Предыдущая
«Утиные истории»Следующая
65. «Пока племянники не разлучат нас»
Оригинальное название: «Till Nephews Do Us Part»
Премьерный показ: 1 января 1988 года.
Режиссер: Терренс Харрисон.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Дакворт, Клювдия, Понка, Зигзаг Макряк, братья Гавс, Мамаша Гавс, Винт Разболтайло, Дональд Дак, Флинтхарт Гломгольд, Ослепительная Золотко-Голди, Пупс (камео), Глэдстоун Гусак (камео), Магика де Гипноз (камео).
Запоминающаяся цитата: «Предложи она мне в лесу яблоко, ни за что бы не взяла!»
Оценка: 3 из 5.

Скрудж Макдак без памяти влюбляется в Миллионеру Вандербакс и готовится на ней жениться. Та в свою очередь лишь изображает влюблённость, а на деле хочет прибрать к рукам активы селезня и избавиться от всех его домочадцев. Последние, впрочем, не готовы сдаться без боя...

65-й эпизод «Утиных историй», последний в «первом сезоне», даёт замечательную возможность остановиться и оглянуться на пройденный от начала сериала путь, чтобы лучше понимать, где мы оказались. Оказались мы в эпизоде, который, судя по всему, задумывался как последний во всём сериале. В таком качестве его и стоит оценивать. И сразу замечу, что хотя в эпизоде не закинуто ни единой удочки на будущее и нет даже признаков желания продолжать, по иронии судьбы, именно этот последний эпизод больше всего похож на то, что нас ждёт в следующих «сезонах» (в кавычках, потому что полноценных новых сезонов у сериала не было). Конечно, было бы здорово иметь грандиозный, может быть, даже двухчастевой финал, но в свете дефицита логики продюсеров даже в отношении порядка выхода эпизодов «Утиных историй», следует удовлетвориться хотя бы тем, что «Пока племянники не разлучат нас» не рядовой эпизод. Но это не совсем комплимент!

Безусловно, самое запоминающееся здесь — свадьба Скруджа Макдака, званными и незванными гостями которой стали, кажется, все постоянные персонажи сериала, в том числе старинные враги Макдака. Повод для такого собрания очень уместный, и несметное число знакомых лиц, воистину, заставляет трепетать сердце любого поклонника сериала, в общем-то неизбалованного подобными камео. Замечу, впрочем, что гигантская массовка в то же время сильно ограничила создателей мультфильма в выборе ракурсов сцен. В сценах торжества ракурсы однообразны, а тот факт, что церемония проводится в банке, недостаточно акцентирован. Не то, чтобы мне нравилась сама идея свадьбы в банке — Скрудж ещё удивляется, когда осознаёт, что Миллионера выходит замуж за его капиталы, а не за него — просто это важно в свете ставки на игру словами (Скрудж и Миллионера говорят о своих чувствах, используя исключительно финансовые термины и названия экономических процессов).

Кроме беспрецедентной представительности, эпизод необычен тем, что приключение, как самая сущность сериала, здесь откровенно задвигается на второй план, причём с явным пренебрежением. Куда большим, чем было в случае эпизода «Честолюбцы». Да, в сериале есть эпизоды, в которых нет места традиционному авантюрному приключению, но в данном случае приключение есть, только его роль утилитарна и условна. Племянники должны вволю поиздеваться над Миллионерой в суровых походных условиях, поэтому утки отправляются в условное малодоступное место с условным ландшафтом, условными обитателями и условной целью — искать какие-то реликты. При такой степени условности сами испытания, которым Билли, Вилли и Дилли подвергают Миллионеру, ожидаемо нелепы, но комичны в духе тех семейных комедий, в которых дети папы-вдовца вступают в борьбу со злой мачехой. Настоящие трудности ждали бы Миллионеру, попади она в ледяные пещеры эпизода «Корона Чингисхана», но, если эпизод задуман быть крайним, такая конкретика, видимо, показалась неуместной.

