Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Ср 06 янв 2016, 03:10 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19169
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
По нашему форуму разбросаны сканы и фотографии (или ссылки на сканы и фотографии :-) ) художественных материалов, напрямую использовавшихся при создании советских мультфильмов или пригодившихся в рамках творческих поисков. Подчас речь о настоящих раритетах! В принципе неплохо иметь тему, где можно было бы копить хотя бы часть всего этого, так что используйте, если будет желание :) Но только не ради собственно коллекционирования (а то получится завал из всего подряд!), а ради просвещения, что ли :roll: Ну, то есть, было бы, наверное, правильно при выкладывании чего-либо в двух словах объяснить, почему эта вещь вас зацепила так или иначе?

Тему я создал по случаю посещения уже давно анонсированной у нас выставки "Нереальные герои", которая будет работать ещё на протяжении нескольких недель. Думаю, многие также её уже посетили, а остальным я советую на ней побывать, если есть возможность. Лично мне было интересно :) Я решил выложить хотя бы несколько фоток для понимания, что там собственно на выставке? И поскольку мне хотелось прокомментировать их, решил создать целую тему, в рамках которой говорить о выставке будет вполне уместно.

Центральное место в экспозиции "Нереальных героев" заняли куклы "Союзмультфильма". Единственное, что меня в них удивляет - это разнообразие использовавшихся материалов и разброс в размерах. Некоторые куклы ОГРОМНЫЕ, а некоторые крошечные. Вот эти, например, совсем небольшие:
Изображение

Но удивляет, не значит, что интересует. Большинство кукол, честно говоря, уродливые на мой вкус. Впрочем, я не объективен, просто кукольные мультфильмы никогда особо не любил и даже симпатичные куклы меня не отвлекали от графики для рисованных мультфильмов. А посмотреть то есть на что. Например, селы. Вблизи изображения на них выглядят очень осязаемо и даже рельефно (из-за теней):
Изображение

Можно найти и рисунки, восхищающие уверенностью линии и крепостью дизайна. Это Ракша - мать-волчица Маугли.
Изображение

Широко представляются примеры раскадровок. Раскадровки "Снежной королевы" подшиты во внушительные альбомы:
Изображение

Советские мультфильмы славятся разнообразием стилей и техник. Любопытно, что и раскадровки тоже выглядят по-разному. Раскадровка "Малыша и Карлсона" полна тонов:
Изображение

А раскадровка "Возвращения Карлсона" тонов лишена. Забавно, насколько осознанно и уверено в этой и многих других раскадровках оформляются титры. И это притом, что, скажем, дизайн Фрекен Бок и особенно Матильды всё еще условный (на фотку они не попали) и не похожий на финальный результат.
Изображение

Некоторые раскадровки делались в цвете и очень детализировано! Может быть из-за того, что в мультфильме "Антошка" цветные контуры подчас контрастировали с заливкой (например, зелёные на красном фоне)? И это нужно было подчеркнуть как можно раньше?
Изображение

Детализация!
Изображение

Кстати, о цветных контурах. Я питаю к ним слабость, потому что в моих глазах они делают картинку богаче. В применении их на "Союзмультфильме" никакой системы проследить не могу. В некоторых мультфильмах контуры цветные (как в "Золушке"), в некоторых нет (как в "Возвращении бременских музыкантов", в отличие от первого фильма). Не могу, впрочем, исключать, что решение использовать их или нет, зависело от производственной сметы.
Изображение

А вот сел мультфильма, который, в моем понимании, не про-диснеевский. В "Топтыжке" почти не использовались привычные контуровка и заливка. Персонажи как будто губкой нанесены на сел. Трудоемко.
Изображение

А это сел из "Малыша и Карлсона", разумеется. Удивительно, как контур похож на контуры диснеевских мультфильмов эпохи ксерокопирования. Не знаю, был ли на "Союзмультфильме" электрический копир, но данный контур создавался, наверное, специальным карандашом, умеющим рисовать прямо на селе.
Изображение

Можно только удивляться долговечности красок, использовавшихся на "Союзмультфильме". Цвета очень сочные.
Изображение

На крупном плане хорошо видна манера оформления контуров:
Изображение

Вообщем, на выставке есть, что посмотреть :)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Ср 06 янв 2016, 13:18 
Один из самых!
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 890
Зарегистрирован:
Сб 28 апр 2007, 07:02
Откуда: Россия
Спасибо за "отчет". Жалко что до конца февраля я скорее всего не окажусь в Москве. Интересно, а существует ли что-то вроде арт-буков по советским мультфильмам, хотя бы самым культовым? Мне кажется на подобную продукцию мог бы найтись свой читатель.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Ср 06 янв 2016, 18:19 
...
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 4345
Зарегистрирован:
Вс 25 апр 2004, 08:18
Darkwing писал(а):
Тему я создал по случаю посещения уже давно анонсированной у нас выставки "Нереальные герои", которая будет работать ещё на протяжении нескольких недель. Думаю, многие также её уже посетили, а остальным я советую на ней побывать, если есть возможность. Лично мне было интересно :) Я решил выложить хотя бы несколько фоток для понимания, что там собственно на выставке? И поскольку мне хотелось прокомментировать их, решил создать целую тему, в рамках которой говорить о выставке будет вполне уместно.


