами.

Чак Харви

Дейл Бэйр

Последующая диснеевская карьера нарочито негламурного Чака продлилась ещё добрый десяток лет, но прошла без особых взлётов, а Дейл покинул студию Disney довольно скоро после «Спасателей» по очень конкретной причине – не хотел работать под началом Блата. В 1971 году, перейдя на студию Disney из Filmation, Дейл принёс с собой негативный опыт работы с Доном, но спустя всего пару месяцев на студии Disney появился и сам Блат, пусть и был староват для программы развития талантов (помогло то, что его хорошо знал Джон Лоунсбери). В «Робине Гуде» и Дон, и Дейл получили упоминание в титрах в качестве аниматоров, но фаворит был очевиден. Несмотря на уход, Бэйр ещё много раз сотрудничал с анимационной студией Disney, а в конце 1990-х окончательно вернулся в штат и состоял в нём до самой своей кончины в 2021 году.

Глен Кин

Ещё несколько аниматоров смогли преодолеть рубеж в 100 футов одобренной анимации, достаточный для упоминания в титрах картины. Но я не вижу особого смысла разбирать вклад каждого. Упомяну двоих молодых людей из глубочайшего уважения к их будущим достижениям. Легендарный Глен Кин был принят в программу «Развитие дарований» в сентябре 1974 года и в период производства «Спасателей» прошёл путь от интерна до полноценного аниматора. Все его сценки проходные, для примера можно упомянуть те, в которых Пенни одевает ночную рубашку, обнимает своего мишку и надевает на него шляпу. Чуть более опытному Рону Клеменцу довелось много анимировать болотных обитателей. В частности за ним числится целая последовательность в домике ондатры Элли Мэй. Немыслимая в современном мультфильме сценка, в которой муж Элли Мэй Люк поит Бернарда своим самогонным пойлом, тоже записана за Роном. В целом, Клеменц анимировал для «Спасателей» порядка 220 футов.

Рон Клеменц

Арт Стивенс, который заменил Джона Лоунсбери на посту режиссёра, успел анимировать порядка 130 футов, взяв на себя большую часть сценок с Эвинрудом (и летучими мышами, от которых малышу пришлось удирать). По всему выходит, что Стивенс был ключевым аниматором персонажа.

Арт Стивенс

Напоследок, отмечу анимационный вклад в «Спасателей» сценариста Ричарда Себаста. Он состоит из от силы полусотни футов, но вот что удивительно, почти все они составляют единую последовательность сценок, а именно момент, в котором альбатрос Орвилл подвергается обстрелу ракетами и оказывается сбит. Насколько я понимаю, Себаст какое-то время считался одним из самых перспективных художников студии. Его пропуском в диснеевскую карьеру стал анимационный тест, над которым он работал совместно с Джоном Помероем. Другие художники делали тесты в одиночку, но Джон и Дик летом 1973 года решили объединиться, чтобы анимировать полностью озвученные, но неиспользованные в финальной версии «Робина Гуда» дубли Принца Джона и сэра Хисса. Джон оживил льва, а Дик – змею. Студийный худсовет был впечатлён и рекомендовал обоих стажёров к анимации мультфильма «Винни Пух и Тигра тоже». Скоро Померой стал состоявшимся аниматором, а Себаст увлёкся сценарной работой, в которой так преуспел, что одно время руководство студии видело его в роли режиссёра среднеметражки «Ослик». Но намного раньше Дику пришлось навсегда оставить студию, вроде бы из-за конфликта с начальством. Предположу, что он единолично анимировал момент с обстрелом, потому что сам же делал его раскадровку, но точно не знаю.

Дик Себаст

В итоге получается, что «Спасатели» вполне заслуженно вошёл в историю как первый диснеевский мультфильм со значительной ролью нового поколения аниматоров, пусть эта роль и складывается из крупиц. Всего несколько молодых аниматоров получили возможность записать на свой счёт целые последовательности сценок. Это Дон Блат, Джон Померой, Рон Клеменц. Зато в некоторых последовательностях легко видеть признаки командной работы, распределения аниматоров по ролям. Например, в плане побега Померой (Пенни) работает с Гаскилом (Бернард, Бьянка), а в сцене дознания Руфуса Гаскил работает уже с Харви. И нельзя забывать про вклад старого поколения, неудостоившегося официального статуса стариков. В фильме есть довольно большие куски анимации от ветеранов вроде Клиффа Нордберга и Арта Стивенса.

Комментарии ()
Все статьи