Хороший динозавр

Алексей КОБЕЛЕВ, 24 ноября 2015.
Версия для печати

Несмотря на то, что «Хороший динозавр» преподносится как эпическое кинополотно, 16-й мультфильм студии Pixar является одной из самых камерных работ этой мастерской, куда более камерной, чем можно было бы ожидать из описания или анонса. Но это и хорошо, потому что формулировать мнение о камерных историях намного легче, чем о противоречивых многослойных сюжетах. Единственная и неприкрыто эпизодичная сюжетная линия картины повествует о драматичном путешествии домой унесённого рекой подростка-динозавра Арло, травоядного (то есть хорошего по определению) и совершенно беспомощного за пределами родной фермы. И хотя на пути он переживает невзгоды и радости, встречает врагов и друзей, всё-таки большую часть времени мультфильма Арло вынужден держаться своего диковатого питомца — человеческого малыша по кличке Дружок. Их отношения в обычных условиях были бы для Арло неприемлемы и невероятны, но в условиях смертельных опасностей именно они дают единственный шанс на выживание и победу над фобиями и страхами.

Любопытно, что «Хороший динозавр», концепцию которого определил первый режиссёр мультфильма Боб Петерсон (Bob Peterson), изначально задумывался более сложным и ветвистым. Однако, кажется, именно сложность замысла помешала Петерсону довести дело до ума. После нескольких лет работы в 2013 году и режиссёр, и продюсер были освобождены от проекта, подтвердив решимость Джона Лассетера и Эда Кэтмула прибегать к самым радикальным мерам, в качестве способа решения сценарных проблем проектов Disney/Pixar. Разумеется, практика освобождения создателей от обременения собственными идеями распространена в кинобизнесе, доходя иной раз до абсурда. Например, на студии Sony Animation Геннди Тартаковский по некоторым данным стал шестым [и финальным] режиссёром «Монстров на каникулах»! Но на студии Pixar «Рататуй», «Храбрая сердцем» и «Хороший динозавр» отбирались у своих «родителей» с заверениями, что творчество анимационной мастерской по-прежнему в первую очередь режиссёрское! Просто фильмам Pixar недостаточно быть хорошими, они должны быть выдающимся! Что ж, начальству виднее.

Дата релиза «Хорошего динозавра» переносилась, как минимум, дважды, из-за чего премьера происходит на целых два года позже, чем планировалось изначально. Дополнительное время потребовалось для изменения сценария, смены актёров, повторного озвучивания и пересъёмки готовых сцен. Под руководством нового постановщика — Питера Сона (Peter Sohn), при Петерсоне выступавшего в роли ведомого режиссёра — главный герой стал младше (и мельче!), персонажей стало меньше, а главной угрозой на пути Арло, вместо сообществ динозавров и пещерных людей, стала дикая природа во всей своей красе.

Глядя на финальный результат, трудно отделить идеи первоначальной версии от нововведений, но невозможно не отметить обесценивание исходного посыла картины. Исторически большинство полнометражных проектов студии Pixar основывалось на приёме поверхностной концепции (high concept) — легко формулируемой темы сюжета. В случае «Хорошего динозавра» решение о создании мультфильма было, судя по всему, обосновано вопросом: «А что, если бы астероид, уничтоживший динозавров, пролетел мимо, и динозавры бы не вымерли?» В финальной версии эта формулировка поверхностной концепции никуда не делась, вот только в качестве ответа на неё выдаётся история разлуки детёныша апатозавра со своей семьёй, что нелепо, ведь несостоявшееся за миллионы лет до основных событий картины столкновение с астероидом не явилось непосредственной причиной злоключений Арло. На самом деле «Хороший динозавр» рассуждает о более приземлённых вещах: «А что, если бы динозавры были разумнее людей?». Именно поэтому демонстрация пролёта астероида мимо Земли кажется мне гэгом ради гэга и выбивающимся из основной истории эпизодом мультфильма. К счастью, это единственный не очень уместный эпизод.

В остальном история выглядит вполне целостно и логично. Проблемы, желания и поступки Арло и Дружка понятны, а их анимация полна естественности и индивидуальности. Дружок за весь фильм не произносит ни слова, но его чувства всё равно прозрачны для зрителя. Арло, кажется, первый в истории Pixar главный персонаж на четырёх лапах, при этом аниматорам удалось прекрасно передать разницу в степени его владения собственным телом в начале фильма и в конце. Да что говорить, анимация в картине превосходна! Сюжету же можно поставить в упрёк лишь упомянутую эпизодичность, но, говоря по правде, каждый эпизод по своему мил и уместен, и из каждой переделки Арло выходит, сделав очередной шаг на пути преодоления своих слабостей. Разумеется, многие поклонники кино посчитают своим долгом провести параллели между «Хорошим динозавром» и более ранними фильмами, в первую очередь с «Землёй до начала времён». Действительно, в пиксаровской ленте немало знакомых сюжетных ходов. Но, на мой взгляд, все они простительны, если принять за факт определение «Хорошего динозавра», как детского мультфильма. Дорогого, зрелищного, очень неглупого, а местами трогательного, но детского. Вот только именно поэтому «Хороший динозавр» не производит впечатления потенциального суперхита, каким, безусловно, являлся ещё до релиза второй пиксаровский мультфильм 2015 года — «Головоломка». Немногословный, созерцательный и очаровательный в своих преувеличениях (особенно во всём, что касается фермы родителей Арло) «Хороший динозавр» не переворачивает устои и не фонтанирует изобретательными идеями, что, на мой взгляд, ставит под вопрос коммерческий успех картины. По крайней мере, по пиксаровским меркам.

