После прочтения статьи о номинантах премии "Энни", еще раз укрепился в мнении, что Немо - один из лучших мультфильмов последнего десятилетия.
Но от слов предлагаю перейти к препарированию
Итак, чем же он так хорош ?
Качеством анимации ? Конечно, но это бы не вывело его в лидеры. Давайте вспомним Масяню: о художественных качествах образа говорить сложно, но зато это ЖИВОЙ персонаж (по крайней мере был).
Лично меня в Немо впечатлили прежде всего именно сценарные решения отдельных проблем.
Например, возьмем сцену непосредственно в начале фильма, когда мама Немо, его братья и сестры гибнут от зубов хищника. Нельзя сказать, что это абсолютно новый ход. Классикой такого хода является, конечно, Бэмби. Удачно этот прием использован и в Короле Льве. Но в Немо сценарист только намекает на насилие. Собственно сцена расправы (наверное кровавая
) только подразумевается. Все происходит буквально секунд за пять: вот только что была счастливая семья, и вот её не стало. Большее внимание уделяется именно чувствам бедного отца семейства. На мой взгляд, эта сцена решена без особого пафоса, именно так, чтобы зрители не зарыдали на взрыд, но поняли всю глубину горя маленькой рыбки. В конце сцены, как луч надежды в вечернем океане, появляется Немо - пока еще только икринка, но зритель уже понял насколько он важен для своего отца. По моему вкусу, в таком начале наигранно только появление самого имени Немо. Как-то не к селу не к городу рыбка мама предлагает назвать этим именем одну из икринок. В остальном, все компоненты: свет, цветовая палитра, музыка подобраны прекрасно. Хоть я и не маленький ребенок, но на меня эта сцена произвела должное впечатление.
Теперь о Дори: почему её так часто называют глупой и бестолковой ? На протяжении всего сценария она выполняет роль своего рода ангела-хранителя Марлина и её советы совсем не выглядят глупыми. А еще она умеет читать по человечески и говорит с китами
.
Вообще, в большинстве мультфильмов тема друзей - антиподов используется сплошь и рядом. Весь вопрос только в мере тупости одного и умности другого.
Без наличия веселой и забывчивой Дори мультфильм бы превратился в настоящую нудятину. По моим наблюдениям, именно сцены с её участием вызывали наибольшее оживление и хохот зала (чего стоят только сцены, когда она с Марлином погружаются в глубокую темную расщелину или когда она пытается говорить с китом). Её козырь - непосредственность и открытость. Но дефект мозга Дори
в сценарии не возведен в абсолют. Он показан ровно настолько, чтобы фильм был смешным. Сошлюсь на образы Тимона и Пумбы в Короле Льве ? Разве они тупые ? Смешные - да, но не тупые. По большому счету, Дори тоже живет по философии Хакуна-Матата. Последствия её поступков мало её волнуют. Она, может быть без особых раздумий скакать по медузам наперегонки со смертью, и при этом рассуждать об эволюции.
Влюбилась ли Дори в Марлина ? По законам жанра, наверное, - да. (вообще, конечно, было бы интересно увидеть роман между рыбой-клоуном и рубой неизвестной породы. А детки у них какие были бы ?
). Но сценарист благополучно миновал эту тему. Даже в сцене в конце фильма, когда Марлин, убитый смертью сына, покидает её, вместо пафосных слов о любви, звучат гораздо более простые, а потому более близкие для зрителя слова о дружбе. Она просто не хочет забыть Марлина. И все. Никаих любовных сцен, объятий и слез, все почти как в жизни.
По сценарию, в уста Дори вкладываются те вещи, которые в других фильмах, обычно звучат громоздко и не убедительно. Кроме вышеописанной, вспомню так же сцену внутри кита: для того, что бы поддержать упавшего духом напарника, она говорит простые и очень понятные слова о том, что если ничего не будет происходить, жизнь станет очень скучной.
Резюмирую. Дори, без сомнения, один из центральных героев фильма (в отличие от, например, жителей аквариума). Её дефект ума, открытость, непосредственность, на мой взгляд, подобраны идеально. Иным такого героя и представить нельзя.
Продолжение следует ...