12.05.09   Еще выше!

Я продолжаю публиковать текст официального пресс-релиза мультфильма "Вверх" от Disney/Pixar. Сегодня предлагаю Вашему вниманию вторую часть материала. С первой частью можно ознакомиться здесь

ПРИКЛЮЧЕНИЕ РЯДОМ

Команда создателей "Вверх" исследует затерянный мир тепуи

Раз уж "Вверх" рассказывает о путешествии в одно из самых прекрасных и загадочных мест на Земле, Доктер и часть его творческой команды решили как следует сделать домашнюю работу и сами отправились в путешествие. По предложению Ральфа Эгглстоуна, художника-постановщика "В поисках Немо" и "ВАЛЛ-И", они направились в джунгли Южной Америки (на границу Венесуэлы, Бразилии и Гайаны), в поисках собственного "Затерянного мира".

"Ральф показал нам документальный фильм о так называемых столовых горах под названием тепуи в Южной Америке. Едва я включил диск, волосы на моей голове встали дыбом: я сразу же понял, куда мы должны перенести наших героев", вспоминает Доктер. "Передо мной на экране был странный, фантастический мир, о котором я никогда раньше не слышал. Именно туда в 1912 году Конан Дойл перенёс действие романа "Затерянный мир" о доисторических животных. Начав работу над фильмом, мы поняли, как трудно нарисовать место, которое было бы похоже на другой, фантастический мир, но при этом оставалось бы достаточно достоверным, чтобы зрители поверили в приключения героев. Мы знали, что ехать необходимо, ведь есть принципиальная разница между тем, как выглядит пейзаж на фотографиях, и тем, как ты видишь его своими глазами".

"Мы зарабатываем на жизнь мультфильмами, и привыкли путешествовать только из одного конца здания в другой. Мы были абсолютно не готовы к таким приключениям". ~ Ронни Дель Кармен, аниматор

Дорога заняла три дня; добираться пришлось на самолётах, джипах и вертолётах. Тут-то и началось веселье…

Первым пунктом в маршруте отважных аниматоров была гора Рорайма в Гайане, самая высокая и самая знаменитая из 115 тепуй.

"Это единственная из тепуй, на которую можно взобраться", говорит аниматор Ронни Дель Кармен. "Там есть полоса обнажённой породы, и по ней можно подняться наверх. Только лезть надо целую милю почти вертикально вверх. Камни осыпаются, кусты вырываются с корнями, стоит за них ухватиться. Мы, знаете ли, зарабатываем на жизнь мультфильмами, и потому привыкли путешествовать только из одного конца здания в другой. Мы были абсолютно не готовы к таким приключениям".

"Это было как в страшном сне", говорит Питерсон. "Шесть или семь часов мы ползли вверх по склону, причём на мне висела тонна всякого снаряжения. Взобравшись наверх, ещё полтора часа плелись по пересечённой местности. Когда мы доплелись до лагеря, солнце уже село. Неожиданно из темноты показалась пещера, где мерцали свечи и горячий суп в тарелках поджидал нас. Увидев палатки, большинство из наших сели на землю и заплакали. Вот так мы радовались, что дошли. А наутро, когда мы проснулись, в 15 метрах от нашего лагеря увидели пропасть глубиной в милю. В общем, первое время я был скуп на восторги, но в итоге я очень рад, что побывал в другом мире. На всей планете нет другого места со скалами таких диковинных очертаний".

Аниматоры не встретили ни говорящих собак, ни доисторических птиц (и те, и другие фигурируют в фильме), зато могут многое порассказать о муравьях-убийцах (укусы этих опасных насекомых могут убить в 24 часа), прожорливых москитах, жалящих скорпионах, миниатюрных лягушках и ядовитых змеях. После Рораймы бесстрашные путешественники отправились на вертолётах на гору Кукенан, которую местные индейцы-пемоны называют "горой мёртвых".

