Распечатано с «Сайта о про-диснеевской анимации» — www.prodisney.ru

Ральф против Интернета

Как зрителя меня порой раздражает, если герои анимационных фильмов совершенно забывают про свои естественные потребности, например, почти не едят («Зверополис»?). Нет, я, конечно, понимаю, что персонажи существуют в нематериальной среде экранной истории, а значит теоретически могут ни в чём не нуждаться, но хорошая история немыслима без ограничений, а персонажу без потребностей трудно сочувствовать. И всё-таки мысли сценаристов, как правило, убегают от бытовых, приземлённых вещей. В этом смысле выигрышными являются сюжеты, героями которых выступают формально неживые существа, например, игрушки. Они не дышат (это даёт доступ в космос и подводный мир), не спят, не пьют, не едят. Всё, о чём им по идее нужно беспокоиться, так это, как не сгореть в огне, не сломаться при падении и, самое главное, не попасться на глаза человеку! В 2012 году диснеевский мультфильм «Ральф» представил героев, нематериальных в квадрате, потому что, будучи персонажами компьютерных игр, они были виртуальными даже по меркам мультфильма. Свобода действующих лиц от естественных потребностей и банальных смертельных рисков (о полной неуязвимости речь, конечно же, не шла) позволила не отвлекаться от темы поисков самого себя и своего места в обществе. Это сработало, прошедшие годы показали, что «Ральф» куда более состоявшееся кино, чем, например, его современник — пиксаровская сказка «Храбрая сердцем».

В продолжении истории героев опять же волнуют совершенно нематериальные, можно сказать, экзистенциональные вопросы (даром, что при этом им приходится заниматься поисками денег). В экранной вселенной прошли те же самые 6 лет, которые разделяют релизы двух фильмов (отличный ход!), и героям впору задуматься, сколько ещё можно будет довольствоваться скромными радостями жизни в салоне видеоигр. У Ральфа (персонаж игры 1982 года) и Ванилопы (персонаж игры 1997 года) на этот счёт разные взгляды, и когда хозяин салона устанавливает подключение к сети Интернет, именно эта разница подвергает их вечную дружбу серьёзному испытанию. В картине прямо произносится: лучшие друзья не обязаны мечтать об одном и том же.

Мне очень симпатичны и Ральф, и Ванилопа, но, боюсь, дружба Тода и Купера в мультфильме «Лис и Охотничий пёс" подвергалась куда большему испытанию. С определённого угла зрения впору даже задаться вопросом, кто же больший эгоист, Ральф, который, прикрываясь заботой о подруге, боится за себя или Ванилопа, готовая разменять дружбу на новые впечатления? Нужно отдать должное мультфильму — трещина в отношениях Ральфа и Ванилопы сквозной темой проходит через все их похождения по сети, постепенно расширяясь, чтобы обернуться расколотой заветной медалью Ральфа, но катастрофа, которой из-за этого подвергается весь Интернет, лично мне кажется надуманной. Безусловно, нематериальным персонажам вполне можно сочувствовать всем сердцем, как это было, например, в «Головоломке» в случае Бинго-Бонго, но «Ральф против Интернета» эту ставшую для последних мультфильмов Disney/Pixar обязательной часть программы не отрабатывает. На что же тогда делают ставку создатели мультфильма?

Самое интересное в мультфильме — это расширение игровой Вселенной предшественника на кажущийся необъятным Интернет! Глобальную сеть картина представляет очень образно. Так программы сайтов представляются полноценными разумными существами, как, например, алгоритм навязывания видеоконтента — стильная особа по имени Классс («Yesss» в оригинале), а вот вирусы — жутковатыми и неразумными бестиями. Современные популярные сайты выглядят небоскрёбами гигантского мегаполиса, а Тёмный Интернет, олицетворяющий нелегальную и подчас криминальную часть глобальной сети — это подворотни и подвалы. Узнавание гарантируют реальные популярные сетевые бренды и характерная для Интернета терминология. Всё вместе выглядит вроде бы более целостно и последовательно, чем полный концептуальной неразберихи мир игровых автоматов, но на формирование осознанной оценки у зрителя всё равно нет времени. Кстати, о времени. В отличие от салона видеоигр, Интернет совершенно изолирован от реального мира и не различает дня и ночи.