Впрочем, какие настоящие трудности, если в мультфильме и конфликт-то примитивный? Одиночество Скруджа отнюдь не выдуманное, и ничего априорно дурного в том, чтобы найти себе кого-то, нет. Миллионера могла бы выглядеть неплохой кандидатурой, если бы не рассказывала вслух о своих планах в непосредственной близости от комнаты племянников. В крайнем случае могла бы играть роль влюблённой в Скруджа хотя бы до момента объявления брака состоявшимся. Странное впечатление производит и концовка эпизода. Напряжённую ситуацию прозрения Скруджа разряжает Ослепительная Голди, которая, перед тем как выскочить (!) из свадебного торта, почему-то тянет со своим появлением вплоть до последнего и в итоге заявляет о своём присутствии уже после прозрения Макдака. То есть, надо полагать, если бы Голди просто поговорила со Скруджем накануне свадьбы, он бы остался непреклонным в своей решимости жениться, а так Голди просто не дала ему опомниться? Ладно торт, ладно момент, но тут, кажется, что-то не так и с самими отношениями Скруджа и его бывшей подруги, формально завершившимися в эпизоде «Возвращение на Клондайк» передачей прав на земельный участок. Замечу, Скрудж и сам признаётся Голди, что не знал, как сильно она его любит. Я бы хотел понимать мотивы Голди, даже если бы это испортило её эффектное появление.

Для оценки собственно качеств эпизода «Пока племянники не разлучат нас» сказанного достаточно. Три балла из пяти означают отсутствие серьёзных достижений, но это не провал и какая-никакая, а попытка достойно завершить сериал. Попытка, как оказалось, преждевременная, но зато нелишённая символизма. Миллионера Вардербакс подспудно заставляет Скруджа забыть про его увлечение приключениями и открытиями, и тем самым выражает, на мой взгляд, волю сценаристов — много раз упоминавшихся здесь Кена Кунса и Дэвида Веймерса. В том, что именно они отвечали за историю последнего эпизода первого сезона, я вижу предзнаменование усиления их роли в следующих сезонах. Когда Кунс и Веймерс станут не просто сценаристами, но и со-продюсерами сериала, «Утиные истории» изменятся и по духу содержания, и по настроению, и даже по внешнему виду! Пока же в «Племянниках» легко видеть характерную для эпизодов Кунса/Веймерса чрезмерную непутёвость путающего кнопки Зигзага и преувеличенную тупость Билли-Вилли-Дилли, незнакомых с понятием нарушения границ частной собственности. Забегая вперёд, признаюсь, мне не терпится обсудить впервые открывшиеся обстоятельства самого появления «Утиных историй» и роль в этом Кунса/Веймерса, но лучше я начну с этой информации отзыв на 66-й эпизод. А сейчас подведу итоги обзора первого сезона.

Очарование и производственные ценности оригинального 65-серийного блока «Утиных историй» бесспорны! Иначе в ретроспективном анализе сериала просто не было бы смысла. Но предсказать заранее, что сразу 27 эпизодов получат отличную оценку было невозможно. Даже в среднем эпизоды первого сезона очень сильны — 4,2 балла. Конечно, сезон очень разношёрстный. Едва ли могло быть иначе при множестве сценаристов (в основном приглашённых со стороны) и сразу трёх производственных площадках. Трёх, потому что, помимо TMS Entertainment и Wang Film, руку к созданию [одного эпизода] приложила Burbank Films. Я счастлив, что большую часть эпизодов сняли японцы — их эпизоды мои любимчики, но и среди 18 тайваньских эпизодов нашлась пара отличников.

Некоторые рьяные поклонники творчества Карла Баркса считают, что «Утиные истории» [в первом сезоне] позволяли себе чересчур вольную трактовку сюжетов легендарного автора. Изменения были неизбежны в свете желания избежать участия Дональда Дака (видимо, уже в ходе разработки сериала его всё-таки вовлекли в историю, но роль минимизировали). Для меня это достаточное оправдание, тем более, что я ценю саму идею экранизации комиксов Баркса и переноса на экран их авантюрного содержания. Да и сам создатель Скруджа Макдака, Винта Разболтайло, братьев Гавс и ряда других персонажей, как сообщает множество источников, был доволен сериалом.

Любопытно, что «Утиные истории» 1987 года обращались к комиксам Карла Баркса тридцатилетней давности! Устарел ли мультсериал сейчас, спустя очередные тридцать лет? Положа руку на сердце, признаю, что да. Но больше с точки зрения драматургии, чем таких производственных ценностей, как музыка, анимация или работа художника. Не исключаю также культурную разницу. Так, наверное, современным детям не понять увлечения Билли-Вилли-Дилли стеклянными шарикам. Но, если подумать, в первом сезоне не так уж и много отсылок к эпохе 1980-х годов — помогла ставка на старомодность комиксов Баркса. Удивительно, но эпизоды, которые я буду рассматривать дальше, уже пытались осовременить «Утиные истории», в первую очередь через увлечения Билли-Вилли-Дилли рок-музыкой и видеоиграми. Удалось ли им это? Посмотрим, хотя не предвижу ничего хорошего...

Комментарии ()


Новости и обновления