Серьёзная ставка в мультфильме сделана на реалистичность графики декораций и окружающей среды, а также на высочайшую степень убедительности операторской работы. Продюсер картины Денис Рим (Denise Ream) намеренно наделила художника-постановщика Харли Джессапа (Harley Jessup) и главного оператора Шэрон Калахан (Sharon Calahan) повышенными полномочиями, поставив их, как намекали в прессе, чуть ли не на один уровень с режиссёром Питером Соном. Воистину, визуальный ряд «Хорошего динозавра» не позволяет даже усомниться в графической мощи студии Pixar, демонстрируя прямо-таки бескомпромиссную детализацию мира, в котором живёт Арло. При этом особенной гордостью создателей картины стали объёмно смоделированные облака и тучи, призванные усилить реалистичность изображения погодных явлений в мультфильме. Но разве это так важно для зрителя, внимающего проблемам откровенно игрушечного динозавра? Арло мало похож на реального апатозавра, и это не случайно. В 2000 году чересчур реалистичные персонажи мультфильма «Динозавр» от студии Disney продемонстрировали недостаточную выразительность образов. Куда более условно изображённый Арло в этом смысле выигрывает и у зрителя вызывает намного больше сочувствия. Но именно поэтому я бы и не ожидал большого эффекта от нарочито серьёзного изображения погодных явлений. С таким же успехом можно было бы объёмно смоделировать Солнце и ожидать, что это заметно усилит драматургию истории!

С другой стороны, то, что Арло теряется во вполне реальной местности Дикого Запада Америки, а именно в районе долины Джексон Хоул (студия организовывала экспедицию в этот регион), не могло не связать руки художникам картины. В том же «Динозавре» персонажи большую часть времени изображались либо на фоне игровых кадров настоящей природы, либо внутри реальных студийных декораций, но в итоге редкий кадр этой анимационной ленты выгодно отличался от того, что можно было бы увидеть в документальных фильмах о дикой природе Земли. «Хороший динозавр» в этом смысле попал в ту же самую ловушку, в отличие, например, от мультфильма «Семейка Крудс», сделавшего ставку на совершенно неожиданную и невероятную трактовку доисторической Земли.



Канонический вид на реальную долину Джексон Хоул

Зато «Хороший динозавр» силён в музыкальном сопровождении. В мультфильме нет прилипчивых мелодий, но само звучание музыки неожиданное и непривычное для пиксаровских анимационных лент. Пару лет назад проходила информация, что музыкой должен был заняться Томас Ньюман, ранее работавший над мультфильмами «В поисках Немо» и «Валли», но Питер Сон и Денис Рим предпочли пригласить Майкла Данну, получившего премию «Оскар» за игровую ленту «Жизнь Пи». Любопытно, что Майкл написал музыку и для короткометражки «Санджай и его команда», которую будут показывать перед сеансами «Хорошего динозавра».

Мне очень любопытно, окажутся ли обоснованными мои сомнения в коммерческом потенциале «Хорошего динозавра», который в моём сознании выглядит пиксаровской версией «Братца медвежонка», эдаким «не очень любимым ребёнком». Позже я обязательно добавлю сюда в качестве постскриптума результаты кинотеатрального турне мультфильма. А пока желаю картине удачного проката и рекомендую всем поклонникам анимации не упустить возможность посмотреть этот мультфильм в кино. В конце концов, есть и у него сильные стороны, а динозавр Арло куда более полноценная личность, чем девочка Райли из «Головоломки», и в полной мере достоин нашего сопереживания.



P.S. от 24 января 2016 года. До непосредственного знакомства с «Хорошим динозавром», я, хоть и не видел причин для выступления этой анимационной ленты на уровне феноменальной «Головоломки», всё равно верил в успех картины. Потенциал американского кинопроката для 16-й работы студии Pixar я оценивал в $200 млн кассовых сборов — вполне себе завидную цифру для любого игрока в анимационной индустрии. Но просмотр «Хорошего динозавра» заставил меня усомниться в будущем коммерческом успехе мультфильма и даже провести параллель с диснеевским «Братцем медвежонком». Сейчас понятно, что сомнения оказались обоснованными: к 18 января 2016 года «Хороший динозавр» смог собрать в США лишь менее $120 млн, что, строго говоря, можно считать первым в истории студии Pixar провалом. Старт мультфильма стал 24-ым в списке лучших стартов 2015 года, а финальная касса 25-ой среди всех релизов 2015 года и всего лишь 7-ой среди анимационных. С поправкой на инфляцию «Хороший динозавр» в США выступил как раз на уровне «Братца медвежонка», и уже понятно, что в мировом прокате он выступит едва ли лучше всё того же диснеевского мультфильма 2003 года.

Комментарии ()
Все рецензии