Предыдущий фильм «Богатырский цикл»Следующий фильм
«Три богатыря и Морской царь»
Юмор, ассоциации 2   Ясность сюжета 1
Драматизм 4   Логика действия 2
Новшества 2   Злодей 2
Стиль картинки 3   Анимация 3
Сцены действия 2   Постановка 2

Итого 23 балла из 50 возможных. Оценка: 0,46 идеального богатырского мультфильма.

Лишённый харизмы, взбалмошный, давно запустивший себя, но при этом могущественный Морской царь (по имени Эдуард) погружает Киев под воду, считая, что сможет найти среди его жительниц свою суженую. И действительно — Настасья Филипповна, жена Добрыни Никитича, переживающая кризис отношений, неумышленно ранит царя в самое сердце.

Замечу, что катастрофа, которую переживает Киев, беспрецедентна, однако в фильме происходящее подаётся исключительно легкомысленно. Подразумевается, что по-настоящему никто не пострадал — люди и скот всего лишь переживают некоторые неудобства, пытаясь под водой жить, как на суше. Атмосферно выглядит сцена встречи богатырей со своими жёнами-русалками в доме Алёши Поповича, где домашняя утварь парит будто в невесомости. Однако уже во дворце Морского царя предметы и блюда ведут себя более-менее нормально.

Куда более драматично картина рисует размолвку Добрыни с женой. Недовольная своим положением домохозяйки и считающая, что Добрыня Никитич недостаточно её ценит, Настасья Филипповна даже успевает уйти из дома, забрав все вещи. Этот мелодраматичный ход достаточно силён, чтобы заинтересовать взрослых зрителей, сопровождающих представителей непосредственной аудитории мультфильма. Ведь Настасья действительно могла в этот раз переборщить со своей вечной сварливостью и недовольством и в обиде на мужа зайти чересчур далеко. Впрочем, поскольку конфликт изначально чрезмерно раздут, у сценаристов оставалось пространство для манёвра — брак Добрыни спасти несложно. Действительно бесперспективной стала бы размолвка доброго, но скучного Ильи Муромца и энергичной Алёнушки, которых вообще непонятно, что связывает вместе.

Между тем, у Морского царя при всех его недостатках, как выясняется, есть верная поклонница, готовая отдать жизнь за своего любимого. При всех натяжках это тоже плюс истории, выгодно отличающий седьмой фильм от других.

Упомянутых линий было бы достаточно для более-менее крепкой истории, но создатели картины не могли допустить минимизации присутствия в сюжете верных соратников Добрыни Никитича, а также коня Юлия и Князя киевского. Поэтому они даже Змею Горынычу дали возможность активно НЕ вмешиваться в ход событий — зрителю с завидной периодичностью напоминают, что трёхголовый без дела зависает на поверхности моря там, где ранее был Киев. А Юлия и Князя сценаристы нагрузили ролями революционера и пиратского капитана соответственно. В фильмах «Шамаханская царица» и «Ход конём» откровенно второстепенный персонаж Тихон умудрялся активно влиять на ход событий, не претендуя на главную роль, чем заслужил моё глубочайшее уважение. Юлий и Князь вполне могли бы заварить ту кашу, какую они заварили в мультфильме, оставаясь [хотя бы на этот раз] актёрами эпизода. Достаточно было сделать их узниками Морского царя. Увы, нет.

Что касается богатырей, то в худших традициях богатырского цикла они сами себе нашли приключения — вообразили, что теряют силушку богатырскую и «по совету друзей» отправились в Китай добывать зуб родича Змея Горыныча. Видимо, для повышения комедийной составляющей Алёша при этом становится буквально одержимым идеей удаления заветного зуба и всего, что на него похоже. Не скажу за всех зрителей, но в моём сердце такая одержимость находит не отклик, а отторжение. Персонаж выглядит чуть ли не психопатом.

В общем, вместо простой и внятной истории, «Морской царь» представляет мешанину необъяснимых поступков персонажей, усугублённую хаосом в логике их многочисленных перемещений и в объяснении их успехов. Юлий и Князь просто взяли да и добыли где-то в океане золото Морского царя. Помощница Морского царя, очевидно, заметив кражу, взяла да и пленила Юлия, но почему-то не попыталась вернуть золото. Князь потерял золото где-то в океане, заблудился и попал к пингвинам, после чего взял да и научил их летать! А потом взял да и нашёл дорогу в затопленный к тому времени Киев, пожаловался богатырям, а те в свою очередь быстро разобрались в ситуации, взяли да и вернули золото Морского царя, потерянное, напомню, где-то в океане. Но, даже объяснив всё это (плюс пеший поход в Китай) сказочным везением и сверхспособностями богатырей, категорически невозможно осознать перемещение дворца Морского царя, который до затопления Киева находился где-то в море (Царь называет Юлия иностранцем), а потом оказался, очевидно, уже в непосредственной близости от затопленного города.

В визуальном плане «Морской царь» практически не отличается от предыдущей пары фильмов, наследуя одновременно и их достоинства, и их проблемы. Такие типичные особенности богатырских фильмов я, пожалуй, попробую отдельно как-нибудь обсудить. Сейчас же отдам должное создателям — картина настолько насыщена активностью на втором плане, что выглядит одним из самых масштабных рисованных проектов «Мельницы». При этом, неплохо справляясь с анимацией разных морских гадов, команда студии откровенно проваливает задачу убедительного изображения морских волн — искусство анимации эффектов мастерская не развивает, предпочитая везде, где это возможно, заменять их цифровыми фильтрами. Вот только возможно это не везде.

Наверное, есть люди, которые довольны «Морским царём», но, в моих глазах, этот противоречивый в визуальном отношении и бестолковый по содержанию мультфильм выглядит худшим фильмом богатырского цикла.


В мультфильме «Три богатыря. Ход конём» есть музыкальный эпизод видений Князя Киевского, в которых он оказывается во владениях Морского царя. При этом постоянные герои цикла предстают в виде морских жителей.
Комментарии ()


Назад в 'Новости и обновления'