Предыдущий фильм
«Богатырский цикл»Следующий фильм
«Три богатыря. Ход конём»
Юмор, ассоциации 3   Ясность сюжета 2
Драматизм 3   Логика действия 2
Новшества 1   Злодей 4
Стиль картинки 4   Анимация 5
Сцены действия 5   Постановка 3

Итого 32 балла из 50 возможных. Оценка: 0,64 идеального богатырского мультфильма.

В канун своего дня рождения Князь Киевский не без участия коня Юлия обнаруживает признаки заговора дворцовой челяди, но настоящая опасность приходит во дворец извне, когда говорящий дуб вовлекает Князя в азартную игру с самыми высокими ставками.

Несмотря на тематическую близость с мультфильмом «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», история «Хода конём» гораздо ближе к «Дальним берегам». Сходств так много, что впору говорить, если не о ремейке (я не сделаю это даже с натяжкой), то о фильме, снятом в условиях кризиса идей.

В категории «Новизна» «Ход конём» явный неудачник. Единственный значительный новый персонаж, пират Потаня едва ли кому-то запомнился, да и роль у него проходная. А про цыганку и парня, дружащего с пегасами, и говорить не стоит. Что касается самих пегасов, то да, такого в предыдущих фильмах точно не было, вот только новшество это крайне сомнительное. Даже герои мультфильма воспринимают летающих коней, как инородных существ, неуместных на Руси. А каково зрителю? Только отвлёкся на попкорн, а тут уже пегасы какие-то носятся. Откуда? Зачем?

Скорее всего, только затем, чтобы разрешить сюжетный тупик. Безрассудно поставивший на кон свою столицу Князь Киевский, теряет город, власть и средства к существованию. Рассчитывать инфантильному и капризному персонажу можно только на помощь богатырей, но как с ними связаться? Ведь Князь даже не знает, где они? А богатыри в ловушке. Уже, казалось бы, схваченный ими Потаня умудряется усыпить героев сильным снотворным (привет «Дальним берегам»!), но, подчиняясь неписанному закону мультяшных злодеев, богатырей он не убивает, а только запирает их в трюме корабля и уплывает в неизвестном направлении. В такой ситуации сценариста мультфильма осеняет идея ввести в сюжет летающих коней, которые не только поймут, какая именно помощь нужна Князю Киевскому, но и найдут где-то в море подтопленный корабль, внутри которого уже почти готовы уйти под воду несчастные богатыри.

В более логичном фильме Князь обречённо дожидался бы богатырей у их близких и, будучи непривычным к простому быту, как и в случае «Хода конём», постоянно попадал бы в дурацкие ситуации. Богатыри же во время охоты за Потаней на порогах Днепра (а не в открытом море!) вырвали бы из рук разбойника диковинного летающего пони, который, опять же как и в случае «Хода конём», подружился бы с Алёшей Поповичем. К слову, не могу не отметить, что по меркам продукции «Мельницы» летающий пони очень мил.

Да и в целом фильм выглядит довольно неплохо, особенно в хорошо проработанных, давно знакомых местах — в княжеском дворце и в доме Алёши Поповича. Масштабная картина содержит массу примеров неплохой с технической точки зрения анимации и не боится смелых, оригинальных ракурсов.

Впрочем, самым сильным компонентом «Хода конём» является злодей — знакомое по фильму «Алёша Попович и Тугарин Змей» дерево-игровой-автомат, которое в этом фильме становится необычным (ввиду безликости), но по-настоящему опасным, даже жутковатым, злодеем. Конечно, игорная зона, в которую Дуб превращает Киев, является прямо-таки вызывающим анахронизмом, но его можно списать на волшебство алчного дерева.

Дуб, к слову, появляется в сюжете, как бы, случайно, из-за простодушия Юлия, который, желая помочь Князю, решает добыть деньги на отправку богатырям почтового голубя посредством азартных игр. Но я бы предположил, что весь хитроумный сюжет с псевдо-заговором и отчаянной нуждой князя в деньгах был наплетён ради Дуба. Это чересчур сложное недоразумение, но хотя бы осмысленное и продуманное. Так, например, Князь упоминает, что Змей Горыныч, который, несомненно, мог бы ему помочь, улетел в Тибет в отпуск. Такого не скажешь о других недоразумениях «Хода конём», на этот раз не имеющих отношения к основному сюжету. На мой вкус, взыгравшая по недоразумению ревность Алёши Поповича в отношении Любавы в мультфильме абсолютно лишняя. А то, что богатыри по недоразумению считали Потаней сына Потани, это просто глупо.

Когда я посмотрел «Ход конём» первый раз, кино мне очень не понравилось. В первую очередь драматургически. Слишком много недоразумений, выдаваемых за реальность кошмаров героев и странных музыкальных номеров, создающих чувство беспорядка в сюжете. Я и сейчас считаю, что фильм смотрится тяжеловато (в отличие от «Дальних берегов», кстати), но готов многое простить за выросшие амбиции постановки в части визуального ряда и за обилие действительно смешных ситуаций с Князем и Юлием.

Комментарии ()


Новости и обновления