А.Евсеева писал(а):
Ну, дык, Шемякин -- человек совсем не бедный :о)
Только вот как раз Шемякин, самый "не бедный" из создателей мультфильма, в конце концов практически отрёкся от него.
Из оставшихся творцов можно отметить только Станислава Соколова, чей полнометражный мультфильм "Миротворец" (созданный с учавствием англичан) заслужил хорошую репутацию среди некоторых англоговорящих верующих и отечественных кинокритиков.
Так что "социального капитала" у мультфильма немного. Но так как это одна из самых впечатляющих продукций Союзмультфильма (и единственный современный полнометражный мультфильм), студия тем не менее пыталась и пытается (?) его раскручивать по полной программе. Некоторый результат от этого всё-таки есть - мультфильм выиграл
некоторое количество премий на международных кинофестивалях. Так что, несмотря на кассовый провал, "Гофманиада" вносит свой вклад в портфолио студии (почему-то многие студии, в том числе и Дисней, тратят небольшую часть своих ресурсов на некоммерческую анимацию которая только приносит фестивальные призы и статьи кинокритиков - значит, какую-то пользу они в этом видят. Может, "реклама бренда"? И наверное это особенно важно в странах, где это часть критерии для госфинансирования новых проэктов).
Ну а как же сам мультфильм? Мне лично очень понравился, несмотря на некоторые недостатки. Думаю, это выдающийся мультфильм, хотя и с довольно узкой потенциальной аудиторией. Причина, я думаю, в том, что он очень "устаревший" по темпераменту (хотя и не по технике), и с достаточно авторским сценарием и режиссурой. Несмотря на всю свою зрелищность, на самом деле его концепция довольно сложная; очень в стиле некоторых из более незрительских постановок Союзмультфильма позднесоветской эпохи, но с современным уровнем качества производства и таланта.
Удивительно, что он всё-таки был снят и выпущен, тогда как многие другие многообещающие крупные проекты, начатые великими режиссерами той эпохи, не были реализованы (см. "Прибытие поезда" и "Безумные волосы" А. Татарского, "Шинель" Ю. Норштейна).
Я поискал, что про него пишут, но отзывы кинокритиков в основном совсем неинтересные - нашёл только
одну рецензию в которой, думаю, автор хорошо понял и достоинства и недостатки этого произведения:
Цитата:
«Гофманиаду» сложно с чем-то сравнивать – настолько она самобытна и выпадает из контекста нашего времени с его рационализмом и позитивизмом. Такой авторский, искренний и совершенно неконъюнктурный фильм, наверное, мог возникнуть только в том безвременье, в котором он и снимался, когда руководство студии «Союзмультфильм» менялось каждые несколько лет, и режиссер обладал высочайшей степенью свободы от диктата чиновников и финансистов. Отчасти сумбурная, во многом нелогичная «Гофманиада» передает остро и точно ощущения романтика, художника, поэта, запертого в бытовой реальности, но живущего вовсе не ею, а фантомной жизнью – в мучительных метаниях между двумя несуществующими прекрасными девушками, в страхе перед выдуманными чудовищами. В современном мире все это кажется банальным сумасшествием, как и 16-летняя работа над картиной, которая очевидно и заведомо не принесет сумасшедшего бокс-офиса. Однако «Гофманиада» и впрямь анахронизм. Это отблеск прекрасной эпохи свободных художников, невероятных фантазий и долгих безумных снов о чем-то большем.
Можно ещё найти очень интересную статью английского журналиста Kevin McNeer 2013 года про процесс создания "Гофманиады":
https://www.styleweekly.com/richmond/su ... id=1872360McNeer впоследствие сделал первую версию английских субтитров для "Гофманиады", которые я потом (неофициально) исправил.
Добавлю, что где-то год назад я показал его одной довольно типичной канадской семье (возраста от 18 до 60 лет), и всем понравилось.