Процентом единым!

Обновлено 19.02.2007
    Не секрет, что российский кинопрокат очень молод. Взращенный на пепле разрушенного советского кинопроката, он пустил хрупкий стебелек в 1996 году, когда в Москве открылся первый в России современный кинозал (с поп-корном и "долбанным" звуком) "Кодак-Киномир". Тот первый росток дал благодатный урожай, и уже через 3 года число кинотеатров в столице выросло до 15, еще через три года - до 55 (более 90 залов), а в середине 2006 года их стало свыше 80 (280 залов). Дело ладится - некоторые кинозалы пережили уже две реконструкции ("Прага", например), а некоторые закрываются, не выдержав конкуренции с вновь открывающимися. Расширяются и сети кинозалов в регионах. В России общее число кинотеатров превысило 560, а количество экранов давно перешагнуло тысячный рубеж. Это вполне серьезная цифра, однозначно говорящая о том, что с Россией пора считаться! Нет, до уважительного отношения пока еще далеко - достаточно вспомнить, что в Западной Европе без малого 30 тысяч кинозалов, но даже наша тысяча уже вносит заметную лепту в копилки кассовых сборов новых кинолент. А, кстати, какую лепту? Хороший дистрибьютор знает, что курочка по зернышку клюёт, но все-таки может быть, разберемся? Тем более, что нас интересует довольно узкая прослойка кинематографа - мультфильмы.
    Помнится в материале Пойдем на мультик я отмечал, что "Кассовые сборы "Шрека" в России впервые для мультфильмов превысили $1 млн и составили 0,5% от всего иностранного проката этого мультфильма". Сейчас в нашем распоряжении имеются данные о прокатах десятков иностранных (в основном американских, конечно же) мультфильмов в России, что позволяет составить рейтинг самых выдающих достижений российского кинопроката в масштабе мировых сборов. Не претендуя на полноту анализа, я решил, что создание (и периодическое обновление) выборки лидеров относительного коммерческого успеха из числа мультфильмов, появлявшихся у нас в широком прокате, не только позволит ответить на поставленный выше вопрос, но само по себе будет небезынтересным. Итак, по состоянию на февраль 2007 года ситуация такова:

Название Релиз в России Прокатчик Доля в сборах извне США Доля во всемирных сборах
Рога и копыта 2006 UIP 7,27% 2,37%
Сезон охоты 2006 Каскад 6,3% 3,47%
Смывайся 2006 UIP 5,34% 3,36%
Большое путешествие (The Wild) 2006 Каскад 4,99% 3,17%
Гроза муравьев 2006 Каро Премьер 4,17% 2,02%
Лесная братва 2006 UIP 3,91% 2,1%
Ледниковый период 2 2006 Гемини 3,77% 2,64%
Вэлиант 2005 Каскад 2,97% 2,02%
Подводная братва 2004 UIP 2,67% 1,49%
Винни и Слонотоп 2005 Каскад 2,64% 1,74%
Дом-Монстр 2006 Каскад 2,3% 1,08%
Мадагаскар 2005 UIP 2,28% 1,45%
Тачки 2006 Каскад 1,84% 0,87%
Правдивая история Красной Шапки 2006 Централ Партнершип 1,83% 0,96%
Делай ноги 2006 1,79% 0,83%
Роботы 2005 Гемини 1,6% 0,81%

    ЗАМЕЧАНИЕ: Строки таблицы отсортированы по доле России в НЕамериканских сборах анимационных фильмов, при этом выбирались лишь те фильмы, у которых значение доли превышает 1,5%. Значение доли рассчитывалось исходя из кассовых сборов в долларах США (доля, рассчитанная по количеству проданных билетов в кино может существенно отличаться). Прокат всех перечисленных лент в целом завершен, а потому данные достаточно точные и менять уже не будут.

    Собственно, цифры дают простор для выводов и наблюдений. В глаза бросается прежде всего обилие наисвежайших релизов. Действительно, с годами доли российских сборов в мировом кассовом пироге растут не только абсолютно, но и относительно. Также нельзя не отметить высокое положение мультфильмов-аутсайдеров ("Большое путешествие", "Гроза муравьев", "Вэлиант"), которые не добились высоких результатов в США, но у нас выступили относительно хорошо. Впечатляют достижения UIP (отныне UPI, то есть "Universal Pictures International Россия"), а вот "Каскад" мог бы выступить и получше - с прокатом пиксаровских мультфильмов эта компания не справилась (отныне мультфильмы Disney/Pixar будут прокатываться новым дистрибьютором).
    А 5-6% - насколько это много? Строго говоря это НЕ много. Так, например, доля Франции в неамериканских сборах компьютерных мультфильмов студий Pixar и DreamWorks в среднем превышает 10%. Но и уже не те 0,5%, которым можно было радоваться несколько лет назад.

В меню