24 июля 2020
Последний одобренный

Одна из наиболее интересующих меня тем – обстоятельства завершения эпохи доминирования про-диснеевской анимации. Это произошло гораздо раньше релизов «Принцессы и Лягушки» и «Медвежонка Винни». Даже в дни выхода «Не бей копытом» судьба рисованной анимации на студии Disney была решена уже довольно давно. Для себя я зафиксировал в качестве судьбоносного момент бледного (на фоне триумфа «Шрека») релиза «Атлантиды», после которого диснеевское руководство не дало «зелёного коридора» ни одному новому рисованному проекту. Но недавно задумался, а когда именно компания Disney под руководством Майкла Айснера дала добро на активную разработку нового рисованного мультфильма в последний раз? И какой именно проект удостоился такой чести? Ответ несколько неожиданный.

Но, прежде чем назвать счастливчика, в виде обратного отсчёта переберу шесть последних диснеевских рисованных мультфильмов в порядке их запуска в работу. Оговорюсь, все даты примерные и озвучиваются исключительно на основе имеющихся у меня данных, а не официальных пресс-релизов.


Похождения императора

В активной разработке с 1996 года

Премьера: 10 декабря 2000 года

Вольная интепретация «Принца и нищего» с местом действия в древней Америке вынашивалась режиссёром «Короля Льва» Роджером Аллерсом с 1994 года, а что до официального запуска, то в активной работе проект находился, как минимум, с 1996 года. Как мы все знаем, стартовавшее в начале 1997 года производство оригинальной версии картины было остановлено в августе 1998 года, и судьба проекта висела на волоске. Волосок оказался прочным – «Королевство солнца» и выросшие из него «Похождения императора» при всех различиях нельзя считать проектами, не имеющими друг к другу никакого отношения.


Не бей копытом

В активной разработке с 1996 года

Премьера: 21 марта 2004 года

В 1996-м году режиссёр «Покахонтас» Майк Гэбриел представил диснеевскому руководству 30-страничный сценарий первого диснеевского рисованного вестерна и получил благословение на полноценную разработку. До полномасштабного производства дело дошло только к весне 2001 года, но активная разработка не прекращалась – осенью 1998 года студия даже отправила команду создателей экспедицией в Вайоминг. Уилл Финн, назначенный новым режиссёром проекта в ноябре 2000 года, вспоминал, что в это время над одной только раскадровкой будущей ленты работало порядка двадцати человек.


Атлантида: Затерянная империя

В активной разработке с 1997 года

Премьера: 3 июня 2001 года

Насколько можно судить, в начале 1996 года режиссёры «Красавицы и Чудовища» и «Горбуна из Нотр-Дама» Гэри Труздейл и Кирк Уайс получили карт-бланш на постановку очередного совместного фильма (на все предыдущие проекты их назначали). Постановщики в компании с Доном Ханом попытались было запуститься с рисованной экранизацией «Принцессы Марса», но в итоге объединили тему произведения Барроуза с элементами «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна в оригинальном сюжете о поисках Атлантиды. Официальное упоминание проекта с названием «Атлантида» встречается уже в отчёте компании Disney за 1997-й финансовый год. Фактически работа над проектом к тому времени шла уже почти год.


Планета сокровищ

В активной разработке с 1997 года

Премьера: 5 ноября 2002 года

Джон Маскер и Рон Клеменц получили заверение, что «Планета сокровищ» станет их следующим мультфильмом ещё на старте работы над «Геркулесом». И действительно проект был с помпой анонсирован в 1997 году даже раньше, чем «Атлантида». Курьёзно, что премьера картины состоялась лишь в самом конце 2002 года. Команда создателей не менялась, работа с чистого листа не перезапускалась, так почему так не скоро? Как я вижу ситуацию, причина этого в беспрецедентном внимании руководства Disney к любым мелочам – фильм раз за разом подвергался многочисленным «улучшениям». Даже удивительно, что режиссёры уложились в бюджет.


