Алексей КОБЕЛЕВ, 28 ноября 2019. Версия для печати здесь

С некоторыми вещами приходится мириться по прошествии времени. Я смирился с тем, что «Холодное сердце» не просто хороший, а выдающийся фильм. Да, проблемы истории никуда не делись, а невыразительная работа художника теперь ещё и подчёркивается стремительным устареванием компьютерной графики, но слушайте, не важно, если фильм стал классикой! Так бывает, когда кино выдерживает проверку временем! Именно поэтому продолжение «Холодного сердца» оказалось настолько ожидаемым, даже стартуя на излёте целой серии диснеевских и пиксаровских сиквелов.

Ожидания определённо вознаграждены. Второй фильм не выглядит ненужным или бессмысленным. Он меняет своих героев, он расширяет их мир. Он гораздо красивее первого фильма, и не только потому, что авторы, кажется, посчитали, что о зиме они сказали всё, что могли, и сделали ставку на осень. Он красивее ещё и потому, что главных героинь всё-таки преобразили, талантливо и пристрастно, приблизив их, наконец, к великолепным рисованным эскизам. Сиквел не менее музыкален, хотя по содержанию его песни пустоваты, на мой вкус. Логично, учитывая мутность послания картины и лавину вопросов к её истории.

Да что ты опять за своё! — может сказать мне условный зритель. — Не надоело придираться к историям? Я тоже посмотрел мультфильм, его сценарий крепкий, последовательный, цельный, скажешь нет? В нём даже нет клише, характерных для фильмов эпохи Джона Лассетера!

Отвечу. Во-первых, придираться надоело. И надоело анализировать загромождённые ненужностями, переусложнённые сюжеты современных диснеевских мультфильмов. Во-вторых, соглашусь, что сценарий «Холодного сердца 2» (не могу заставить себя использовать римскую цифру «II») действительно крепко сбитый и уверенный в своём праве огульно «разоблачать» прошлое, возлагая на плечи зрителя задачу разрешения возникающих противоречий. Хочу пожелать удачи тем, кто попытается объяснить хотя бы своим детям, что же там всё-таки к чему. Я успел прочесть множество отзывов и убедиться, что претензии к работе сценаристов мультфильма есть не только у меня. Но учитывая, насколько эти претензии разнообразны и даже противоречивы (пока одни считают сценарий слишком мудрённым, другие обвиняют его в примитивности и предсказуемости), мне, как ни крути, стоит большую часть этого текста посвятить именно сценарию картины и даже пойти на разглашение кое-каких спойлеров. Хотя я попытаюсь минимизировать их ущерб, не скатываясь в сюжетные откровения.

Итак, создатели картины нашли себе веское оправдание для создания продолжения. Мол нельзя оставлять без ответа вопрос, откуда у королевы Эльзы взялись её магические способности, самой постановкой этого вопроса подразумевая: они у неё возникли не случайно! И вообще в фильме всё не случайно, а наполнено причиной, которую только надо найти. Но при этом не потерять персонажей, сохранить их суть и идентичность, наделить своей порцией переживаний. Для авторитетности протянуть ниточки к первому фильму, но расширить его мифологию, и опять убедиться, что нет ничего лишнего, случайного, избыточного, что каждое ружьё выстреливает, что если в фильме что-то появляется, то обязательно будет для использования во имя чего-нибудь. Именно такой мне показалась миссия авторов картины.

