Предыдущий фильм
«Три богатыря»Следующий фильм
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Юмор, ассоциации 3   Ясность сюжета 3
Драматизм 2   Логика действия 2
Новшества 3   Злодей 2
Стиль картинки 2   Анимация 3
Сцены действия 4   Постановка 2

Итого 26 балла из 50 возможных. Оценка: 0,52 идеального богатырского мультфильма.

Известный негодяй Соловей Разбойник увозит в Царьград княжескую казну и Бурушку, любимого коня Ильи Муромца. Князь Киевский и его богатырь отправляются в погоню.

Ровно десять лет назад я уже отзывался об «Илье Муромце», но с тех пор успел позабыть, о чём именно тогда писал. Сейчас, например, не понимаю, что имел в виду под отсутствием шутки про «Я вернусь!», ведь такая шутка с продолжением в фильме есть. Тем не менее, мне не стыдно за тот текст, все впечатления были абсолютно искренними, а замечания вполне справедливыми. Можно было бы и не повторяться, но в прошлый раз я предпочёл воздержаться от разбора сюжета, а сейчас этого не избежать. Иначе, как объяснить такую низкую оценку?

В том, что в тройке богатырей Илья Муромец выглядит наименее интересным персонажем, наверное, нет ничего плохого. Ведь это от отсутствия недостатков. Кроме того, ничто же не мешает когда-нибудь построить сюжет как раз вокруг скучной правильности? Но дебюту такого персонажа следовало бы уделить гораздо больше внимания, чем было сделано в случае «Ильи Муромца и Соловья Разбойника». В «Алёше Поповиче» герой становится героем прямо на наших глазах, а в «Добрыне» герой-профессионал подкупает своими человеческими слабостями. Илье Муромцу, кроме чрезмерного суеверия, преодолевать особо нечего — даже Соловья Разбойника он победил на раз ещё в прологе мультфильма.

После пролога основная миссия Ильи заключается в возвращении Бурушки, богатырского коня, похищенного Соловьём Разбойником у Князя Киевского. Аналогично в предыдущем фильме Добрыня Никитич занимался спасением похищенной Змеем Горынычем у Князя Киевского племянницы Забавы, и мало того, что это почти повтор (Добрыня действовал против воли Князя), тут ещё и никакой интриги нет. Мы знаем, кто похитил коня и зачем — Соловей сам со смехом рассказывает, что выкрал Бурушку, чтобы отомстить Илье за своё унижение. Напротив, Змей Горыныч долгое время остаётся таинственным существом с неясными мотивами.

На самом деле и с такими, не самыми интригующими вводными, могла получиться вполне крепкая история. И действительно, первая половина сольного дебюта Ильи Муромца смотрится бодро. Илья ведёт себя достойно, говорит правильные вещи и показывает высокий уровень владения богатырским ремеслом. В отличие от Добрыни Никитича, у него нет никаких зацепок, с чего начинать миссию, он просто говорит «Завтра выезжаю!» и потом в лесу находит «по приметам место разбойничье». Один из подручных Соловья сообщает, что Соловей Разбойник отправился в Царьград. Между тем, за комедийную составляющую отвечают другие персонажи. Князь Киевский забавно жалуется на вольнодумство, а репортёр «Новой бересты» Алёнушка требует уважения к прессе. В общем всё хорошо... Пока действие не переносится в Царьград, а Бурушка не усложняет ситуацию, проглотив (!) награбленное Соловьём золото Князя Киевского и начав самым естественным путём извергать из себя золотые монеты. Когда за конём начинает охотиться ещё и византийский император со свитой, действие вязнет, как в болоте, и зрителю требуются сверхъестественные способности Ильи Муромца, чтобы вытерпеть беготню по Царьграду практически до конца фильма. Герои слоняются по улицам и никак не могут достичь своих целей. Ситуацию усугубляют многочисленные уходы в затемнения, которые, если верить ощущениям, сопровождают каждую монтажную склейку. Такие затемнения есть и в «Алёше Поповиче», и в «Добрыне Никитиче», но применяются намного реже. Здесь же от одного затемнения до другого и минуты может не пройти.

На таком фоне финал мультфильма чересчур лаконичен, даже скомкан. После развязки схватки с Соловьём ни у Ильи, ни у Алёнушки реплик нет, зато есть намёк на роман, который, видимо, созрел за время пути домой, так как по пути в Царьград и в самом городе времени на это у них не было. Следующие фильмы показывают Илью и Алёнушку уже мужем и женой. Судьба слона, освобождённого в Царьграде, неизвестна.

Низкая оценка «Ильи Муромца и Соловья Разбойника» относительно других богатырских фильмов стала неожиданностью даже для меня, но именно так сложились баллы по категориям. Их низкие значения во многом обуславливаются всё той же второй половиной картины, которая удручает не только затянутостью, но неровным уровнем визуального ряда. Для примера достаточно сравнить фоновые декорации на следующих двух скриншотах.


В заключение, наблюдение. Ранней весной 2006 года, незадолго до кинотеатрального релиза мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», на официальном сайте Трёх богатырей появилось первое изображение Ильи Муромца. Витязя остроумно изобразили верхом на розовом слоне, образ которого, как выяснилось много позже, удивительно близок к финальному виду. Напрашивается предположение, что розовый цвет животного должен был играть более важную роль, чем та пара гэгов, которые показаны в мультфильме.

Комментарии ()


Назад в 'Новости и обновления'