Выгода обращения к теме Интернета очевидна. Безусловно, первый фильм обладал значительным коммерческим потенциалом, благодаря отсылкам к классическим компьютерным играм и маленьким ролям популярных героев видеоигр. Но видеоигры (особенно консольные) популярны лишь среди относительно небольшой части аудитории. Популярность же Интернета, степень его проникновения в нашу жизнь и силу зависимости от него трудно переоценить. Впрочем, создатели картины нашли формальный повод для путешествия в Интернет в самой истории. Я слышал где-то, что первоначально Интернет привлекал сценаристов картины возможностью столкнуть винтажного персонажа с современным миром. Но в итоге акценты сместились. Режиссёр Рич Мур рассказывает, что в первом фильме Ральф победил свои комплексы, заручившись доверием Ванилопы, то есть, несмотря на счастливый финал, остался зависим от мнения другого человека. Поэтому ему показалось интересным поместить персонаж в очень агрессивную для него среду сети, где «хайп» измеряется «лайками». В этом свете было логично ожидать некоторых колкостей в адрес величайшего культурного феномена современного мира, каким является Интернет, но создатели явно вошли во вкус — к такой язвительной сатире лично я был не готов.

Конечно, мультфильм показывает глобальную сеть глазами Ральфа, то есть заведомо предвзято, но Ральф не видит пустых лиц пользователей Интернета, а зритель видит. Сила сатиры в правде, и создатели мультфильма сделали всё, чтобы экранный Интернет показался зрителю хорошо знакомым местом для удовлетворения самых бесхитростных (если не убогих) потребностей и бессмысленной траты времени. Даже такое безопасное место, как диснеевский портал, несмотря на обилие звёздных образов, выглядит примитивным и пошлым (узнай, на какую принцессу ты похож!). Картина вырисовывается настолько неприглядная, что самым привлекательным местом в сети выглядит сетевая игра — реалистичный симулятор гонок без правил... Жаль, что тут создатели, наоборот, покривили душой, населив это «брутальное» место не подонками и негодяями, а слаженной командой очень приличных людей во главе с Шэнк, которую диснеевский пресс-релиз описывает как «уверенную, понимающую, любящую». Не слишком ли слащаво?

Над Шэнк в мультфильме не шутят, её волосы всегда идеальны, у неё нет невыгодных ракурсов. А ещё она откровенно скучная (в том числе и в озвучивании), полная противоположность группе других эффектных девушек, шутить над которыми, оказалось, совсем не страшно. Все, кто следил за рекламной кампанией Ральфа, понимают, что речь о диснеевских принцессах, присутствие которых стало эксклюзивной особенностью и главным козырем мультфильма. Сцена знакомства Ванилопы с принцессами стала первой запущенной в производство, далее её с успехом использовали в продвижении (на пользу пошли даже негативная реакция некоторых фанатов и преувеличенно скандальная история коррекции цвета кожи Тианы), а при просмотре готового фильма именно эпизоды с принцессами вызывают самый сильный отклик у зрителя.

Может быть, кого-то упрощение образов принцесс и покоробит (хотя всегда можно сказать, что шутки относятся не к самим принцессам, а к их копиям, аватарам с портала «Oh My Disney»), но многие другие оценят диснеевскую изобретательность и самоиронию. На фоне принцесс даже появление Соника, обещанное ещё до официального объявления о съёмках сиквела «Ральфа», выглядит мелким, неважным и забываемым ближе к концу фильма. Ещё и потому, что принцесс очень много! Неискушённому зрителю будет непросто их всех распознать и не перепутать, хотя создатели сделали всё, что могли — даже закадровая музыка начинает включать в себя нотки соответствующих мультфильмов при появлении в кадре той или иной принцессы. Мне остаётся только намекнуть, что встреча с принцессами не проходит для Ванилопы бесследно. Недаром, компания Disney пытается получить для анимационной ленты номинацию на «Оскар» в довольно неожиданной категории.

В целом «Ральф против Интернета» и выглядит, и ощущается грандиозным анимационным фильмом. С одной стороны он характеризуется колоссальным количеством действующих лиц. Компания Disney распространяет информацию о том, что по количеству уникальных персонажей (434 модели при 6752 вариациях) «Ральф против Интернета» превосходит как первый фильм (223 персонажа), так и «Зверополис» (182 персонажа). С другой стороны, темы, затрагиваемые или высмеиваемые фильмом, взывают к обсуждению и осмыслению. Наконец, хоть в наше время уже почти неловко обращать внимание на очередные технические достижения компьютерной анимации, стоит признать, что «Ральфу против Интернета» и тут есть чем удивить! Как в части эффектов (например, шубка Классс! — это что-то новое), так и в части усложнения анимации — уведомитель от аукциона eBay анимирован в манере, характерной для американской анимации начала 1930 годов, а поисковик ВсёУзнай является гибридным персонажем — его глаза оживили средствами рисованной анимации.

Кино определённо удалось, хотя по духу мне ближе первый фильм. Сатире я всё-таки предпочитаю уютную ностальгию. После сеанса советую сидеть до конца титров, тогда будете дважды (!) вознаграждены.