Сложные впечатления.
С одной стороны, вроде бы, всё, что я ожидал от картины, я и получил. То есть, фильм – плоть от плоти работа Андерсона: эта геометрическая выверенность картинки, этот нарочитый абсурдизм во все поля, этот прекрасный, на мой взгляд, визуальный и ситуативный юмор, сама по себе простая, как три копейки, история, очень тщательно и изобретательно, тем не менее, расписанная и поданная, эти персонажи, смотрящие тебе в душу… Прекрасно вписался саундтрек Александра Деспла, стилизованный под национальные японские мотивы и отлично помогающий создавать атмосферу как конкретным эпизодам, придавая им дополнительную эпичность, так и повествованию, в целом. Вообще, если сравнивать с тем же «Фоксом», новый фильм во всех отношениях ощущается каким-то более масштабным, глобальным, серьёзным. Оно, впрочем, и неудивительно: тут у нас не классическая английская сказка, тут у нас суровая (пусть и смешно нарисованная) антиутопия и борьба с тоталитаризмом, цена в которой – куча жизней, причём не только собачьих.
А, с другой – не берусь утверждать, что сюжетную часть целенаправленно принесли в жертву визуально-эмпатийной, но, на мой взгляд, сюжет тут – действительно слабое место. Гораздо более простой, линейный, очевидный, гораздо менее изобретательный, нежели в «Фоксе». При этом, несмотря на свою незатейливость, он умудряется отлично держать на протяжении более чем полуфильма,
Потом, к сожалению, атмосфера и герои перестают спасать, элементы нелинейности теряются и история стрелой летит по кратчайшей траектории к абсолютно предсказуемому финалу. Причём, мало того, что предсказуемому, так ещё и нетипично для Андерсона слащаво-конфетному, в духе «всё хорошее отдоминировало всё плохое».
Собачьи герои – милые, симпатичные, забавные и вызывающие эмпатию, впрочем, какой-то особенно мощной харизмой не отличающиеся и действительно запоминающихся образов не создающие. Люди, включая Атари – одного из протагонистов, все достаточно никакие. В лучшем случае, потому что есть и откровенно раздражающие, навроде приехавшей по обмену американки.
Остаётся открытым вопрос – обижаться ли японцам на Андерсона за то, насколько пассивным и легко манипулируемым стадом, практически идеальным народонаселением для построения тоталитарных режимов, он их изобразил. Наверное, нет – во-первых, жанр требует, во-вторых, андерсоновские работы практически невозможно воспринимать с серьёзным выражением лица. Как бы то ни было, это их дело.
В целом, несмотря на описанные недостатки, фильм мне понравился (пусть и меньше «Фокса»), эстетическое удовольствие я получил, посмеялся. Любителям творчества Андерсона к просмотру обязательно, остальным – опционально.