Ну вот. Как я предполагал несколько отклонились от темы. Предлагаю не обсуждать фан-арт как таковой. Не вижу ничего предсудительного в том, что люди пытаются выразить свои мысли по данной тематике, даже если это и нарисовано карандашом на клетчатой бумаге на перемене в школе.
Но само по себе обилие фан-арта по The Lion King, значительно превышающее количество фан-арта по любому другому мультфильму, как раз и является одним из признаков того, что можно говорить о The Lion King как об отдельном пласте искусства.
Впрочем, я вчера попробовал систематизировать – что же этот пласт составляет? Во-первых, разумеется, сам мультфильм и его продолжение. Мюзикл The Lion King – чисто коммерческое предприятие. Профессиональные литературные произведения на тему The Lion King лично мне неизвестны. Отсюда вывод – сила The Lion King - именно в народном творчестве. Именно армия фанатов сделала его культовым, развила тематику до необозримых размеров.
Внимание! Все что я говорю далее - является исключительно моим частным мнением, не претендующим на объективность и 100% достоверность. Так что прошу не обижаться, а аргументированно возражать (разумеется, при наличии аргументов).
Прежде всего – не думаю что кто-то возразит против того, что ТАКОГО почитания одним только высочайшим качеством сюжета, картинки, музыки, талантливой раскруткой – не добъешься. Фактически мы стали свидетелями (и даже испытали на себе) – явление, когда конкретный фильм резонирует с внутренними настроениями, убежденими значительной части общества. Например, возьмем, знаменитейший альбом The Wall. Сам по себе, в абсолютной величине (с точки зрения музыкальных новшеств, нестандартных аранжировок и т.д.), он не является чем то выдающимся. НО! Тема, проходящая через него красной чертой – тема противостояния индивидума и государства, тема ломки личности под давлением сверху – оказалась настолько своевременно и точно выражена, что данный альбом моментально стал культовым.
Так вот, возращаясь к The Lion King. При тщательном рассмотрении я вдруг обнаружил, что каких-то серьезных идей и точек зрения он не выражает, в отличие, например, от Братца Медведя или Лиса и Охотничьего Пса. Совершенно класический сюжет, четко расставленные границы добра и зла, только белое и черное и ничего промежуточного. Я, например, сомневаюсь, чтобы Пиксар взялся за постановку такого сценария.
Но что же тогда? Я считаю, Леша, что ты достаточно удачно привел аналогии с отношением гомосексуальной тусовки к Гарри Поттеру. Полагаю, что в случае с The Lion King причину фанатизма следует искать прежде всего в психологии человека, а не в глубине идей, которые фильм выражает.
Многое становится ясно, когда детальнее познакомишься теми, кто относит себя к «фурям» и к поклонникам этого фильма. Не все, но значительная их часть таким образом просто решает свои внутренние проблемы. Часто оказывается, что у этих людей проблемы в семье, они не могут установить контакт с живыми людьми, они переполнены комплексами, не могут самореализоваться в окружающем мире. И для них The Lion King становится отдушиной, через которую они спасаются от реальности. Подчеркиваю. Речь идет не о всех поголовно фурях или поклонниках The Lion King. Если кто-то считает, что вышеописанные черты к нему не относятся –ради бога, значит речь идет не о нем.
Итак. The Lion King стал прекрасным подарком для данного пласта людей. Пусть и без особых идей, но зато он показал тот самый мир, прекрасный, загадочный, далекий … И в этом мире царит благородство, честь, которых, по их мнению, не хватает в повседневной жизни. В этом смысле The Lion King повлиял на людей так же, как произведения жанра фэнтези (впрочем, полагаю, его вполне можно считать относящимся к этому жанру).
Но и этого было бы недостаточно для того, чтобы стать НАСТОЛЬКО популярным. Есть и второй фактор – показанные в фильме отношения между отцом и сыном. Для тех подростков, которые испытывали проблемы в своей семье – это стало настоящим откровением, выражением того идеала, который они не могли видеть каждый день. Приемы аля Бэмби, при надлежащем исполнении – они обладают колоссальной силой воздействия. А в The Lion King это было исполнено сильно. И потому кассеты затирались до дыр, чтобы снова и снова видеть частичку подлинного семейного счастья.
И если мысленно вырезать из фильма всего две сцены – сцену «под звездами» и сцену в ущелье, то привлекательность The Lion King в вышеуказанном смысле, становится куда меньше. Он становится просто отличным мультфильмом, но никак не объектом поклонения.
|