Предыдущая
«Утиные истории»Следующая
52. «Утята в будущем»
Оригинальное название: «Duck to the Future»
Премьерный показ: 1 декабря 1987 года.
Режиссер: Терренс Харрисон.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Магика, Винт Разболтайло, Зигзаг Макряк, Понка, Пупс.
Запоминающаяся цитата: «Извините, когда этот поезд придет в двадцатый век?»
Оценка: 4 из 5.

В эпизоде «Волшебное зеркало» Магика де Гипноз пыталась обмануть Скруджа Макдака фальшивыми картинами будущего, чтобы заставить его расстаться с первой заработанной монетой. План не удался, а использованное колдуньей зеркало осталось у Скруджа. Однако самого богатого селезня в мире эта история, видимо, ничему не научила. Вновь встретившись с Магикой, Макдак не только снова не узнаёт её, но и разрешает отправить себя в будущее, чтобы своими глазами увидеть судьбу своего бизнеса.

Если я не ошибаюсь, среди уже рассмотренных эпизодов, как минимум четыре затрагивали тему путешествий в прошлое. Это «Джинн двух господ», «Сэр Винт Разболтайло», «С возвращением, милый Гомер!» и «Ускоритель времени». Каждый из них в целом достойно представляет самую суть «Утиных историй», сериала, вызывающего душевный трепет ещё на заставке и гарантирующего необыкновенное приключение! «Утята в будущем», ставший первым эпизодом про путешествие не назад, а вперёд во времени, можно рассматривать, как продолжателя их традиций. Так, например, полностью оригинальный сценарий Кена Кунса и Дэвида Веймерса определённо отличает этот эпизод от тех «Утиных историй», которые слишком связаны с культурными феноменами, вроде Джеймса Бонда («Агент-утка два нуля») или Тарзана («Утка из джунглей»). В то же время, сюжет мультфильма нельзя считать совершенно самостоятельным, потому что, во-первых, он содержит отсылки к классическим фильмам, а, во-вторых, связан с культурным феноменом самих «Утиных историй». Подобно эпизоду «Скруджерелло», «Утята в будущем» играет на поле искажения реальности и по-настоящему интересен исключительно в контексте сериала, потому что требует хорошего знания персонажей и связей между ними.

Подчеркнув эту несамостоятельность «Утят в будущем», оговорюсь, что это не обязательно минус. Дело в том, что Кунс и Веймерс смогли найти гениальный способ искажения реальности «Утиных историй»! Отправившись в будущее, Скрудж, подобно герою классического фильма «Эта замечательная жизнь», попадает в мир, в котором его самого нет! Мало того, это мир, в котором торжествует победу один из его вечных противников  — Магика Де Гипноз. Разве это не интригующая завязка? Ещё какая! Я даже предположу, что именно эта идея Кунса и Веймерса предопределила огромную популярность эпизода. Попутно замечу, что исчезновение Макдака из настоящего времени позволило сценаристам не задумываться о парадоксе возможной встречи главного героя с самим собой, то есть существенно упростить себе задачу! Браво!

Но как же сценаристы распорядились потенциалом сюжета? В основном растратили на социальную сатиру. Начать нужно с того, что мир, в котором Магика таки заполучила первую монету Скруджа, не постигла никакая катастрофа. Магика ведёт затворнический образ жизни в духе Волшебника Изумрудного города и мало вмешивается в жизнь обычных людей. Её боятся, но боятся, именно как Великого и Ужасного волшебника, которого никто не видел. При этом могущество Магики, как видно, обеспечивает не столько счастливая монета Скруджа, сколько монопольное положение «Компании Магики и Макдака», замкнувшей на себе всю экономическую жизнь Дакбурга. Вездесущность этой компании Кунс и Веймерс иронично преувеличивают и пытаются изобразить кошмаром, но, по-моему, не очень в это преуспевают.

Ну, правда, зритель же видит, что роботы не вытеснили людей даже из таких нетворческих профессий, как водитель автобуса или кондуктор. Что в камерах полицейского участка, кроме задержанного Скруджа, нет ни одного заключённого (не убивают же их?). Что племянники Скруджа, хоть и превратились в бездушных финансовых дельцов, отлично пристроены в «Компании Магики и Макдака». Скруджа возмущают безумно высокие цены, но их можно объяснить, например, разбушевавшейся инфляцией. Да, Билли, Вилли и Дилли внедрили возмутительную практику взимания платы за право работать на «Компанию Магики и Макдака», но это идея не такая уж абсурдная, как может показаться. Мне встречалась масса сообщений о том, что студия Pixar платит своим творческим сотрудникам существенно меньше, чем конкуренты, по сути, взимая с них плату за привилегию работать над её проектами.

А что насчёт отсутствия Скруджа? Да ничего особенного  — его исчезновение не повлияло даже на судьбу его близких (мы, правда, ничего не знаем о Дакворте и миссис Клювдии). Да, конечно, племянники теперь ради денег готовы поступиться любыми принципами, но они ведь не сомневаются, что следуют заветам своего дядюшки. И хотя Скрудж в нравственном падении Билли, Вилли и Дилли не при чём, само допущение логической связи этого падения с вполне дельными наставлениями Макдака могли сделать, наверное, только Кунс и Веймерс, которые уже изображали Скруджа скупым и безжалостным в эпизоде «Скрудж разоряется». Впрочем, в самом начале эпизода Кунс и Веймерс предусмотрительно изобразили племянников круглыми дураками, которые не понимают, что если доход не превышает расходов, то для бизнеса это убыток. Такие олухи, да, могли наставления своего дяди понять превратно.

И всё-таки нужно отдать должное сценаристам. Социально-экономическую сатиру, которой наполнена первая половина эпизода «Утята в будущем», они успешно разбавили захватывающими приключениями во второй, когда Скрудж решает во что бы то ни стало вернуть себе свою счастливую монету. С этого момента история начинает наполняться отсылками к «Волшебнику из Страны Оз», то есть хотя бы забывает про деньги. И пусть порой происходящее напоминает комедийный спектакль с фальшивым реквизитом, особенно когда Скрудж проникает в подсобные помещения убежища Магики, всё равно лично мне вторая половина эпизода всегда нравилась больше первой. Тем более что здесь и постановка Терренса Харрисона становится более эпичной. Особенно удалась сцена воздушной погони, в которой Магика использует модернизированную версию своего самолёта из эпизода «Оборотни». Говоря об эпизоде «В поисках пропавшей арфы», я уже касался темы символизирования дизайна транспортных средств в «Утиных историях», но и сейчас не могу молчать  — самолёт Магики из будущего выглядит братом «Громокряка» Чёрного плаща!

В целом «Утята в будущем» оставляет противоречивое впечатление. Остроумных находок и лихих событий этого динамичного мультфильма хватило бы на два эпизода! Но упрощение образов персонажей до одномерных типажей и неспособность (или нежелание) Кунса и Веймерса сформулировать идею истории, вместо скатывания в не очень убедительный морализм, заметно портит картину. Поэтому я оцениваю эпизод четырьмя баллами из пяти и считаю, что духа «Утиных историй» в нём могло быть и побольше.

Комментарии ()


Назад в 'Новости и обновления'