Версия для печати

Сегодня компьютерная графика стала органичным и почти самим собой разумеющимся элементом любого рисованного мультфильма. Эффективность этого инструмента подтвердили такие разные по качеству и влиянию на всю индустрию мультфильмы, как японский шедевр "Унесенные призраками", французский кич "Трио из Беллевилля", российский пробник пера "Карлик Нос" и многие другие. Но честь первого применения компьютера для генерации изображений принадлежит про-диснеевской анимации.

Считается, что впервые компьютерная графика была использована в мультфильме "Великий Мышиный Детектив" в 1986 году. Тогда с ее помощью удалось с невиданной реалистичностью и динамикой оживить сложный механизм знаменитых башенных часов "Big Ben". Однако, это не совсем так. Дело в том, что к возможностям обращались и раньше. В ныне забытом диснеевском мультфильме "Чёрный котёл" именно цифровые технологии позволили изобразить волшебный шарик принцессы Элонви, котлы и лодку, на которой герои пытаются покинуть замок Рогатого короля. Как бы то ни было именно опыт "Мышиного Детектива" вдохновил ведущие мировые студии анимации обратиться к компьютерной графике.

Нужно заметить, что тогда, в конце 80-х годов, задача совмещения рисованной и цифровой графики была невероятно сложной и трудоемкой. Так в случае чрева знаменитых лондонских часов сначала в память компьютера были занесены виртуальные (то есть мнимые) модели деталей, а также траектории их вращения, после чего специальная программа рассчитала и воспроизвела изменения внутреннего интерьера часов при движении условной камеры. Получившаяся последовательность кадров была распечатана, вручную раскрашена и только после этого совмещена с соответствующими селами персонажей. Несмотря на то, что эта технология исключала сложные текстуры, итоговый результат стоил трудов! Диснеевская студия применила ту же технологию в мультфильмах "Оливер и компания" и "Русалочка", студия Дона Блата в картинах "Все псы попадают в рай" и "Рок-Кукареку".

Основной областью применения компьютерной графики было изображение транспортных средств и элементов фоновых декораций: автомобили, вертолеты, корабли и многое другое. В "Оливере и компании" компьютер позволил изобразить большой метромост! При этом все трехмерные модели имели минимизированное число вершин и воспроизводили лишь угловатые жесткие конструкции. Эта ограниченность трехмерной графики, совмещенной с традиционной анимацией, была устранена уже через несколько лет, в самом начале 90-х годов. Художники справедливо рассудили, что куда легче поместить самих рисованных персонажей в виртуальное пространство, чем распечатывать изображения, сгенерированные компьютером. Совместно с Pixar диснеевские программисты создали специальное программное обеспечение, позволяющее манипулировать слоями с рисунками аниматоров и фоновыми декорациями прямо в памяти компьютера.

Компьютерная система производства анимации (CAPS), впервые испытанная еще на финальных стадиях производства "Русалочки", стала самым значительным технологическим прорывом за всё время существования традиционных мультфильмов. Конечно, она не избавила художников от необходимости рисовать на бумаге, но значительно облегчила работу над остальными этапами производства. Так, например, изменяя параметры местоположения виртуальных слоев (по сути цифровых селов), можно было моделировать иллюзию глубины и переходы персонажей с одного плана на другой. Эта идеальная модель многоплановой съёмки дала невероятную свободу, ведь количество планов теперь было ограничено лишь фантазией планировщиков кадров и памятью компьютеров. Кроме прочего, максимально упростилась и задача комбинирования традиционной анимации с трехмерной графикой. Причем появилась возможность использовать виртуальные источники света и многослойные текстуры.

"Красавица и Чудовище" стал первым про-диснеевским мультфильмом, в котором средства компьютерной графики проявили себя в полной мере. В отдельных эпизодах присутствуют элементы, смоделированные и визуализированные целиком в виртуальном пространстве. Это и невероятно детальная светящаяся золотом люстра, и десятки кружащихся тарелок, и мыльные пузыри. Однако наибольшее впечатление в мультфильме производит, конечно же, сцена танца Красавицы и Чудовища в полностью трехмерном зале. По мнению многих критиков этот эпизод стал одним из величайших достижений традиционной анимации в истории.

Студия Disney убедительно доказала, что в технологиях анимации она впереди планеты всей, хотя это не означает, что у конкурентов не было существенных достижений. Так "Американский хвост 2", снятый силами студии Amblimation и стартовавший одновременно с "Красавицей", также включал динамичные сцены полноценной трехмерной графики. А следующая работа от Amblimation "Мы вернулись! История динозавров" в 1993 году стал первым недиснеевским мультфильмом, использующим цифровые селы. Начиная с 1996 года, все главные студии анимации Америки снимали свои мультфильмы с помощью компьютерных анимационных пакетов, подобных CAPS, а также насыщали свою продукцию все большим количеством компьютерной графики.

И все-таки конкуренты шли по стопам признанного лидера, совершающего революционные открытия в каждом новом мультфильме. Так уже в "Аладдине" (1992), кроме множества цифровых объектов, появился полностью компьютерный персонаж Волшебной пещеры (в образе головы льва). Но куда более интересным оказался другой герой мультфильма — Летающий Коврик, который соединил в себе нарисованную вручную форму и цифровую текстуру. Между прочим, Коврик — это прекрасный пример того, как компьютерная графика идёт на пользу традиционной анимации, делает ее еще совершеннее! Далее в "Короле-Льве" сотни компьютерных антилоп, поведение которых контролировалось специальной программой, стали соучастниками главного драматичного эпизода мультфильмов 90-х годов. Еще через пару лет в мультфильме "Горбун из Нотр Дама" средствами трехмерной анимации были оживлены толпы людей на площадях Парижа. Со временем компьютер стал самым эффективным средством воспроизведения массовки на экране.

Компьютерная графика эффективно решала целый комплекс сложных для традиционной анимации задач. Поэтому с каждым новым мультфильмом ее использование становилось все более интенсивным. Взять для примера "Анастасию". Даже перечислить все трехмерные предметы в этой картине нелегко: двери, ворота, портреты, люстра во дворце, столик в ресторане, шкатулка, талисман Распутина и многое другое. Плюс к этому строительные краны, автомобили, кареты, самолет, пароход, поезда и так далее. Однако количество не всегда подразумевает качество! Скорее наоборот! В "Анастасии" подчас чрезмерное и нередко топорное применение компьютерной графики отдавало безвкусицей! Простота ее применения была обманчивой и через чур соблазнительной. Пример "Анастасии" стал тревожным сигналом, особенно на фоне впервые серьезно прозвучавшего вопроса, который совсем недавно был лишь технической проблемой. Вопроса о самой возможности сосуществования традиционной рисованной анимации и трёхмерной цифровой.

Читать продолжение

Комментарии ()
Все статьи