"Кукенан оказался совсем не похож на Рорайму", говорит Рикки Ниерва, художник-постановщик фильма. "Там был совершенно чистый пейзаж, а скалы имели более агрессивные контуры. Я спросил нашего проводника, Эндрю Уоррена (режиссёра-документалиста, автора фильма "Живые легенды: Затерянный мир — Древние тепуи Венесуэлы"), сколько человек были здесь до нас? Сотни? Он ответил: "Скорее, счёт идёт на десятки". Жутковатое было место. Всё время казалось, что вот завернёшь за угол, а там на тебя набросится динозавр".

Водопад Анхель в Венесуэле, самый высокий водопад в мире, падающий с высоты 979 метров с горы Ауянтепуи, стал прототипом вымышленного Райского водопада (высота которого втрое больше, то есть 3 километра). Аниматоры подошли вплотную к основанию водопада, где побродили по скользким камням и надышались водяным паром.

Создатели "Вверх" сделали тысячи фотографий, сняли множество видеоплёнок и тщательно зарисовали окружавшую их природу. Их наблюдения и переживания оказали огромное влияние на образ фильма. Редкие растения и чёрные скалы, на которых растут изумительные розовые цветы, перенеслись на экран из реальности.

ОБРАЗ И СТИЛЬ "ВВЕРХ"

Авторы фильма черпают вдохновение в классических фильмах Disney

В своих девяти знаменитых фильмах студия Pixar успела поэкспериментировать с самыми разными стилями и образами. В работе над фильмом "Вверх" создатели выбрали упрощённый или минималистский подход. Вернее, он родился сам собой, подсказанный сюжетом.

"Мы хотели, чтобы у "Вверх" был свой, особенный стиль, чтобы он отличался от всех предыдущих фильмов Pixar". ~ Джонас Ривера, Продюсер

Говорит Пит Доктер: "Этот фильм рассказывает о человеке, полетевшем в Южную Америку в собственном доме на воздушных шарах. Мы знали, что придётся работать в фантастически-карикатурном стиле, который, кстати, и без того близок моей эстетике. Мы попытались сохранить связь с классическими фильмами Disney, на которых мы выросли, вроде "Питера Пэна" или "Золушки", и тот великолепный стиль, что был для них характерен. Мы всеми силами старались подать персонажей и их окружение в карикатурном стиле. В большинстве фильмов рост персонажей равен шести или семи головам. Рост нашего героя, Карла — всего три головы!".

"Мы знали, что последние достижения в компьютерной технологии позволят нам передать любые детали, но вместо этого мы добивались упрощения, которого не бывает в реальной жизни", добавляет он.

"Мы хотели, чтобы у "Вверх" был свой, особенный стиль, чтобы он отличался от всех предыдущих фильмов Pixar", добавляет продюсер Джонас Ривера. "Мы вдохновлялись работами Мэри Блэр, Джорджа Бута и иллюстрациями Мартина Провенсена. Пит хотел, чтобы весь фильм выглядел как одна большая карикатура. Например, мы не списывали персонажей с реально существующих людей, а их одежду — с реальных образцов. Вместо этого мы изучали комиксы Хэнка Кетчама "Dennis the Menace" и то, как легко, всего двумя линиями, он обозначает складку в переднике матери. Чтобы описать стиль работы над фильмом, наш художник-постановщик Рикки Ниерва даже изобрёл новый термин.

""Труднёгкость" (simplexity) — такое слово я придумал, чтобы объяснить то, чего мы добиваемся", говорит Ниерва. "Мы хотели избавиться от некоторых деталей, но так, чтобы это не смотрелось дёшево. Технологии компьютерной анимации позволяют насытить мир на экране великолепными деталями и сделать его максимально достоверным. Но мы стремились сделать не реалистичный фильм, хотя и узнаваемый. Наши герои должны были быть карикатурными, но не до такой степени, чтобы зритель потерял с ними связь".