Интересный обзор, спасибо! Попробуем посетить :)
Не лишним будет разместить здесь ссылку на блог Алексея http://russian-insider.blogspot.ru/
В нём много ценных рабочих материалов из советских мультфильмов :)
Изображение

_________________
«Когда-нибудь - это сейчас»

«Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным.»
Джон Леннон

«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.»
И. А. Ильин

«Будущее наше - это постоянная работа сегодня»
К. Э.Циолковский

«Я ничего не сделал, ибо всегда хотел сделать больше обыкновенного»
А. И. Герцен


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Ср 06 янв 2016, 18:23 
...
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 4345
Зарегистрирован:
Вс 25 апр 2004, 08:18
Вот ещё ресурс ценных рабочих материалов Евгения Тихоновича Мигунова :)
http://george-smf.livejournal.com/ (tag Мигунов)
Большое спасибо Георгию Бородину!
Изображение

_________________
«Когда-нибудь - это сейчас»

«Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным.»
Джон Леннон

«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.»
И. А. Ильин

«Будущее наше - это постоянная работа сегодня»
К. Э.Циолковский

«Я ничего не сделал, ибо всегда хотел сделать больше обыкновенного»
А. И. Герцен


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Чт 07 янв 2016, 22:33 
Ветеран
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 1389
Зарегистрирован:
Вт 19 июн 2007, 10:26
Откуда: Санкт-Петербург
Есть огромное количество фотографий с этой выставки. Может имеет смысл выложить куда-нибудь в общедоступное место?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Пт 08 янв 2016, 01:13 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19169
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
AndySpb писал(а):
Может имеет смысл выложить куда-нибудь в общедоступное место?

Определенно смысл есть! Ведь не все имеют возможность приехать посмотреть живьем.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Сб 09 янв 2016, 22:58 
Ветеран
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 1389
Зарегистрирован:
Вт 19 июн 2007, 10:26
Откуда: Санкт-Петербург
Вот, выложил в архиве из шести частей альбом с 307-ю фотографиями с этой выставки.

Порезал специально для удобства скачивания пользователям, не имеющим больших скоростей.
Каждая часть архива весом по 100 мб.

https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... npaZEFVXzQ
https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... VpGOUpaM0k
https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... Uw1czNMVlU
https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... WNZSHloUjQ
https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... k9kTlZoRGM
https://drive.google.com/open?id=0B0Bz4 ... TNaN20zMGs

Или вот так, всё то же самое, но единым архивом в 600 мб, для тех, у кого проблем со скоростью интернета нет:

https://drive.google.com/file/d/0B0Bz4m ... sp=sharing


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Чт 01 апр 2021, 17:14 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19169
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
Георгий Бородин в своём блоге выкладывает материалы про советского мультрежиссёра Мстислава Пащенко.
Среди прочего воспоминания Евгения Мигунова о работе над знаменитым мультфильмом "Лесные путешественники". Очень интересные подробности, да и сама история производства вполне себе драматичная! Не скажу, впрочем, что понимаю хотя бы половину из профессионального сленга мастера.

«Фильм был про белок. К этому моменту мы были намучены подходом к персонажам с диснеевских позиций. Членить животных на условные площадки и ограниченные плоскости, подчёркивая их конструктивность, считалось «перебежкой в лагерь империализьма» и «рецидивом формализьма». Поэтому сразу же была сделана ошибка: слишком робкая попытка очеловечивания персонажей. Сохранение их зоологичности и проявление их человеческой психологии через жесты, не ломающие их зоологической природы. Задачка не хуже, чем в «Бэмби» - к сожалению, картине того же «приспешника империализьма», Уолта.

Мстису пришла в голову мысль: завести в группе клетки с белками, чтобы самым добросовестным образом изучить их поведение и манеры. И чтобы потом никто не мог упрекнуть нас в незнании натуры и «высасывании из пальца». Кстати, одна белка уже жила у него дома, заменяя мышей и грызя то, что должны бы, по идее, делать они.

Когда я окончил работу над персонажами и сделал довольно красивые планшеты для сдачи худсовету и когда эти персонажи – мама-белка и бельчата, хомяк и куница, тетерев и тетёрка, старик-белка – были приняты и одобрены худсоветом и пошли в работу, в комнату внесли клетку и поселили туда двух белок. Я сидел пару дней и наблюдал их и не заметил ничего, что было бы в них схоже с теми персонажами, коих я успешно «сдал» худсовету.

