17 ноября 2009
Юбилеи

В США ноябрь ассоциируется с чередой праздников, а потому он является одним из самых лакомых месяцев года для голливудских продюсеров, особенно если речь идет о семейном кино. Не удивительно, что в ноябре так много годовщин выхода известных мультфильмов. Но все не перечислишь, а потому я предпочитаю напоминать лишь о круглых датах. Сегодня исполняется ровно 20 лет со дня релиза диснеевской «Русалочки» и мультфильма Дона Блата «Все псы попадают в рай». 17 ноября 1989 года эти картины столкнулись друг с другом в борьбе за зрительское внимание точно также, как «Оливер и компания» от студии Disney и «Земля до начала времен» от Дона Блата за год до этого. Но если в 1988 году фаворитом считался мультфильм Блата, то год спустя всё переменилось. «Русалочка» была объективно сильнее, поэтому она получила единогласно положительную критику и победила в кассовом соревновании. Более того, лента стала самым ярким символом Ренессанса про-диснеевской анимации на переломе 90-х годов.

Уместно отметить, что на постсоветском пространстве «Русалочку» узнали довольно поздно, примерно одновременно с «Аладдином». И на фоне последнего мультфильм казался скромным – незначительная календарная разница компенсировалась пропастью в технологическом совершенстве, но в чем не откажешь истории Ариэль, так это в беспрецедентной искренности и лёгкости манеры повествования. А еще мультфильм звенел чистотой и непосредственностью песен Алана Менкена и Говарда Эшмана, превративших первую диснеевскую сказку со времен «Спящей красавицы»(1959) в полноценный мюзикл. На момент релиза «Русалочка» безусловно являлась лучшим мультфильмом студии Disney за все годы, прошедшие с момента ухода из жизни её основателя. Символично, что сейчас, спустя 20 лет, поклонники про-диснеевской анимации затаили дыхание в предвкушении выхода ещё одного диснеевского анимационного мюзикла по мотивам классической сказки – «Принцессы и Лягушки» (релиз в России 1 января 2010 года, а в США – разумеется, в ноябре!), тем более что её постановку осуществили режиссёры «Русалочки», ветераны Джон Маскер и Рон Клеменц!

Любопытно, что у «Принцессы и Лягушки» есть связь и со «Всеми псами»! Ведь действие обеих картин разворачивается в Новом Орлеане и опять же в обеих картинах присутствует персонаж неравнодушного к музыке крокодила! Но спишем это на случайное совпадение. Оттенённый «Русалочкой» опус Дона Блата, добравшийся до нас также в начале 90-х годов, от своей ровесницы отличался откровенной неповоротливостью и натянутостью сценария. Расставание со Стивеном Спилбергом (вместе с которым Блат создал очень успешные анимационные ленты «Американский хвост» и «Земля до начала времен») и обретение какой-никакой, но самостоятельности не пошли на пользу амбициозному независимому режиссёру, однако про его ленту «Все псы попадают в рай» всё же стоит сказать пару добрых слов. Есть и в этом мультфильме особая химия, ведь главный герой пёс Чарли Баркин отнюдь не положительный персонаж, а его судьба почему-то всё равно трогает зрителя до слёз. И, пусть «Всех псов» вспоминают не так часто, как «Русалочку», у мультфильма тем не менее есть небольшая, но верная армия поклонников.

Вспоминая «Русалочку» и «Всех псов», было бы несправедливо умолчать про ещё одного анимационного юбиляра. 18 ноября исполнится 15 лет с момента релиза сказки Ричарда Рича «Принцесса-Лебедь», которой не повезло появиться в кинотеатрах одновременно с вышедшим в повторное кинотурне диснеевским шедевром «Король-Лев». Скромный, но милый независимый мультфильм провалился в кинопрокате, собрав менее $10 млн, зато стал хитом на домашнем видео и в итоге занял почетное место в списке самых известных недиснеевских анимационных сказок! Если не смотрели, дайте ему шанс.