Алексей КОБЕЛЕВ, 21 ноября 2018. Версия для печати здесь

Как зрителя меня порой раздражает, если герои анимационных фильмов совершенно забывают про свои естественные потребности, например, почти не едят («Зверополис»?). Нет, я, конечно, понимаю, что персонажи существуют в нематериальной среде экранной истории, а значит теоретически могут ни в чём не нуждаться, но хорошая история немыслима без ограничений, а персонажу без потребностей трудно сочувствовать. И всё-таки мысли сценаристов, как правило, убегают от бытовых, приземлённых вещей. В этом смысле выигрышными являются сюжеты, героями которых выступают формально неживые существа, например, игрушки. Они не дышат (это даёт доступ в космос и подводный мир), не спят, не пьют, не едят. Всё, о чём им по идее нужно беспокоиться, так это, как не сгореть в огне, не сломаться при падении и, самое главное, не попасться на глаза человеку! В 2012 году диснеевский мультфильм «Ральф» представил героев, нематериальных в квадрате, потому что, будучи персонажами компьютерных игр, они были виртуальными даже по меркам мультфильма. Свобода действующих лиц от естественных потребностей и банальных смертельных рисков (о полной неуязвимости речь, конечно же, не шла) позволила не отвлекаться от темы поисков самого себя и своего места в обществе. Это сработало, прошедшие годы показали, что «Ральф» куда более состоявшееся кино, чем, например, его современник — пиксаровская сказка «Храбрая сердцем».

В продолжении истории героев опять же волнуют совершенно нематериальные, можно сказать, экзистенциональные вопросы (даром, что при этом им приходится заниматься поисками денег). В экранной вселенной прошли те же самые 6 лет, которые разделяют релизы двух фильмов (отличный ход!), и героям впору задуматься, сколько ещё можно будет довольствоваться скромными радостями жизни в салоне видеоигр. У Ральфа (персонаж игры 1982 года) и Ванилопы (персонаж игры 1997 года) на этот счёт разные взгляды, и когда хозяин салона устанавливает подключение к сети Интернет, именно эта разница подвергает их вечную дружбу серьёзному испытанию. В картине прямо произносится: лучшие друзья не обязаны мечтать об одном и том же.

Мне очень симпатичны и Ральф, и Ванилопа, но, боюсь, дружба Тода и Купера в мультфильме «Лис и Охотничий пёс" подвергалась куда большему испытанию. С определённого угла зрения впору даже задаться вопросом, кто же больший эгоист, Ральф, который, прикрываясь заботой о подруге, боится за себя или Ванилопа, готовая разменять дружбу на новые впечатления? Нужно отдать должное мультфильму — трещина в отношениях Ральфа и Ванилопы сквозной темой проходит через все их похождения по сети, постепенно расширяясь, чтобы обернуться расколотой заветной медалью Ральфа, но катастрофа, которой из-за этого подвергается весь Интернет, лично мне кажется надуманной. Безусловно, нематериальным персонажам вполне можно сочувствовать всем сердцем, как это было, например, в «Головоломке» в случае Бинго-Бонго, но «Ральф против Интернета» эту ставшую для последних мультфильмов Disney/Pixar обязательной часть программы не отрабатывает. На что же тогда делают ставку создатели мультфильма?

Самое интересное в мультфильме — это расширение игровой Вселенной предшественника на кажущийся необъятным Интернет! Глобальную сеть картина представляет очень образно. Так программы сайтов представляются полноценными разумными существами, как, например, алгоритм навязывания видеоконтента — стильная особа по имени Классс («Yesss» в оригинале), а вот вирусы — жутковатыми и неразумными бестиями. Современные популярные сайты выглядят небоскрёбами гигантского мегаполиса, а Тёмный Интернет, олицетворяющий нелегальную и подчас криминальную часть глобальной сети — это подворотни и подвалы. Узнавание гарантируют реальные популярные сетевые бренды и характерная для Интернета терминология. Всё вместе выглядит вроде бы более целостно и последовательно, чем полный концептуальной неразберихи мир игровых автоматов, но на формирование осознанной оценки у зрителя всё равно нет времени. Кстати, о времени. В отличие от салона видеоигр, Интернет совершенно изолирован от реального мира и не различает дня и ночи.

