Вверх

Алексей КОБЕЛЕВ, 20.05.2009. Версия для печати здесь

"Чудесное кино", "почти совершенство", "лучшая работа студии Pixar", "на текущий момент лучший фильм года". Такими эпитетами награждают Вверх западные кинообозреватели, единодушно признающие десятый пиксаровский мультфильм шедевром. У меня нет никаких сомнений, что похожим образом охарактеризует картину и большинство российских рецензентов. Увы, не я. Мне уже и самому жутко неловко, что умудряюсь придраться почти к каждому из новых мультфильмов, но против себя пойти не могу. Похвалю, конечно, но не обойдусь без критики. Ниже всё, что я думаю о "Вверх".

Даже у самых отъявленных скептиков уже не осталось сомнений, что Pixar снимает исключительно незаурядные анимационные ленты. Беспрецедентная череда разнообразных, но неизменно успешных с коммерческой и художественной точек зрения мультфильмов принесла студии бесценную репутацию кузницы шедевров. Я снимаю шляпу и аплодирую таланту, смелости, самокритичности, фантазии художников Pixar. Но вместе с тем не могу не признать, что десятая лента от Лампы вышла довольно скромной [особенно с точки зрения взятия новых планок] и противоречивой [в отношении художественных достоинств]. Прошу понять меня правильно, в случае кино стоимостью в $150 млн понятие визуальной скромности очень относительно. И тем не менее, по-моему, это так.

Скромность проистекает из редкой для Pixar незамысловатости сюжета, очень небольшого числа действующих лиц и минимума мест действия. Даже пресловутый Райский водопад, являющийся целью путешествия главного героя не очень впечатляет. Может быть это правильно, потому что "Вверх" - не видовая картина, а мультфильм об интимном процессе поисков смысла собственного существования. Но факт есть факт. Лента не выглядит на свои деньги.

Противоречивость же обуславливается столкновением воистину шедеврального пролога и на мой взгляд не самого убедительного Большого приключения. Право, вступительные сцены "Вверх" изумительны. В грамотной пропорции в них заключены юмор, непосредственность, уютность, символичность, трогательность. Ловким использованием всех возможных средств кинематографического языка создатели мультфильма умудряются деликатно, но эффективно поведать суровую правду о жизни Карла Фредриксона и его жены Элли, и, пусть сентиментальные удары по психике зрителя несколько перегибают палку, это выглядит свежо, откровенно и... очень красиво.

Но остальная часть картины наполнена уже не только блистательными метафорами (типа сцены избавления от "лишних", тянущих к земле, вещей), эффектными пролётами летающего дома и трогательными символами, но и фальшью, нелепицами и клише, большая часть которых так или иначе связана с главным злодеем. Сценаристы Pixar прославилась историями, лишенными традиционных негодяев, и в "Вверх" они, пожалуй, совершили большую ошибку, введя в повествование персонаж Чарльза Мантца (так и хочется произнести "Чарльза Минтца" - главного обидчика Уолта Диснея). История его отшельничества невероятна до безобразия, его "разумные" собаки за штурвалами самолетов нелепы до состояния фарса, а финал его карьеры самый натуральный диснеевский штамп. В значительной мере фальшиво выглядят и героические действия героев, с точки зрения здравого смысла явно недоступные им ввиду физических ограничений. Взять хотя бы главного героя. Долго и упорно выстраивающееся впечатление естественной старческой слабости Карла практически рушится в демонстрации удивительных для его состояния акробатических трюков.

Определенная противоречивость присутствует и в технической составляющей мультфильма. Так карикатурность человеческих персонажей и игрушечность декораций лично у меня вызвали стойкую ассоциацию с советскими мультфильмами про крокодила Гену и Чебурашку (с поправкой на масштаб постановки, разумеется), что отнюдь неплохо, но вот дизайн собак Мантца, мягко говоря, очень и очень спорный. В остальном же все хорошо. На пиксаровском, то есть на высочайшем уровне качества и музыка Майкла Джаккино, и проработка интерьеров, и постановка сцен действия, и спецэффекты, и анимация. А особенно удались мастерски анимированные забавный пес Даг и Кевин - гигантская нелетающая птица! Я ничего не могу сказать о достоинстваx трёхмерного формата "Вверх", так как благодаря любезности российского офиса Disney познакомился с мультфильмом посредством двумерной версии, зато могу заверить - локализация картинки специально для российского зрителя на небывалом уровне. Достойным бонусом к полнометражной ленте служит и новая пиксаровская короткометражка "Местами облачно".

При наличии серьезных противоречий мне не верится, что "Вверх" способен побить рекорды кассовых сборов, даже в нашей стране, но, если верить реакции зрителей на предварительном просмотре, успех обеспечен - новый мультфильм будет принят радушно и благодарно, а истинным поклонникам Disney/Pixar будет обо что поломать копья.

Комментарии ()
В меню