Корпорация монстров. Специальный показ в 3D

Алексей КОБЕЛЕВ, 16.01.2013. Версия для печати здесь

Предметом этого отзыва является один из моих любимых мультфильмов. «Корпорация монстров»  — это четвертая совместная работа компании Disney и анимационной студии Pixar, созданная задолго до их объединения, в романтичные времена становления полнометражной компьютерной анимации как ещё одной формы кинематографического искусства. Не знаю, насколько это было закономерно, но так получилось, что уже самые первые компьютерные мультфильмы не просто заложили его основы, а стали настоящим эталоном качества и новаторства. Они выходили пока нечасто, но каждый раз открывали, утверждали, дарили что-то невиданное до этого. Конечно, зритель не был очень избалован компьютерной анимацией, для него много чего было в новинку,

Не могу не отметить, что лично для меня 2001 год вошёл в историю, как один из самых удачных для этапного и захватывающего кино. Кроме потрясающих «Шрека» и «Корпорации монстров», в этом году появились «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Амели», «Мулен Руж», «Другие».

но и у создателей тех картин в свою очередь в распоряжении были ли лишь грубые и неуклюжие по нынешним временам инструменты. Я прекрасно помню свои чувства относительно «Корпорации монстров», испытанные после просмотра первого ролика-дразнилки. Это не было предвкушением или возбуждением. Напротив, это был скепсис  — слишком уж странными, чужими, не влюбляющими в себя казались монстры Салли и Майк. Нет, я не был легким зрителем!

Но 24 марта 2002 года я был сражен, растроган и очень... горд. Первый мультфильм студии Pixar, режиссёром которого выступал не Джон Лассетер, покорил меня буйством фантазии, обаянием персонажей, безудержностью юмора, размахом постановки, анимацией персонажей (особенно анимацией интригана Рэнделла) и даже лихостью дубляжа. В то же время история необыкновенной привязанности монстров к чуждому (и даже якобы опасному для них!) человеческому ребенку, которого им довелось приручить, была рассказана с такой искренностью и деликатностью, что сердце сжималось. Наконец, кроме прочего, я чувствовал невероятное удовлетворение от того, как достойно студия Pixar отвечала на вызовы революционного «Шрека». Это был ответ добродушия, стилизации и иронии остроумию, реализму и эпатажу. Показательно, что DreamWorks назначила выпуск «Шрека» на DVD именно на день релиза «Корпорации монстров», но даже это не помешало пиксаровскому мультфильму установить ряд кассовых рекордов!

Отрадно, что при всей гениальности концепции и стильности подачи «Корпорация монстров» поразительно доступный мультфильм для детей, в том числе и самых маленьких. А о его терапевтическом эффекте в вопросах борьбы с детскими страхами можно даже и не говорить! «Корпорация монстров», вне всяких сомнений, полезнее и умнее большинства мультфильмов о том же деде Морозе или Санта Клаусе, поэтому лично я двумя руками за то, чтобы показывать эту замечательную картину каждому новому поколению детей!

И 17 января 2013 года «Корпорация монстров» вернётся на экраны российских кинотеатров! Повторный прокат с одной стороны предвкушает скорую премьеру приквела хита 2001 года  — «Университет монстров», примерно так же, как первые две «Истории игрушек» пытались разогреть публику перед выпуском «Истории игрушек 3», а с другой стороны отвечает ставшей актуальной после триумфа «Короля Льва» моде на перевыпуск самых успешных мультфильмов Disney/Pixar в стерео.

Впору задуматься  — не слишком ли часто происходят такие перевыпуски? Особенно у нас, ведь буквально в сентябре российский зритель имел возможность вновь увидеть "В поисках Немо", в декабре  — "Красавицу и Чудовище" (в Америке этот мультфильм был показан год назад), и вот, всего лишь месяц спустя  — «Корпорацию монстров». Пожалуй, и правда, перевыпуски зачастили, недаром событийность таких релизов раз от раза снижается. Но и эффект новизны стерео, кажется, тоже сходит на нет, с чем, возможно, и связана такая торопливость. Решено хватать то, что можно успеть схватить. Это не преступление. Но на этом фоне недостаточно внимания уделяется выбору самих дат релизов. Вот с чем у российского офиса, кажется, настоящая беда! Ну, сами судите, как можно было в очередной раз отдать на полный откуп богатырям питерской студии «Мельница» новогоднюю декаду, в течение которой большинство жителей России даже не представляет, куда себя деть? Любой из диснеевских релизов, будь то «Ральф», «Красавица и Чудовище» или «Корпорация монстров» только выиграл бы от выпуска на Новый год. Но при всей моей приязни к «Корпорации монстров» я сомневаюсь, что мультфильму удастся выступить сколько-нибудь достойно во второй половине января.

Кстати, в Америке стереоверсия «Корпорации монстров» выступила крайне разочаровывающе. Если «В поисках Немо» за первый уик-энд проката в сентябре собрал 16,7 миллиона долларов, то «Корпорация монстров» на старте в декабре принесла лишь 4,7 миллиона долларов. Однако, благодаря выпуску накануне Рождества, мультфильм очень скоро реабилировался и в конечном счёте выступил даже лучше дуплета «Историй игрушек»!

Впрочем, не буду сейчас углубляться в цифры! Важнее решить, выиграл ли мультфильм от конвертации в стереоформат? Стоило ли «огород городить», учитывая, что Disney/Pixar традиционно не использует излишне эффектные трюки и к имитации глубины подходит с большой осторожностью? Я получил утвердительный ответ буквально с самого начала картины. Вступительная сцена, имитирующая перекладочную анимацию, в стерео стала выглядеть просто роскошно! Но еще больше на руку стерео сыграла сама концепция мультфильма, во многом основанная на путешествиях между миром людей и миром монстров. Теперь иллюзия пересекающихся пространств стала ещё более убедительной! И за всё время просмотра не было и намёка на какие-то несовершенства стереопрезентации. Признаю, у меня уже нет никаких сомнений в том, что на сегодняшний день стерео  — это самый органичный способ представления компьютерных мультфильмов студии Pixar.

Возможно, компания Disney в какой-то момент перестанет использовать стерео, как повод для выпуска старых мультфильмов в повторный кинопрокат. Ведь, несмотря на относительную невысокую цену конвертации компьютерных мультфильмов, собственно выпуск и продвижение релизов окупает себя далеко не всегда. Но это не значит, что начавшийся процесс конвертации всех пиксаровских хитов в 3D не будет доведён до конца. Ведь, если верить Джону Лассетеру, это делается не ради получения выгоды, а для усиления мультфильмов.

Комментарии ()
В меню