Образы двух главных героев фильма — Карл и Рассел — были построены на противопоставлении квадрата и круга. "Это элемент нашей труднёгкости", говорит Ниерва. "Мы упрощаем каждую вещь и доходим до самой её сути. Квадрат символизирует прошлое; круг — это образ будущего. Квадраты статичны, как кирпичная стена. Они не двигаются с места, а Карл действительно застрял на месте с тех пор, как умерла Элли. Что касается Карла, мы впервые столкнулись с персонажем, который на наших глазах превращается из мальчика в старика. Поэтому в детстве он более круглый, с гибкими контурами. В Элли тоже заметен мотив круга. Старея, Карл всё больше застывает и квадратеет. Рассел нарисован в яйцевидной, округлой форме, которая придаёт его образу динамичность".

Ещё одним важным художественным элементом для создателей фильма стал цвет. Говорит Ниерва: "Фильм начинается с чёрно-белой хроники, и это подтолкнуло нас к мысли о том, что цвет может помочь нам рассказать эту историю. Пока Элли жива и Карл полон сил, цветовая палитра насыщена. Когда Элли уходит, палитра бледнеет, почти до чёрно-белого состояния. Мы также придумали цвет, символизирующий Элли — пурпурный. На всём протяжении фильма пурпурные цветы и пурпурное небо напоминают нам о ней. Когда Карл отрезает себя от внешнего мира, цвета бледнеют; мы практически не видим на экране ярких цветов, пока они не врываются туда вместе с Расселом. С его появлением цвета оживают. Каждый новый персонаж приносит с собою новый цвет, как Даг, например.

АНИМАЦИЯ И ОЗВУЧАНИЕ

С помощью продуманной анимации и талантливых актёров персонажи "Вверх" оживают

Карикатурные персонажи "Вверх" доставили немало сложностей команде аниматоров, художников и технических специалистов Pixar. В случае с Карлом им пришлось учиться, как добиваться полного спектра эмоций и движений от персонажа почти квадратной формы и ростом в три головы. Рассел, яйцевидный персонаж практически без подбородка, зато с огромным количеством одежды, принёс новые заботы.

Скотт Кларк работал на фильме старшим аниматором; под его началом были три режиссёра анимации — Дэйв Маллинз, Шоун Краузе и Майк Вентурини — и команда, в которую в самый напряжённый момент производства входили 70 аниматоров. Томас Джордан руководил техническим процессом создания персонажей — моделированием, оснащением, наложением теней, созданием одежды и окраской волос.

"Фильм говорит нам о том, что надо радоваться жизни и что союз двух душ всегда радостней, чем уединение". ~ Эд Эснер, голос Карла

СОЗДАНИЕ КАРЛА

"Пит хотел, чтобы Кларк выглядел так, будто буквально усох в своём костюме и чуть ли не плавает в нём", говорит Кларк. "Проблема была в том, что у Карла не было особо ни колен, ни локтей. Так что нам пришлось искать всякие новаторские пути, чтобы наметить сгибы на его одежде. В итоге мы удлинили его руки и ноги, чтобы были видны сочленения. Наверное, Карл — самое карикатурное создание, когда-либо сделанное нашими руками. Наша команда аниматоров совершила героический подвиг, добившись, чтобы Карл и Рассел вызывали сложные эмоции, а не просто чувство радости и умиления. У них есть довольно драматичные сцены; они великолепно играют".

"Из всех персонажей, созданных на студии Pixar, у Карла самый сложный характер", говорит Джордан. "Ни у одного из наших героев не было такого сложного и хорошо проработанного лица. В работе над ним мы преодолели массу технических проблем. В каждом фильме мы сталкиваемся с вечной проблемой борьбы формы с функцией. Когда дизайнеры и художники придумывают персонаж, они не всегда понимают, какие ограничения наложит на их концепт анимация. Поэтому очень важно, чтобы аниматоры подключались к процессу на ранних стадиях".

"Пит и его команда хотели, чтобы анимация была упрощена, как и прочие составляющие фильма", добавляет Джордан. "Например, у Карла нет ноздрей и нет никаких пор на коже. Мы не видим его ушных отверстий. Самое сложное было найти равновесие между упрощённостью и реалистичностью. Пришлось немного повозиться, чтобы даже не самые реалистичные вещи выглядели убедительно".