Ну, хорошо, а разве упомянутая разумная избыточность не важна? Разве не стоит значительные детали (или важных персонажей) разбавлять подробностями и/или эпизодическими персонажами, которые, пусть [пока] не сыграют своей роли, но обогатят мир мультфильма, покажут, что не всё в нём крутится вокруг проблем главных героев, добавят происходящему на экране спонтанности, интриги и ощущения жизни за пределами авансцены. Застрявшие в Зачарованном лесу на 30 (!) лет солдаты Эренделла, которых встречают Анна, Эльза и их верные оруженосцы Кристоф, Олаф и Свен, как видно, не живут вне экрана. Находясь в противостоянии с местными жителями (буду их называть аборигенами, не в обиду будет сказано), они за прошедшие годы не смогли ни победить их, ни помириться с ними, ни разобраться в сути и причинах конфликта. Они ничего не узнали, ничего не добились и даже не изменились никак! Да просто показав пару могил, можно было бы без слов добавить правды истории! Среди картин прошлого, встающих перед Эльзой в кульминационном эпизоде, новые для зрителя и важные для конфликта фильма события чередуются со знакомыми эпизодами, добавленными шутки ради (с герцогом Варавски, например). Не было бы интересным потратить чуть-чуть ресурсов на сценки, контекст которых не ясен ни зрителю, ни Эльзе? Ведь это лучший момент для разумной избыточности, способной взбудоражить фантазию зрителя или намекнуть на возможность ещё одного фильма. Как насчёт какой-нибудь сцены из трудного детства Кристофа, например?

Отказ от разумной избыточности логичен для просчитанного, максимально эффективного и целостного, как по учебнику, сценария, в котором, если, например, появляются каменные великаны, то уж точно для того, чтобы, в конечном счёте, сыграть важную роль для истории. Не то, что каменный великан и драконы мультфильма «Волшебный меч», присутствующие в истории лишь для напоминания о том, что это фэнтези. Веская причина, замечу, но что я понимаю! Да, пример с «Волшебным мечом» не особо весомый, но нарочитая манипулятивность сценаристов «Холодного сердца 2» разве лучше? У меня, в частности, сложилось впечатление, что абориген, с которым на почве дружбы с оленями сблизился Кристоф, был введён в историю для того, чтобы подготовить сцену для песни бывшего торговца льдом. Кстати, сама песня Кристофа («Блуждаю в лесу») появилась в сиквеле лишь потому, что у героя не было нормальной песни в первом фильме. Впихнём! Впрочем, речь не про песню, а про то, как к ней зрителя подводят. Не удивлюсь, если как раз ради этой песни в историю вплели всю побочную сюжетную линию с неудачными попытками Кристофа сделать предложение Анне. Подразумевается, что он деревенщина и «не знает слов любви», а она выросла в затворничестве и намёков не понимает. Но разве с событий первого фильма не прошло время (три года?), за которые можно было научиться друг друга понимать? И вообще измениться.

Манипулятивность создателей «Холодного сердца 2» ещё более очевидна в том, как они пытаются наделить смыслом события предыдущего фильма. Нам продают идею, что у сгинувших в море родителей Анны и Эльзы была секретная миссия, о сути которой можно судить по «чёрному ящику» корабля. Ради того, чтобы донести до сестёр содержание этого «чёрного ящика», «Холодное сердце 2» идёт на крайние меры — размещает корабль прямо на их пути. И если в первом фильме поведение родителей Анны и Эльзы было нелогично жестоким — вместо попыток приручить магию, они предпочли спрятать дочку от мира и превратить дар в проклятье, то второй фильм усложняет картину — родители, кажется, и между собой не были до конца откровенны. Наконец, саму смерть короля и королевы трудно считать случайной в условиях разгула духов Ветра, Воды, Огня и Земли.

Складывается полное ощущение, что создатели картины так и не определились в разумности упомянутых духов, их жестокости и степени их заинтересованности в делах людей. Какое собственно дело стихиям, способным забрать корабль со дна моря, до людских разборок? А если и есть дело (ведь выгнали же жителей королевства из их домов), то почему ждали поводыря? Кажется, в «Моане» нам так и не объяснили, какие причины могли заставить могущественную стихию помочь героине сделать то, что Океан мог бы сделать сам. Здесь ситуация та же, только стихии ещё менее конкретны. Просто делай, что должен! — вот главное послание «Холодного сердца 2». А что должен? Делали ли, что должны, родители Анны и Эльзы? Делали ли, что должны, солдаты Эренделла? Ответов на эти вопросы в фильме нет. Гадайте!

