Предыдущая «Утиные истории»Следующая
51а. «Волшебное зеркало»
Оригинальное название: «Magica's Magic Mirror»
Премьерный показ: 30 ноября 1987 года.
Режиссер: Стив Кларк.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Зигзаг Макряк, Магика, Пупс, миссис Клювдия (камео), Винт Разболтайло (камео).
Запоминающаяся цитата: «Если верить настольной Книге юных сурков, ближайшее затмение завтра вечером»
Оценка: 2 из 5.

Я не видел ни одного убедительного объяснения, каким именно образом совершенно нехарактерная для «Утиных историй» практика составных эпизодов была взята на вооружение в случае одного единственного эпизода. Но, учитывая, что над двумя частями эпизода «Волшебное зеркало / Чур, я не играю» работали разные сценаристы, разные режиссеры-постановщики и даже разные внешние анимационные инспекторы, можно быть уверенным  — эпизод едва ли задумывался таким, каким он стал в итоге. Вполне возможно также, что именно первая часть, «Волшебное зеркало», по какой-то причине оказалась недостойной полного хронометража и была в итоге дополнена своего рода довеском. Некоторые поклонники сериала находят подтверждение такой гипотезы в сюжете мультфильма, но я делаю такое предположение, ориентируясь на имена создателей. Если «Волшебное зеркало» ставил опытный Стив Кларк по сценарию внешнего, но очень востребованного в «Утиных историях» автора Ричарда Мервина, то «Чур, я не играю» создан, можно сказать, людьми из «технического» состава. Так постановку осуществил один из штатных тайминг-режиссёров сериала Винсент Дэвис, чья обычная работа заключалась в расчёте количества и продолжительности фаз движения в заказываемой у подрядчиков анимации, а автором сценария выступил Тэд Анасти, один из редакторов сериала и фактически экспертов по миру сериала.

В «Волшебном зеркале» Магика транслирует Скруджу фальшивые видения будущего, пытаясь таким образом заставить его расстаться со своей первой монетой. Можно лишь удивляться тому, что злодейка использует настолько сложный и ненадёжный план отъёма монеты, но по закону жанра Макдак не замечает подвоха и верит всему, что видит в странном зеркале. Не исключено, что в силу зеркала поверил бы и зритель, если бы авторы мультфильма сделали тайну из происходящего, а не объясняли в подробностях, как именно действует Магика. А она, между прочим, для передачи картинки со своего зеркала на зеркало Скруджа применяет не столько магию, сколько технические средства, например, видеокамеру! Таким образом, для зрителя никакой тайны нет, а нехитрая интрига истории заключена лишь в том, удастся Скруджу вовремя раскрыть обман или нет. Разумеется, обман раскрывают племянники, правда, уже узнав, что за видениями волшебного зеркала стоит Магика, они не бегут предупредить дядю, а продолжают деловито собирать улики для того, чтобы раскрыть глаза Скруджу теми же средствами, которые использовала Магика.

Похоже, что сценарий Ричарда Мервина уже на бумаге выглядел достаточно глупо, но его воплощение в жизнь уничтожило последнюю надежду на здравый смысл. Происходящее на экране просто нелепо! Взять хотя бы момент с отражениями заклятья Магики  — волшебное зеркало в руках Вилли отражает молнии на лопату, с лопаты они попадают на второе зеркало, от него отражается на исходное зеркало и, наконец, в колдунью. На поверхности лежит мысль об использовании волшебной связи между зеркалами, но нет, без лопаты обойтись не смогли! За абсолютно неубедительную постановку я оцениваю первую часть эпизода двумя баллами из пяти, притом, что с точки зрения картинки она неплоха.

Перед тем, как я перейду ко второй части эпизода, крошечное наблюдение. В мире «Утиных историй» уважительное отношение к физическим ограничениям редко вступает в противоречие с мультяшными преувеличениями. Чаще одно сдерживает другое, не позволяя скатиться в скучный реализм или, наоборот, в дешёвую всёдозволенность. В таких условиях невозможные, но правдоподобные вещи иногда выглядят очаровательно. Например, момент, в котором Скрудж достаёт волшебное зеркало из-за пазухи. Посмотрите, какая прелесть!

 


В «Волшебном зеркале» история выглядит слишком типичной, потому что персонажи играют привычные роли в рамках давно определившихся отношений с другими персонажами. «Чур, я не играю» выгодно выделяется на её фоне хотя бы за счёт присутствия Младших Гавсов (Beagle Brats) или Биглят по версии студии «Невафильм». Внешние авторы «Утиных историй» о существовании этих персонажей могли даже не догадываться, ведь они едва ли упоминались в «производственной библии» сериала. А вот редактор сериала Тэд Анасти, очевидно, имел представление о «племянниках» братьев Гавс. Впервые Младшие появились в нарисованной художником Тони Строблом истории «Такое материнское чувство»(1965), после чего стали регулярными персонажами диснеевских комиксов.

В анимации Младшие Гавсы преобразились. Во-первых, они, как и свои старшие родственники, приобрели индивидуальные черты, во-вторых, их нагрудные таблички лишились номеров (в комиксах это были цифры «1», «2» и «3»). Наконец, самое главное, в мультфильме «Чур, я не играю» представлена не тройка, а целая бейсбольная команда Младших Гавсов. Именно матч между командой Младших Гавсов и командой Юных сурков стал фоном для действия второй истории 51-го эпизода «Утиных историй». Наставник команды Юных сурков Зигзаг Макряк не может быть со своими подопечными на матче против Гавсов, поэтому Скрудж приказывает Дакворту выступить на замене. Дворецкий нехотя соглашается, но этим не столько выручает Сурков, сколько подводит их.

Честно говоря, я никогда не интересовался бейсболом и даже не знаю толком правил этой игры. Допускаю, для американского зрителя перепетии состязания Гавсов и Сурков наполнены смыслом и, следовательно, достаточно увлекательны. Для меня же интересен сам факт спортивного соревнования уток с Гавсами. Дело в том, что за полгода до премьеры мультфильма «Чур, я не играю» в мае 1987 года на канале NBC американского телевидения состоялся показ 20-минутного мультфильма «Гуфи: Футболомания», в котором команда племянников Скруджа Макдака состязалась со Старшими Гавсами, только не на бейсбольном, а на футбольном поле! Замечу, что «Футболоманией» занималась студия полнометражной анимации Disney, не имевшая никакого отношения к «Утиным историям» (хотя дизайнер по персонажам «Утиных историй» Тоби Шелтон и поучаствовал в прорисовке «Футболомании»). Совпадение просто поразительное! Впрочем, замечательность факта не компенсирует неважной драматургии и откровеннных нелепостей мультфильма «Чур, я не играю». Каких именно нелепостей? Ну, например, убеждения, что использование в бейсболе приёмов из игры в гольф помогает против жульничества Гавсов.

Эпизод в целом я оцениваю двумя баллами из пяти, потому что это совершенно необязательный для просмотра мультфильм. Немного обидно, что именно на нём окончательно завершаются эпизоды «Утиных историй», анимацией которых занималась японская студия TMS Entertainment.

Комментарии ()

Наверх

Назад в 'Новости и обновления'