Но Карлу нужен был и голос. Доктер рассказывает: "Когда мы начали подбирать голос для Карла, мы составили список качеств, которые хотели бы видеть в этом персонаже: он ворчун, брюзга, но при этом в нём есть какая-то теплота; видно, что он любит людей. И он смешной. Он обязательно должен был быть смешным. Мы всё время возвращались к одному и тому же имени: Эд Эснер. Нам стало казаться, что он был рождён для этой роли".

"Как только в студии появился Эд Эснер, мы поняли, что Карл у нас есть", добавляет Кларк. "Мы услышали его — и персонаж был готов. Это была хорошая подпорка для наших аниматоров".

"Эд Эснер — самый симпатичный ворчун на свете", говорит Лассетер. "Задача всех персонажей Pixar — быть как можно обаятельнее, и Эд принёс немало обаяния в роль Карла. Его участие в нашем фильме — большая честь для нас. Он дал нам так много материала для работы! Глядя на Карла Фредриксена, видишь перед собой живого человека и даже не думаешь о том, что это набор пикселей. В этом есть и заслуга Эда: он вдохновлял наших аниматоров. Это просто удивительно".

"Мне нравится этот персонаж, потому что у него есть красивая мечта и ради неё он готов сразиться с цепными псами общества", говорит Эснер. "Я испытываю к нему огромное уважение. И, по-моему, это замечательная история: как любовь этого старика к умершей жене перерастает в ворчливую привязанность к мальчику, которому не хватает теплоты".

"Карл, конечно, ворчун. Именно поэтому меня и пригласили на роль", продолжает Эснер. "Кажется, меня все вокруг считают ворчуном, хотя я понятия не имею, как это со мной приключилось. Карл хочет одного: чтобы его оставили в покое, но мальчик вынуждает его вылезти из скорлупы. Обстоятельства заставляют его выйти из дома, и он рождается заново. Я думаю, всем ворчунам надо родиться заново.

Я люблю работать в озвучке. Мне нравится на ходу подбирать нужную вариацию голоса или акцент. Это ведь тоже часть актёрской работы. И ведь что интересно в этом процессе: в театре или в кино, как правило, делаешь две-три вариации одной и той же реплики. Но Пит и его ребята хотели получить самый полный набор. Каждую реплику я записывал в восьми, десяти, пятнадцати вариантах, а потом они выбирали из них самый смешной".

"Я падок на сентиментальность", заключает Эснер. "Я люблю волнительные переживания. И мне бы хотелось, чтобы мой персонаж кого-нибудь взволновал или растрогал. Фильм говорит нам, что надо радоваться жизни и что союз двух душ всегда радостней, чем уединение".

МНОГОСЛОЙНЫЙ РАССЕЛ

По словам Стива Мэя, старшего технического директора фильма, Рассел был непростым персонажем по многим причинам. "С Расселом было трудно, потому что он весь увешан всякой ерундой. Он — Юный Следопыт, поэтому на нём и галстук, и узелки, и значки, и разные мелкие тотемы, да ещё и рюкзак — как будто он только что побывал на распродаже в магазине для походников и вынес весь магазин на себе".

"У Рассела практически нет шеи", продолжает Джордан. "Мы не сразу поняли, как его анимировать, чтобы он выглядел, как надо. Оказалось, что стоит чуть поменять расположение глаз, носа или рта на его лице, как он становится то слишком взрослым, то слишком юным. Когда мы нашли равновесие между простотой и сложностью в деталях, случился первый прорыв. Мы пытались придать ему карикатурную яйцевидную форму и для этого решили немного выпятить подбородок. Мы подчеркнули контуры и фактуру подбородка, и внезапно этот штрих полностью определил лицо".

В поисках подходящего голоса для Рассела создатели фильма прослушали 450 мальчишек по всей стране. Нужным человеком оказался 7-летний начинающий актёр Джордан Нагаи.

Продюсер Джонас Ривера рассказывает, что на пробы пришёл не Джордан, а его брат, уже снимавшийся в рекламе. Джордан просто крутился рядом. "Хотя он не собирался пробоваться, нам понравился его голос", рассказывает Ривера. "Он разговорился о своих занятиях дзюдо, и мы с Бобом Питерсоном переглянулись и сказали друг другу: "Ну, вот и Рассел"".