Позже, когда я увидел фотографии бельчат, обнаружил, что они не имеют ничего общего с моими, уже начавшими бегать на мультипликате. Настоящие были вельми не обаятельными, а голохвостыми и короткоухими.

Но поскольку из 30 тысяч человек только десять видели когда-нибудь бельчат, оставили всё так как есть – благо, уже было поздно что-либо менять.

Белки в комнате, кроме неприятностей, ничего не доставляли. Ручными они были весьма условно. Кусались как гадюки (разве что не были ядовитыми), воняли мышами и создавали в комнате нервозную аллергическую обстановку. Мультипликаторы ничего не могли для себя почерпнуть из наблюдений за ними. Наоборот, естественное их движение и поведение, суетливое и неуловимое для глаза, ничего не давало, а всё запутывало и делало неясным. <…>

Скажу больше. Раздав несколько первых сцен мультипликаторам, Мстислав Сергеевич слёг – обострилась язва. Он попал в больницу и, выбравшись на неделю оттуда, снова слёг и оперировался.

Белки его, от силы три раза покормленные им с рук, оставались на нашем с Лидой Ковалевской попечении до тех пор, пока одна из них не сбежала и не попала в находящееся рядом со студией отделение милиции, где прокусила (наскрозь!) палец старшему лейтенанту. Она была отбита и спасена от умерщвления ассистентом Мстиса – Женькой Труновым, контуженным полусумасшедшим человечком, который вскоре забрал этих белок (точнее одну, потому что вторая совершила рецидив и исчезла) к себе домой, а может быть, вернул её в семью Пащенко – его дочкам! И клетку убрали, чтобы не воняло.

Вот так мы «работали с натуры».

Я не хочу сказать, что Мстис загрёб жар чужими руками. Отнюдь нет! Им был сделан режиссёрский сценарий, мной – раскадровка и уточнение мизансцен. Вместе мы писали реплики: Юльской, Ивановой и Маргаритки Докторовой (моей креатуры). В этой работе я был не менее активным, чем Мстис. Кстати, это было моим отличием от других художников – совать свой нос куда не просят. Довольно большую работу он провёл над сценарием. Сделанные мной многие компоновки для мультипликаторов он успел раздать, объяснив задание. Принимали же от мультипликаторов готовые и полуготовые сцены мы с Лидой Ковалевской, как и вели дальнейшую работу с одушевителями. Даже когда понадобилось форсировать фоновую работу, основную нагрузку по приёмке мультипликата и раздаче его взяла на себя неглупая Лида Ковалевская. Её авторитет был достаточно высок, и молодые мультипликаторы подчинялись ей – тем более, что она сообщала, что уполномочена на это Мстисом. А меня слушались беспрекословно.

Из-за того, что работа проходила «в сильно ослабленном составе», мне приходилось, «играя в нападении, оттягиваться на защиту». Приходилось ловчить, экономя на фонах, используя один фон несколько раз на ярусах и в комбинации с различными накладками, ибо я с самого начала решил делать фона «масляной краской» - технологией рискованной, мало разработанной и не имевшей прецедента у нас на студии. Дисней в «Бэмби», по слухам, писал (не сам, естественно) фона маслом. Я сделал опыт, создав, и успешно, передние планы и несколько панорам в «Полкане и Шавке», картине, сделанной до этого с А.В. Ивановым.

Затевая эту авантюру, я не мог предположить, что из-за «оголения режиссёрского фланга» всё так осложнится…

Чтобы справиться с этой задумкой, я пригласил хорошего живописца, но (как всегда бывает), плохого рисовальщика Витю Никитина – молодого художника из недавно окончивших ВГИК. Ассистентами у меня были две Вали – Нечаева и Весельчакова. Их я нацелил на решение этой проблемы. В качестве «холста» я нахально предложил проклеенную бумагу и… просто целлулоид. Разбавитель – даммарный лак и лак с маслом, чтобы быстрее сохло.

Витя сделал большой кадр, из которого я потом хотел выкадровывать фрагменты. Кадр этот мог использоваться и на ярусе. Эскиза я ему не давал. Попросил отнестись к работе как к эскизу – в общем, не мудрствовать, а писать один к одному под натуру, естественно, уплощая и упрощая, но сохраняя и интенсифицируя цвет.

Рисунок я ему сделал прямо на планшете, дал маленькие нашлёпочки и цветовое разрешение эпизодов в ленточках-нашлёпках. Так же, для себя, был решён и весь цветомонтаж картины. Витя легко, в один сеанс, написал утренний (вечерний) пейзаж с ёлками и освещёнными верхушками деревьев заднего плана. Лиду Модель я заставил писать сухостой, дав ей как образец шишкинский «Бурелом». Кое-какие детали переднего плана заготавливала Валя. Фоновщицам («фонулям») делать было нечего.