Символично, что в начале фильма герои разгадывают шарады, ведь шарады им приходится разгадывать весь фильм. Шарады, которые в лучшем случае задают лишь направление поисков. Всё ради того, чтобы в конце пути всё тайное и явное показать буквально и в деталях. Сразу нельзя было? Нарисовать огнём, сложить из камешков...

Итак, с моей точки зрения, история «Холодного сердца 2» чрезмерно и искусственно сконцентрирована на главных героях, обесценивая роль остальных персонажей и откровенно манипулируя ими, но главная беда — засилье сюжетных дыр, то есть необъяснимых вещей, в том числе, из-за попыток вписать в события первого фильма новые смыслы. Определённо, даже у самых лояльных зрителей мультфильма будут к нему вопросы. Только едва ли это сильно повлияет на оценку. В приоритетах целевой аудитории увеличенное по сравнению с первым фильмом экранное время Эльзы, изобилие сцен действия и магии, и, конечно же, песни, желательно шлягеры. Всё это в картине есть. Причём песни поданы примерно в той же пропорции, что и в первом фильме. Соблюдено требование разнообразия жанров и тесного вплетения музыкальных номеров в сюжет фильма. Есть и общая песня представления героев («Вечные вещи»), и коммерческий хит («Вновь за горизонт»), и реальный хит («Где же ты?»), и шуточная песенка («Когда я стану взрослым»), и печальная, даже можно сказать, отчаянная («Делай, что должна»).

К счастью, нет глупой песни (аналога песни троллей), зато есть очень странная «рок-баллада» Кристофа, посвящённая по большей части его невезучести. Кристоф поёт, что не знает подступиться к любимой девушке, но фактически мается от своей ненужности. Сильные принцессы не очень нуждаются в защитнике. Стоит заметить, что очень эффектного кадра из первого рекламного ролика «Холодного сердца 2», в котором Анна выхватывает меч из ножен Кристофа, чтобы встретить неизвестную угрозу, в самом фильме нет (была вырезана), потому что у Кристофа больше нет меча! «Блуждаю в лесу», наверное, единственная песня, откровенно тормозящая действие фильма, но она же и самая неожиданная. Подобно тому, как «Это моя любовь» вызывала ассоциации с анимационными мюзиклами 1990-х, «Блуждаю в лесу» до смешного обыгрывает клиповые приёмы, давно ставшие клише. И смех, и грех, когда Кристоф серьёзно поёт о своих чувствах и одновременно пародирует «Богемскую рапсодию» Queen. Авторы фильма подтвердили, что именно этого и добивались.

Положа руку на сердце, наверное, следует признать, что песни первого фильма сильнее и содержательнее, но я не посмею обвинить супружескую чету Лопесов в недостаточности усилий. Продуманность и очевидная выстраданность звуковой дорожки, а также качество аранжировок говорят о работе высочайшего уровня. Аналогично высоко можно оценить и работу всей команды фильма — художников-постановщиков, декораторов и мастеров анимационных эффектов (самые важные новые персонажи мультфильма по сути являются анимационными эффектами!). Выразительность персонажной анимации, особенно в сценах с пантомимой, просто удивительная, хотя не менее, чем собственно игра персонажей, меня впечатлили их «неосознанные», машинальные движения в сценах покоя. Если бы только история была прозрачнее, логичнее (без роялей в кустах) и не концентрировалась исключительно на обслуживании главных героев, а на более-менее читаемой идее — ну, например, защите природы, воспевании свободы, ценности самоотдачи, уважении прав других, да мало ли какой, миссию создателей «Холодного сердца 2» можно было бы считать выполненной. Сейчас же немного жаль, что столько таланта, ресурсов и времени ушло на попытки переосмыслить созданный в муках первый фильм, который лучше было бы отпустить и забыть.

Комментарии ()
Все рецензии