Выгода обращения к теме Интернета очевидна. Безусловно, первый фильм обладал значительным коммерческим потенциалом, благодаря отсылкам к классическим компьютерным играм и маленьким ролям популярных героев видеоигр. Но видеоигры (особенно консольные) популярны лишь среди относительно небольшой части аудитории. Популярность же Интернета, степень его проникновения в нашу жизнь и силу зависимости от него трудно переоценить. Впрочем, создатели картины нашли формальный повод для путешествия в Интернет в самой истории. Я слышал где-то, что первоначально Интернет привлекал сценаристов картины возможностью столкнуть винтажного персонажа с современным миром. Но в итоге акценты сместились. Режиссёр Рич Мур рассказывает, что в первом фильме Ральф победил свои комплексы, заручившись доверием Ванилопы, то есть, несмотря на счастливый финал, остался зависим от мнения другого человека. Поэтому ему показалось интересным поместить персонаж в очень агрессивную для него среду сети, где «хайп» измеряется «лайками». В этом свете было логично ожидать некоторых колкостей в адрес величайшего культурного феномена современного мира, каким является Интернет, но создатели явно вошли во вкус — к такой язвительной сатире лично я был не готов.

Конечно, мультфильм показывает глобальную сеть глазами Ральфа, то есть заведомо предвзято, но Ральф не видит пустых лиц пользователей Интернета, а зритель видит. Сила сатиры в правде, и создатели мультфильма сделали всё, чтобы экранный Интернет показался зрителю хорошо знакомым местом для удовлетворения самых бесхитростных (если не убогих) потребностей и бессмысленной траты времени. Даже такое безопасное место, как диснеевский портал, несмотря на обилие звёздных образов, выглядит примитивным и пошлым (узнай, на какую принцессу ты похож!). Картина вырисовывается настолько неприглядная, что самым привлекательным местом в сети выглядит сетевая игра — реалистичный симулятор гонок без правил... Жаль, что тут создатели, наоборот, покривили душой, населив это «брутальное» место не подонками и негодяями, а слаженной командой очень приличных людей во главе с Шэнк, которую диснеевский пресс-релиз описывает как «уверенную, понимающую, любящую». Не слишком ли слащаво?

Над Шэнк в мультфильме не шутят, её волосы всегда идеальны, у неё нет невыгодных ракурсов. А ещё она откровенно скучная (в том числе и в озвучивании), полная противоположность группе других эффектных девушек, шутить над которыми, оказалось, совсем не страшно. Все, кто следил за рекламной кампанией Ральфа, понимают, что речь о диснеевских принцессах, присутствие которых стало эксклюзивной особенностью и главным козырем мультфильма. Сцена знакомства Ванилопы с принцессами стала первой запущенной в производство, далее её с успехом использовали в продвижении (на пользу пошли даже негативная реакция некоторых фанатов и преувеличенно скандальная история коррекции цвета кожи Тианы), а при просмотре готового фильма именно эпизоды с принцессами вызывают самый сильный отклик у зрителя.

Может быть, кого-то упрощение образов принцесс и покоробит (хотя всегда можно сказать, что шутки относятся не к самим принцессам, а к их копиям, аватарам с портала «Oh My Disney»), но многие другие оценят диснеевскую изобретательность и самоиронию. На фоне принцесс даже появление Соника, обещанное ещё до официального объявления о съёмках сиквела «Ральфа», выглядит мелким, неважным и забываемым ближе к концу фильма. Ещё и потому, что принцесс очень много! Неискушённому зрителю будет непросто их всех распознать и не перепутать, хотя создатели сделали всё, что могли — даже закадровая музыка начинает включать в себя нотки соответствующих мультфильмов при появлении в кадре той или иной принцессы. Мне остаётся только намекнуть, что встреча с принцессами не проходит для Ванилопы бесследно. Недаром, компания Disney пытается получить для анимационной ленты номинацию на «Оскар» в довольно неожиданной категории.

В целом «Ральф против Интернета» и выглядит, и ощущается грандиозным анимационным фильмом. С одной стороны он характеризуется колоссальным количеством действующих лиц. Компания Disney распространяет информацию о том, что по количеству уникальных персонажей (434 модели при 6752 вариациях) «Ральф против Интернета» превосходит как первый фильм (223 персонажа), так и «Зверополис» (182 персонажа). С другой стороны, темы, затрагиваемые или высмеиваемые фильмом, взывают к обсуждению и осмыслению. Наконец, хоть в наше время уже почти неловко обращать внимание на очередные технические достижения компьютерной анимации, стоит признать, что «Ральфу против Интернета» и тут есть чем удивить! Как в части эффектов (например, шубка Классс! — это что-то новое), так и в части усложнения анимации — уведомитель от аукциона eBay анимирован в манере, характерной для американской анимации начала 1930 годов, а поисковик ВсёУзнай является гибридным персонажем — его глаза оживили средствами рисованной анимации.

Кино определённо удалось, хотя по духу мне ближе первый фильм. Сатире я всё-таки предпочитаю уютную ностальгию. После сеанса советую сидеть до конца титров, тогда будете дважды (!) вознаграждены.

Комментарии ()
Все рецензии