Доктер подхватывает: "Чем нас подкупил Джордан, так это своей манерой говорить. Когда он болтал ни о чём — про дзюдо, про уроки музыки, про всё подряд — он так смешно перепрыгивал с темы на тему, что мы угорали. Это во многом повлияло на характер Рассела".

"В голосе Джордана есть какая-то симпатичная непосредственность", добавляет старший специалист по созданию персонажей Томас Джордан. "Он очень человечен и по-детски наивен. Он пока ещё нигде не учился актёрской игре, и поэтому делает все правильные ошибки. Услышав его голос, все дети поверят, что это настоящий ребёнок".

Юный актёр рассказывает, что у режиссёра Доктера нашлось в запасе несколько приёмчиков для достижения достоверности. "Когда я по роли должен был громко радоваться или злиться, Пит устраивал гонки с препятствиями вокруг стола, и мне приходилось бегать. Побегав, я подходил к микрофону и говорил свои слова. Так мои реплики получались лучше".

СОЗДАНИЕ КЕВИНА

Образ Кевина списывался не с какой-то одной конкретной птицы. "Кевин — это гибрид разных реально существующих птиц", описывает Доктер это прекрасное и чокнутое создание. "Вот, например, орлы — они сидят такие гордые и торжественные, а потом вдруг как что-нибудь отчебучат!"

Но художественный образ птицы оказался непростой задачей. "Образ менялся чаще, чем у всех прочих персонажей фильма, потому что менялась роль Кевина в сюжете", говорит Джордан. "Самым трудным оказалось даже не моделирование, а работа с перьями. Нам хотелось, чтобы при первом же взгляде на птицу зрители поняли, почему Манц 50 лет гоняется за ней. Пит и Рикки хотели, чтобы у Кевина было красивое, яркое, радужное оперение, небывалое для реальной жизни — но всё же достоверное. Мы изучили множество птиц, похожих на Кевина, включая гималайского монала. Для передачи перьев пришлось изобрести новую технологию. Нам приходилось раньше работать с шерстью и волосами, но с перьями — никогда. А ведь перья — это почти как волосы, только каждое перо — словно стержень, обросший волосами. Это почти как волосы, растущие на волосах. Пришлось перестраивать всю нашу систему работы с волосяным покровом, чтобы как следует нарисовать перья".

ПОИСКИ ГОЛОСА ДЛЯ ДАГА

Голос для доброго и простодушного пса по имени Даг создатели фильма отыскали в своих рядах. Соавтор сценария и сорежиссёр Боб Питерсон утверждает, будто понял, что будет озвучивать Дага сам, как только написал его первую реплику. "Самые первые его слова звучат так: "Я тебя вижу впервые, но уже люблю". Я это услышал, когда в начале 80-х работал вожатым в детском лагере отдыха в Огайо. Едва я приехал, какой-то мальчуган бросился мне на шею и сказал: "Ты — мой вожатый! Я тебя люблю!". Это был ключик к Дагу. Даг — это поток собачьего сознания, как мы его себе представляем. Он любвеобилен, не скрывает своих чувств и временами так беззаботен, что не понимает, что творится вокруг".

В образе персонажа отразилась эта беззаботность. Как говорит Джордан, "Даг должен был выглядеть очень мягким и немного полноватым. Для охотничьего пса он толстоват, но едва ли сам это осознаёт. Он думает, что по физической форме ничуть не уступает другим псам — как Крис Фарли в комическом номере в передаче Saturday Night Live".

Но, повторяет Джордан, Даг, как и другие псы из стаи — самая обыкновенная собака, а не какая-то чудесная говорящая. "Мы очень следили за тем, чтобы псы вели себя, как настоящие собаки", говорит он. "Пит особо настаивал на том, чтобы собаки не вели себя как люди. Они ведь сами не говорят. За них говорят их ошейники".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Назад в 'Новости и обновления'