Братец медвежонок

В активной разработке на рубеже 1997-1998 годов

Премьера: 20 октября 2003 года

Уже в 1997 году шла активная работа над тем, что в итоге стало «Братцем медвежонком». Фабула постоянно менялась (свидетельством тому несколько смен названий проекта: «The Shaper Bender», «Shadow Bear», «Bears»), потому что никакой исходной концепции, кажется, не было – руководство Disney просто хотело снять что эпическое про бурых медведей. Важно, что уже в январе 1998 году у проекта был продюсер. Впрочем, есть все основания предполагать, что скорого начала производства никто не ожидал, потому что руководство Disney дало добро на разработку ещё одного проекта флоридской студии, куда менее амбициозного.


И это тот самый фильм, который мы искали...


Лило и Стич

В активной разработке с начала 1998 года

Премьера: 16 июня 2002 года

Помнится, ведущий аниматор флоридской студии Disney Алекс Купершмидт, говоря о паре «Братец-медвежонок» – «Лило и Стич», проводил параллель с парой «Бэмби» – «Дамбо». А мне это сравнение, честно говоря, всегда казалось надуманным, ведь «Лило и Стич» далеко не такой скромный, как «Дамбо», а «Братец медвежонок» далеко не такой эпичный, как «Бэмби». Но всё встаёт на свои места, если вспомнить, что «Дамбо» был запущен в работу намного позже «Бэмби», а вышел почти на год раньше. Сценарная заявка Криса Сандерса под названием «История любви девочки и того, кого она считала псом» была одобрена в самом начале 1998 года. Возможно, потому что выглядела идеей с высокой вероятностью скорого запуска в производство. Быстрого запуска не получилось – по завершении «Мулан» флоридская студия Disney целый год отработала в режиме частичной загрузки. Но «Медведей» «Лило и Стич» подвинул, а, главное, стал последним одобренным из дошедших до экрана рисованных диснеевских мультфильмов.


А как насчёт недошедших? Не было ли в этот период фильмов, одобренных диснеевским руководством, а после замороженных? Это непростой вопрос, требующий доступа к архивам Disney. В разговорах же часто упоминают «Принца-лягушонка» Эрика Голдберга и «Дон Кихота» братьев Брицци, но, насколько я знаю, эти проекты так ни разу и не получили одобрения (Эрик Голдберг, по слухам, даже уволился со студии в 2001 году после неудачи своей заявки). Те, кто всерьёз интересуются историей диснеевской анимации могут вспомнить запущенный в производство на студии Disney во Флориде мультфильм «Мои люди». Конечно же, он был одобрен намного позже «Лило и Стич», но рисованным он должен был быть лишь частично, не более чем на одну треть! Дело в том, что до «Суперсемейки» персонажи людей считались слишком сложными для реализации средствами компьютерной анимации. Наконец, стоит упомянуть проект «Фантазии 2006». В начале нулевых французская студия Disney создала анимацию для трёх короткометражек, потенциально способных стать частью очередной «Фантазии». Французы по очереди анимировали «Дестино», «Девочку со спичками» и «Лоренцо». Но Рой Дисней, видимо, даже не информировал Майкла Айснера об их съёмках.

Проговорю ещё раз мою гипотезу – после того, как «Лило и Стич» ещё до релиза «Мулан» получил добро на полноценную разработку, и вплоть до 2006 года, когда за диснеевскую анимацию стал отвечать Джон Лассетер, на студии Disney рисованным мультфильмам ходу не давали. За исключением чипквелов, разумеется. Попутно, не могу не выразить изумление тому, что в период с 1996 по 1998 год студия Disney дала ход аж шести полнометражным анимационным проектам. Любопытная реакция на разочаровывающие выступления «Горбуна из Нотр-Дама» и «Геркулеса», не правда ли? Впрочем, её можно объяснить инерцией триумфов начала 1990-х, давлением конкурентов и тем фактом, что компьютерная анимация всё ещё оставалась экзотикой.

Комментарии ()