Предыдущая
Следующая
33. «Возвращение на Клондайк»
Оригинальное название: «Back to the Klondike»
Премьерный показ: 28 октября 1987 года.
Режиссёр: Стив Кларк.
Персонажи: Скрудж, Ослепительная Золотко-Голди, Билли-Вилли-Дилли, Понка, Миссис Клювдия (камео).
Запоминающаяся цитата: «Разрази меня гром! Кто-то проживает в моей хижине! Бесплатно?!».
Оценка:

Как известно, мультсериал «Утиные истории» вырос из идеи адаптации под формат телевизионной анимации комиксов знаменитого Карла Баркса. Но по какому принципу отбирались кандидаты на экранизацию? Трудно представить, что команда создателей «Утиных историй» кропотливо и упорно отбирала сюжеты среди старых, потрёпанных временем комиксов. Едва ли. Поклонники комиксов Баркса не без оснований считают, что главным поставщиком идей для сериала стала книга-коллекция комиксов «Walt Disney's Uncle $crooge McDuck: His Life and Times», выпущенная в 1981 году и собравшая под своей обложкой сразу несколько сюжетов, удостоенных экранизации в «Утиных историях». Комиксы из этой книги легли в основу таких уже рассмотренных мною мультфильмов, как, например, «Скрудж разоряется», «Крякотрясение» и «Утки-малютки из космоса». Важным подтверждением этой теории является обладающий, кажется, культовым статусом эпизод «Возвращение на Клондайк».

В эпизоде приоткрывается романтическая сторона натуры Скруджа Макдака, который успел полюбить и потерпеть любовное фиаско в дни Клондайкской золотой лихорадки, в самом конце 19-го века. И хотя роман оказался неудачным, память о нём селезень сохранял всю жизнь. Флэшбек о событиях на Клондайке играет ключевую роль в истории мультфильма, но, вот что важно, в одноимённом комиксе Карла Барка, впервые опубликованном в марте 1953 года, он отсутствовал! Редакторы сократили 32-страничный комикс до 27 страниц, полностью удалив историю того, как Скрудж в течение месяца заставлял Ослепительную Голди работать на него после того, как та подло его ограбила. Карл Баркс вспоминал, что с точки зрения редакции это было настоящим похищением, а, кроме того, никому не хотелось акцентировать внимание на уединённой совместной жизни двух людей разного пола. Однако в книге «Uncle $crooge McDuck: His Life and Times» комикс «Возвращение на Клондайк» был опубликован полностью без купюр, и, благодаря этому, краеугольный флэшбек не просто попал в мультфильм, а стал его завязкой и, пожалуй, самой интересной частью. Чем не подтверждение влияния книги?

Значительная часть экранного времени «Возвращения на Клондайк» уделена комедийным моментам — например, попыткам Скруджа и его племянников совладать с ручным медведем Голди, однако в целом эпизод не оставляет впечатление легкомысленного. Напротив, во многих отношениях «Возвращение» очень зрелая и атмосферная история. Каждый раз, когда я смотрю этот мультфильм, на меня производит глубокое впечатление сцена с игрой в карты, исполненная со сдержанным тактом и подчёркнутым музыкой Рон Джонса напряжением. С другой стороны, невозможно не проникнуться нежностью и романтизмом сцен откровений Скруджа и Голди. А как красиво такие сцены исполнены! Слабая прорисовка или чересчур лимитированная анимация могла бы разрушить всё впечатление, но, к счастью, в мультфильме именно в этих моментах качество рисунка и анимации достигает своего апогея. Особенно на крупных планах! Рискуя выглядеть излишне пристрастным, я готов предположить, что ни в одном другом эпизоде «Утиных историй» эмоции Скруджа не проявлялись в его облике настолько тонко и выразительно! Кстати, показательно, что прежде, чем встретиться со Скруджем впервые после долгой разлуки, Голди стремительно приводит себя в порядок. С одной стороны, это забавный гэг, но в каком-то смысле это также иллюстрирует осознание создателями мультфильма всей торжественности и особенности момента. Браво!

Фоном для эмоциональных сцен выяснения отношений Скруджа и Голди служит невероятная природа! Эпизод насыщен чудесными пейзажами, создающими потрясающее чувство необъятности просторов канадского Юкона. При этом на протяжении всего мультфильма мы сталкиваемся с местными обитателями. В пределах кадра с завидной регулярностью появляются то волки, то совы, то олени… Что касается прочих производственных ценностей, то в мультфильме присутствует полноценный музыкальный номер в салуне Громилы Дэна и применяется целый арсенал анимационных приёмов: интересные ракурсы, кадры с тотальной анимацией (в сцене ограбления поезда), множество теневых эффектов. Отдельно отмечу шикарную, возможно лучшую во всём сериале, имитацию многоплановой съёмки в кадре, где Скрудж убегает от медведя, а племянники, сидящие на дереве, пытаются помочь ему советами. Всё ради создания незабываемого впечатления! Воистину «Возвращение на Клондайк» — великий эпизод! Разумеется, я оцениваю его высшим баллом и даже не хочу обращать внимание на отдельные не особо сильные ходы сценария!

Уже вне оценки стоит обратить внимание на то, что именно «Возвращению на Клондайк» при производстве был присвоен гордый номер «1». Не зная этого заранее, можно удивиться, почему в первую очередь не разрешили главный концептуальный вопрос о том, каким образом племянники Дональда оказались на попечении Скруджа? Но такова история создания «Утиных историй», что Дональд Дак не играл даже крошечной роли в эпизодах с 1-го по 23-й. Подтверждение того, что миницикл «Сокровище Золотых солнц» был создан уже в разгар работы над сериалом, получено из уст сценариста Джимна Мегана: «Хотя «Не сдавать корабль» вышел в эфир первым, «Возвращение на Клондайк», вероятно, был написан и создан раньше. Мы не имели права использовать Дональда в «Утиных историях» (корпоративное решение), но нам было нужно объяснить, почему его нет (он ушел во Флот). Вот почему «Не сдавать корабль» транслировали раньше — чтобы объяснить ситуацию зрителю». Замечу, что в Джимн присоединился к команде создателей «Утиных историй» именно для разработки пилотного миницикла, и первое время не принимал участия в создании регулярных эпизодов.

А старшинство «Возвращения на Клондайк» проявляется даже в деталях. Например, размах использования в эпизоде самых разных монтажных склеек в форме шторок несравним с другими эпизодами. Логично также, что раньше других в работу пошла история по мотивам если не самого, то одного из самых знаменитых комиксов Карла Баркса. А ещё стоит обратить внимание на рекламу, опубликованную в журнале «Broadcasting» за 5 января 1987 года (PDF), в которой размах действия «Утиных историй» иллюстрируется следующим образом: «От землетрясений в подземных пещерах до руин храмов в дымящихся джунглях, от сверхзвуковых воздушных погонь до романов на фоне золотой лихорадки на Аляске».

Но, если вы спросите меня, почему в премьерном показе в США самый первый эпизод «Утиных историй» был показан лишь 28 октября 1987 года, то есть 33-им по счёту, а не на первой же неделе показов, я честно скажу, что не знаю. Замечу лишь, что порядок запуска эпизодов в производство вообще мало что значит, ведь о последовательном производстве эпизода за эпизодом речь не шла. Я не уверен даже в том, что одобрение к производству напрямую соотносилось с порядком озвучивания эпизодов!

Комментарии ()