Начальник производства Ник. Вас. Башкиров своим гнусавым донельзя голосом с волжским «о» орал на меня: «Вы чтО, тОварищ МигунОв! ВООбще – думаете кОнчать картину или не думаете? Почему вы в фОнОвОй цех не даёте рабОту? ПрОшлО два месяца, а вы – нОль кадрОв!!!» Я ничего не мог ему объяснить. Пахло палёным…

Но я держал всё в голове. Даже почти не пил в это время. Написанные полуфабрикаты я дорабатывал, засушивая их и стилизуя. Получилось бы неплохо, если бы цветорешение было переведено в более условное и определённое решение колорита с вычетом или преобладанием определённой гаммы. Но надо было следить и за прорисовкой. А тут что делалось!.. Никто почти не умел рисовать натуралистических зверей, да ещё с человеческой психологией. В качестве выхода из положения я начал прорисовывать компоновки через одну-две, предлагая непрорисованные считать фазами и полагая, что фазовщики и фэкисты скорее справятся с рисунком, чем прорисовщики.

Так оно и вышло.

В общем, просвет наметился.

И когда вышел из больницы Мстис и мог включиться в работу (хотя и не в полную силу), он возрадовался результатам и даже прослезился, что было на него совершенно не похоже.

Пока сводили концы с концами и Мстис ковырялся в монтажной, собирая сцены и синхронизируя их, с монтажницей Лидией Евгеньевной Кякшт, я занялся по вечерам и ночам дома прорисовкой сцен. Я понял, что основное легче прорисовать самому, чем добиться результата от других, поправляя их работу. Другим я оставлял второстепенное. К концу картины кое-чему научил своих прорисовщиков – Костю Чикина и Валю Ш. И научился сам…

Федя Хитрук сделал ключевую сцену: разговор бельчонка с хомяком и ещё очень важную работу – слой Деда-Белки. Я полностью прорисовал эти сцены, усилив деформации, добавив мягкости и выразительности, усилив и стабилизировав типажную характерность.

По-моему, Федя не только не возмущался моим вмешательством в его работу, но даже был рад.

Пришлось поворочать мозгой и во время съёмок. М.Друян, очень строгий и формально относящийся к процессу съёмки оператор, терпеть не мог экспромтов или комбинаций во время уже ведущейся съёмки. Он считал, что надо думать раньше. А если раньше было некогда? Если накладка обнаруживается уже под аппаратом?

Он впадал в истерические состояния. (И ещё от того, что не высыпался совершенно. А я вообще в течение последних 9!!! суток не спал и чуть не умер в последний день!)

Я орал на него довольно плакатно: «Чёрт побери! Миша! Ты же член партии. Как тебе не стыдно! Посмотри на меня, ….. мать! Я же вообще, понимаешь – ВООБЩЕ НЕ СПАЛ УЖЕ 5 СУТОК, а вы с Катькой (Ризо, его ассистент) не вместе, а поочерёдно всё-таки СПАЛИ!!!»

Да, доложу вам, это была работка.

Кое-что получилось (падение дерева в кульминации), кое-что досадно не дотянули (всё остальное). Но в общем все считали, что картина великолепная, этапная, новаторская.

Её выдвинули на Сталинскую премию. Первый тур она прошла. Мы начали сверлить дырки. На втором туре её «забодали». Нужно было поддержать нацменьшинства. Дали азербайджанцам или не помню уж кому. Но не нам. Это я помню точно!»



Ну вот, например, как это понимать?
Цитата:
в общем... писать один к одному под натуру, естественно, уплощая и упрощая, но сохраняя и интенсифицируя цвет.

Или вот это:
Цитата:
Фоновщицам («фонулям») делать было нечего.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Сб 17 июл 2021, 09:14 
Сокол-разбойник
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 728
Зарегистрирован:
Вс 24 апр 2011, 09:45
Откуда: Новосибирск
Документальный фильм о Союзмультфильме
Смотреть на youtube

_________________
Лораксоман с 2012 года.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как создавались советские мультфильмы
СообщениеДобавлено: Пт 15 окт 2021, 22:36 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19169
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
Крутизна от Георгия Бородина. Целлулоиды Анатолия Петрова! Может многие уже видели, а я вот сегодня наткнулся!
Сканы выложены в Фэйсбуке, но начать лучше с ЖЖ Георгия - прочесть его пояснения. Обратите внимание, разрешение сканов намного выше, чем то, что умещается в окошках Фэйсбука, так что не пренебрегайте возможностью открыть картинки в отдельном окне.
Я смотрел и думал, что некоторые селы и без тоновых наложений выглядят роскошно, можно было бы снимать мультфильм.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB