Предыдущая
Следующая
49. «За богатством в страну гномов»
Оригинальное название: «Luck o' the Ducks»
Премьерный показ: 26 ноября 1987 года.
Режиссёр: Терренс Харрисон.
Персонажи: Скрудж Макдак, Зигзаг Маккряк, Билли-Вилли-Дилли, Понка.
Запоминающаяся цитата: «Посадить их в яму со змеями на тысячу лет и один день!»
Оценка:

В эпизоде, которому довелось выйти в День благодарения 1987 года, Скрудж Макдак спасает жизнь настоящему лепрекону (в советском дубляже его и его сородичей называют гномами), а в награду рассчитывает на исполнение своего желания — стать владельцем легендарных сокровищ лепреконов Изумрудного острова. Крошечные существа подчиняются, но вместе с тем готовят ловушку для хитрого селезня.

Сценарий эпизода «За богатством в страну гномов», написанный внештатным сценаристом Майлом О'Махони, едва ли можно считать выдающимся, особенно в свете скомканной развязки, но по-настоящему серьёзных изъянов лично я в нём не вижу. Мелкие недоработки, вроде странных привидений и пассивности Билли, Вилли и Дилли, которым в эпизоде совершенно нечего делать, по-моему, вполне компенсируются образом пройдохи Фардарика, лепрекона, наделённого феноменальными способностями лгать и юлить. Разумеется, в конечном счёте он оказывается не таким уж и испорченным. Одним словом, история забавная, но совершенно проходная.

Другое дело, исполнение! «За богатством в страну гномов», произведённый силами японской студии TMS Entertainment, разбавляет эпизоды «Утиных историй», созданные студией Джеймса Вонга (Wang Film), подобно «бабьему лету» в разгар осени. И на фоне последних выглядит роскошно! Несмотря на откровенную слабость истории, мультфильму есть, чем гордиться, особенно в том, что касается визуального ряда. Меня самого немного пугает следующий вывод, но, кажется, что «За богатством в страну гномов» — это один из тех эпизодов, которые достойны задавать стандарт качества для «Утиных историй», демонстрируя поразительное внимание к деталям и очень высокое качество анимации. Разумеется, я осознаю, что у других поклонников мультсериала критерии стандарта качества могут быть совершенно иными, поэтому просто расскажу, что меня так впечатлило.

Начну с того, что мультфильм не боится крупных планов и сложных ракурсов, и это заметно обогащает палитру решений композиции того или иного кадра. Но происходящее на экране небезынтересно и само по себе. Например, кадр, в которой Скрудж вскрывает ящик, с точки зрения анимации просто фантастически убедителен! Думаю, что в данном случае аниматору помогла тщательная раскадровка сцены. Зато кадр, в котором Скрудж сидит на троне и профессионально крутит скипетр, совсем как барабанщики вращают палочки между пальцев, явно личная заслуга аниматора. Было бы здорово, чтобы аниматоры с такой дотошностью подошли к анимации ирландских танцев, которых хватает в мультфильме, но, увы, нет.

В мультфильме есть примеры уважительного отношения к физике! Взять хотя бы момент, в котором Скрудж балансирует на подвешенной балке. Да, да, у нарисованного персонажа есть вес! Что подчёркивает даже кадр, в котором племянники ловят своего дядю на кусок ткани. Не меньше, а может и больше меня впечатлили эффекты локального освещения декораций в колодце, ведущем из Золотых пещер Изумрудного острова. По мере перемещения факелов, которые держат в руках Скрудж и Фардарик, освещённость стен колодца изменяется посредством частой подмены декораций. Выглядит потрясающе эффектно и убедительно подчёркивает не только невероятную глубину колодца, но и кромешность тьмы внутри него!

В доцифровую эру задача соблюдения единства почерка в прорисовке персонажей в телевизионой анимации воспринималась как барство — поточное производство доставляло массу более насущных проблем, на решение которых чаще всего не было ни времени, ни денег. Поэтому естественно, что в большинстве «Утиных историй» от студии TMS уровень прорисовки персонажей, как правило, неровный. Это нужно принять, как данность. Но важно, что при этом он варьируется в диапазоне от «годного» до «высокого» и относительно редко опускается до досадного уровня приблизительного соответствия типажу. «За богатством в страну гномов» в этом смысле выделяется стабильно высоким качеством прорисовки, что меня несказанно радует. Отличным от остальной части эпизода выглядит, пожалуй, лишь финал, в котором персонажи анимированы и прорисованы в знакомой по эпизоду «Утки-аквалангисты» излишне «человекоподобной», но экспрессивной манере. Я не мог не запечатлеть на память самые яркие проявления эмоций Скруджа. Замечательно!

Для «Утиных историях» характерны путешествия в самые экзотические и необыкновенные уголки мира и встречи с неизвестными цивилизациями. И «За богатством в страну гномов» в этом смысле в грязь лицом не падает! Создателям мультфильма пришлось придумать множество типажей лепреконов и представить, как может выглядеть легендарный Изумрудный остров. С решением первой задачи художники справились на отлично, добившись необходимого разнообразия крошечных лепреконов и не растеряв по дороге целостности и обаяния рисунка. Что касается Изумрудного острова, то он, увы, в целом выглядит чересчур обычно. Тем не менее, как минимум, в одном ночном кадре всё-таки обнаруживается попытка наполнить мифическую страну толикой магии. Насколько успешен результат, можно спорить, но сам факт попытки стилизовать фоновую декорацию заслуживает упоминания! Представьте, насколько выигрышнее смотрелся бы эпизод «Скруджерелло», будь хотя бы часть его декораций исполнена в подобном стиле.

А ещё я обратил бы внимание на роль эпизода «За богатством в страну гномов» в кристализации образа Скруджа Макдака. Конечно, доллары в глазах Скруджа, предвкушающего выгодную сделку, появлялись и раньше, но, кажется, ни один другой эпизод «Утиных историй» не эксплуатировал эту черту селезня так настойчиво. Впрочем, гораздо важнее, что «За богатством в страну гномов» обращает внимание зрителя на сверхспособности Скруджа, вроде умения определять точное количество денег в хранилище прямо во время купания в них. Здесь же и способность вмиг переодеваться в купальный костюм, знакомая зрителю ещё по эпизоду «Не сдавать корабль»). Преувеличение? Да, но допустимое и даже остроумное, по-моему. Это же анимированный комикс.

И да, разумеется, я заметил, что Билли, Вилли и Дилли здесь тоже умеют купаться в деньгах, хотя в эпизоде «И золото хорошо в меру» у них это не получалось. Определённо, не все находки «Богатства страны гномов» удачны. Например, бигуди, которыми пользуется Поночка, едва ли можно считать остроумной находкой, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, не правда ли? Зато у Понки милые и стильные тапочки!

Можно считать меня пристрастным, но я оценю «За богатством в страну гномов» высшим баллом.

Комментарии ()