Предыдущая
«Утиные истории»Следующая
56. «Железная маска»
Оригинальное название: «Duck in the Iron Mask»
Премьерный показ: 7 декабря 1987 года.
Режиссер: Дэвид Блок.
Персонажи: Скрудж Макдак, Зигзаг Макряк, Билли-Вилли-Дилли.
Запоминающаяся цитата: «Можете называть нас дураками и идиотами, но мошенниками  — никогда!»
Оценка: 4 из 5.

Если бы меня попросили припомнить наиболее яркие художественные произведения в жанре авантюрных приключений, исторические романы, вышедшие из под пера Александра Дюма, заняли бы в списке самые почётные места! Но не потому, что я ими зачитывался (скорее нет, так как мне ближе научная фантастика), а по причине их феноменальной известности. Особенно это касается трилогии о «Трёх мушкетёрах». Книги, окружившие романтическим ореолом благородных солдат из личной охраны французского короля, пользовались большим успехом уже в первых изданиях, не только ввиду популярности в первой половине 19-го века направления романтизма, но также благодаря формату «сериала в прозе»  — книга публиковалась в периодической прессе по одной главе, каждый раз прерываясь на самом интригующем месте! Спустя годы интерес к культовому произведению не угас. Более того, первая часть трилогии стала одним из самых экранизируемых произведений в истории! В 1982 году вольную полнометражную экранизацию «Трёх мушкетёров» с Микки, Дональдом и Гуфи в главных ролях вынашивала и анимационная студия Disney (проект заглох, когда в 1984 году произошла смена руководства компании).

В свете сказанного, стоит ли удивляться, что в рамках эксплуатации формулы «известное произведение, только с утками» создатели «Утиных историй» искали вдохновения в книгах Дюма? По-моему, нет. Мультфильм «Железная маска» отсылает к самому известному эпизоду книги «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», повествующему о неудачной попытке свержения короля Франции Людовика Четырнадцатого путём подмены его на брата-близнеца Филиппа, которого родители с рождения содержали в заключении. Людовик сохранил жизнь самозванцу, но заставил его вечно носить железную маску.

Заимствуя у Дюма саму идею узника в неснимаемой маске, эпизод «Утиных историй» в этическом смысле является почти чёрно-белой историей, в которой не приходится сомневаться, кто хороший, а кто плохой. Скрудж Макдак, решивший нанести визит своему старинному другу графу Рою в королевство Монтедюма, неожиданно для себя становится не гостем, а пленником человека, совершенно непохожего на славного парня, когда-то научившего Скруджа фехтовать. Стоит отдать должное сценаристу Дону Глюту  — в момент первого упоминания Железной Маски, его личность сохраняется в тайне, и это позволяет сделать его появление довольно эффектным для пародии. Эффект был бы ещё сильнее, если бы граф Рой не выглядел таким очевидным самозванцем, но я, наверное, хочу слишком многого.

Дон Глют посчитал своим долгом отразить основной конфликт истории в дополнительной сюжетной линии бунта Вилли против своих братьев  — утёнок устал быть одним из трёх идентичных близнецов. При всём сочувствии к Вилли, по-моему, этот конфликт преувеличен и не привносит в историю мультфильма ничего ценного. Лично я предпочёл бы вместо него получить убедительное объяснение для исторического антуража, в котором оказываются утки, прилетев в Монтедюму. Государство графа Роя лишено каких-либо намёков на современность, застряв где-то в 17-м столетии, и, мне кажется, зритель имеет право знать, как это возможно? До кучи хотелось бы получить и вескую причину для решения Скруджа посетить Монтедюму, впервые за долгие годы, ведь своё желание использовать богатства крошечного королевства в бизнесе он мог исполнить ещё во времена дружбы с графом.

Впрочем, само по себе погружение уток в историческую эпоху я могу только приветствовать  — шпаги, шляпы, плащи персонажам к лицу. И неужели не здорово, что важную роль в сюжете мультфильма играет Чёрный Пит, с которым мы не встречались со времён эпизода «Ускоритель времени»? Режиссёр-постановщик «Железной маски» Дэвид Блок, должно быть, наслаждался работой над эпизодом! Достаточно видеть, с каким чувством в мультфильме поставлены весьма продолжительные сцены фехтования на шпагах. Впрочем, вклад режиссёра, по-моему, проявился не только в них.

Во многих кадрах «Железной маски» я вижу детали, не имеющие отношения к сценарию, но при этом играющие на повышение кинематографической ценности. Так, например, дельфины, выпрыгивающие из воды в сцене перелёта, добавляют динамики. А тень, появляющаяся на стене в момент погружения Скруджа в воспоминания, немедленно придаёт его рассказу эпическое звучание. Разнообразие в визуальный ряд мультфильма вносят атмосферные ночные кадры и драматичные ракурсы, в том числе на самых крупных планах!

В целом я оцениваю мультфильм четырьмя баллами из пяти. Прохладно относясь к самой идее использовать в «Утиных историях» элементы культовых произведений, в сюжете «Железной маски» я вижу сплошные натяжки и недоразумения, которые просто не интересно перечислять. Но, по крайней мере, наполненный авантюрными приключениями эпизод не выглядит откровенным фарсом.

Комментарии ()


Назад в 'Новости и обновления'